Эксперты считают, что его используют до сих пор.
Отцом методики стал американец Джеймс Викери. У него была гипотеза, что если вставить в киноленту лишний кадр, то он не привлечёт внимания зрителя, но отложится в подсознании. И он провёл эксперимент.
Летом 1957 года Викери договорился с руководством кинотеатра в Форт-Ли (штат Нью-Джерси). Взял их киноленты и через каждые 24 кадра на 1/3000 секунды добавил ещё один кадр с рекламой. По факту он был, но мелькал на экране так быстро, что его нельзя было разглядеть. А рекламировал он попкорн и колу.
Потом Джеймс взял статистику продаж и заявил, что во время просмотра кино и сразу после него, продажи лимонада выросли на 18%, а попкорна – на 57,8%. Викери запустил эту новость в СМИ и приготовился рубить денежки с новой методики воздействия на подсознание.
Какое-то время о хитром манипуляторе говорила вся Америка. А его методику использовали бизнесмены и политтехнологи. Общественность Викери одновременно и хвалила, и ругала. Одни говорили, что его 25-й кадр станет прорывом в рекламе и обучении, другие заявляли, что метода людей зомбирует. Но её всё равно использовали.
Затем начались побочки: в Японии 25-й кадр вставили в мультфильм про покемонов, и у части зрителей после просмотра случился приступ эпилепсии. Тогда и пошли разговоры, что нужно такие эксперименты сворачивать. Огоньку в обсуждение добавил и случай с телемагазином. Его хозяева добавили в передачу кадр с призывом «Звони прямо сейчас», но он не сработал. Американский «Фонд исследования рекламы» потребовал у Викери письменные свидетельства о его эксперименте в Нью-Джерси, а Джеймс отказался. Делом также занялся и Стюарт Роджерс, студент из Нью-Йорка. Он приехал в Форт-Ли и расспросил владельца кинотеатра. Выяснилось, что никаких опытов Викери там не проводил, а просто придумал красивую байку для газетчиков.
Последний гвоздь в гроб этой методики забили учёные из Университета Неймегена в Нидерландах. Они внимательно изучили 25-й кадр и сделали вывод: никакого влияния на подсознание тут нет. А чтобы оно появилось, зрителям нужно показывать какой-то товар или услугу не менее 1 минуты.
И через 5 лет после появления “супер эффективного” 25-го кадра, Викери признал, что это туфта. А результаты эксперимента он сфабриковал, чтобы прославиться и как следует заработать.
В России 25-й кадр появился в 1990-х. В США к тому времени о нём уже все забыли, а у нас он почему-то стал довольно популярен. О том, что кадр не работает, наши рекламщики не слышали, поэтому стали пихать его в фильмы и передачи на ТВ. Это просочилось в СМИ, вызвало скандал и правительство запретило методику на законодательном уровне.
Хотя поговаривают, что иногда 25-й кадр всё-таки используют. Втихаря, конечно. Зачем — непонятно, ведь даже его создатель ещё полвека назад признал, что это обыкновенное мошенничество.