Сейчас в попытке сохранить брак незначительная доля супругов пытается договориться или идёт к психологу, а основная масса мужей и жён, чьи пути и взгляды разошлись, просто начинает ненавидеть друг друга так же истово, как искренне давали клятвы верности.
Но в истории известен опыт (и небезуспешный) попыток примирения супругов. Который, возможно, стоит рассмотреть и применительно к текущим реалиям.
На территории церкви в тихой деревушке в Румынии есть небольшой домик, известный как «супружеская тюрьма». Именно сюда когда-то отправляли пары, чьи браки разрушались, чтобы они разобрались со своими проблемами, находясь взаперти до двух недель. Этот метод оказался настолько эффективным, что, согласно записям, за последние 300 лет в этом районе произошёл всего один развод.
Бьертан — одна из более чем 150 деревень Трансильвании, в которых до сих пор сохранились укреплённые церкви. Эти церкви были построены в период с XIII по XVI века, когда Трансильвания входила в состав Венгерского королевства, а Османская империя находилась на подъёме. Для защиты от нашествий самые важные города региона были полностью укреплены, а более мелкие общины создавали укрепления с центром в церкви, где были построены оборонительные башни и склады для хранения наиболее ценных продуктов, которые помогали им выдерживать длительные осады.
В Бьертане самым важным сооружением была церковь, стоящая на вершине холма со стенами, основательно врытыми в землю. На территории находится небольшое здание с комнатой внутри, которая едва ли больше кладовки. Пары, обратившиеся к местному епископу с просьбой о разводе, отправлялись в супружескую тюрьму максимум на две недели — шесть недель, по мнению некоторых, — чтобы уладить свои проблемы. Комната была скудно обставлена: стол и стул, сундук для хранения вещей и традиционная саксонская кровать. Супруги, пытавшиеся восстановить свой брак, должны были делиться в этом крошечном жилище всем, от подушки и одеяла до тарелки и ложки.
Согласно лютеранству, религии трансильванских саксов, развод допускался при определённых обстоятельствах, например, в случае супружеской измены. Но предпочтительнее было, чтобы пары пытались сохранить свой союз. Если развод все же состоялся, муж должен был выплачивать бывшей жене половину своего заработка, но если он снова женился и развёлся, вторая жена уже не имела права ни на что.
«Причиной оставаться вместе, вероятно, была не любовь. Причиной была работа и желание выжить», — объяснил Ульф Циглер, нынешний священник церквушки, спасавшей браки. «Если пара оказывалась запертой внутри на шесть недель, им было очень трудно прокормиться в следующем году, поэтому было необходимо выбраться и продолжать работать вместе».
Небольшая тёмная комната в настоящее время является музеем, но Зиглер говорит, что и сегодня к нему обращаются пары, которые хотят использовать тюрьму для восстановления своих браков, находящихся под угрозой.