Сегодня дешевые любовные романы в мягких обложках никто не воспринимает всерьез. Такое чтиво берут с собой в отпуск, чтобы прочитать и безжалостно выбросить. Но мало кто знает: подобные книжонки когда-то открыли глаза женщинам первой половины XX столетия на то, что романтические отношения могут быть не только с представителями противоположного пола.
Так называемые «лесбийские» романы 50-60-х годов прошлого века стали настоящим литературным феноменом и откровением для миллионов женщин. Впервые литература рассказывала о том, что отношения могут быть не только между женщиной и мужчиной, но и между двумя женщинами.
До этого женщины с нетрадиционной ориентации находились в абсолютном вакууме и часто даже не подозревали, что не одиноки в этом мире. Писательница Кэтрин Форрест, выпустившая в 2005 году антологию лесбийских любовных романов, так вспоминает те времена:
Первой такой книгой в жизни Кэтрин стал роман Энн Бэннон «Odd Girl Out». Ей тогда было всего 18 лет, а произошло это в далеком 1957 году. Покупка этой книжки стала настоящим событием для будущей писательницы:
Вероятно, точно такие же эмоции испытывали при первой покупке лесбийского любовного романа и другие женщины. Они брали в руки эти книги, читали их взахлеб и узнавали в их героинях себя. Другая писательница, Джоан Нестле, призналась, что для нее, как и для других покупательниц подобных книг, взять ее в руки и подойти к кассе было очень непросто.
В середине XX века подобные романы также никто не считал интеллектуальной литературой. Да и, вообще, читать было совсем не модно и все, кто шел в ногу со временем, предпочитали не так давно появившееся телевидение. Женские лесбийские романы издавались огромными тиражами на самой дешевой бумаге и цензуре не было до них абсолютно никакого дела.
Благодаря такому послаблению на страницах бульварного чтива можно было найти запретные в то время темы, такие как «белое рабство», жестокие убийства, наркотики и, разумеется, однополые отношения. Самыми первыми романами нового жанра стали романы «Женские бараки» Терески Торрес (1950) и «Весеннее пламя» Мэриджейн Микер (1952).
Лесбийский роман Терески Торрес описывает события, происходившие во времена Второй мировой войны. В нем рассказывалось о патриотическом движении «Сражающаяся Франция», но, несмотря на явно антифашистский уклон книги, нашлось в ней место и лесбийской сюжетной линии.
И сама писательница и, тем более, издательство Gold Medal Books, были озадачены невероятным спросом на роман. Он разошелся тиражом 4 миллиона экземпляров, что для периода, когда литература находилась в упадке, было фантастическим успехом.
Воодушевленное успехом «Женских бараков» издательство рискнуло выпустить роман Мэриджейн Микер (под псевдонимом Вин Пэкер) «Весеннее пламя». В этом литературном «шедевре»уже три четверти всего текста были посвящены именно гомосексуальным отношениям между женщинами.
Концовки у этих любовных романов, согласно законам жанра, были трагическими, но главными действующими лицами были женщины. Микер призналась, что издатель заставил ее изменить концовку книги, чтобы та прошла цензуру. В то время женщина могла быть или гомосексуальной, или счастливой. Оба варианта вместе не рассматривались — лесбийские отношения имели однозначно негативную оценку.
Главные героини могли быть счастливыми лишь одумавшись и найдя себе мужчину, что, разумеется, не вписывалось в правила нового жанра. Первым романом, изменившим ситуацию, стала «Цена соли» Патрисии Хайсмит, известной нам по серии о «талантливом мистере Рипли». Книга вышла в 1952 году в издательстве Bantam Books и сразу же стала востребована.
Роман Хайсмит разошелся тиражом в 2,5 миллиона книг и занял 244-е место по продажам в Соединенных Штатах. Переиздавали роман вплоть до 1975 года, пока его не запретили в большинстве штатов США как безнравственный.
Еще один автор, бросивший вызов правилам — это Энн Бэннон, издававшая свои романы с 1957 по 1962 год. Писательница специально делала финалы своих книг счастливыми, чтобы развеять распространенные стереотипы, связанные с лесбийскими отношениями.
Общество видело лесбиянок фригидными, невротичными, психически неуравновешенными и морально незрелыми, но в романах Бэннон все было иначе. Ее героини жили нормальной жизнью любящих людей, при этом были понимающими и заботливыми. Автору удалось достичь своей цели и в том, что однополая любовь женщин начала восприниматься как нормальные отношения, во многом заслуга Бэннон.
Кроме настоящих лесбийских романов издавались и те, в которых психология отношений была далеко не основной темой. Их писали, чаще всего, мужчины под женскими псевдонимами и предназначены они были также для представителей сильного пола.
В этих романах даже сюжет был второстепенным делом, а на первое место выводились пикантные подробности интимной жизни. Очень скоро таких книг стало большинство, а настоящие любовные лесбийские романы, написанные женщинами для женщин, стали исключением из правил.
Вслед за периодом бурного расцвета последовал упадок жанра, который пришелся на первую половину 60-х. Усугубилось все тем, что беллетристика стала терять свою популярность и выгода от ее издания существенно снизилась.
Еще один немаловажный фактор, способствующий снижению тиражей — это появление долгожданной свободы. Женщины нетрадиционной ориентации перестали бояться своих чувств и стали находить другие способы самовыражения. В конце 1960-х в США начали появляться закрытые клубы, где лесбиянки могли встречаться друг с другом и находить себе пару. Еще позже начали организовывать открытые встречи и даже фестивали лесбиянок.
Напоследок нужно особо отметить то, что для издания подобных книг авторам нужно было обладать немалой отвагой. За такое творчество писательницу могли преследовать различные активисты и члены радикальных христианских сообществ. Исходила опасность и от властей — известны случаи преследования авторов со стороны ФБР.