Вампиры – существа столь загадочные, сколь и опасные, в той или иной интерпретации присутствуют в культурах разных народов. И порой их обвиняют в совершенно обыденных вещах, к которым ночные существа не имеют отношения.
Вампирская паника в Новой Англии — это приступ массовой истерии в XIX веке, вызванный вспышкой чахотки, в которой их как раз обвинили.
Чахотка, известная сегодня как туберкулёз — это инфекционное заболевание, вызываемое бактерией Mycobacterium tuberculosis (MTB). Заболевание обычно поражает лёгкие, вызывая хронический кашель с кровянистой слизью, лихорадку, ночную потливость и потерю веса.
В штатах Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Род-Айленд и Вермонт вспышки туберкулёза распространялись и оказались настолько сильны, что с 1786 по 1800 год унесли около 2% населения региона.
Когда умирал больной туберкулёзом, считалось, что он забирает жизнь своих оставшихся в живых родственников, которые обычно тоже заражались. Чтобы защитить оставшихся в живых и избежать симптомов чахотки, тела умерших эксгумировали, чтобы исследовать их на наличие признаков вампиризма.
Концепция кровососущего духа или демона, пожирающего человеческую плоть, была представлена в мифологии и сказках почти всех цивилизаций на протяжении веков. Одно из самых ранних изображений вампиризма содержится в клинописных текстах аккадцев, самарийцев, ассирийцев и вавилонян, где упоминаются такие демонические фигуры как Лилу и Лилиту.
Только в конце XVII и в XVIII веке фольклор о вампирах стал передаваться в устных преданиях многих европейских этнических групп. Их описывали как мстительных злых существ, жертв самоубийств, ведьм, трупы, одержимые злым духом, или жертв вампирического нападения.
В XVIII веке численность вампиров в Восточной Европе достигла своего пика, часто проводились эксгумации и практиковалось сажание на кол, чтобы убить потенциальных ревенантов. Этот период принято называть «спором о вампирах XVIII века».
В Новой Англии вампирские признаки определялись по тому, насколько свежим выглядел труп, особенно если сердце или другие органы ещё содержали признаки жидкой крови. После того как вампирический труп был идентифицирован, останки либо переворачивали в могиле, либо в некоторых случаях органы сжигали, а члены семьи вдыхали дым, чтобы вылечиться от чахотки. В редких случаях умерших обезглавливали, а останки перезахоранивали.
Один из самых известных случаев — инцидент с вампиром Мерси Браун в Род-Айленде в 1892 году. Несколько членов семьи Джорджа и Мэри Браун заболели туберкулёзом, причём первой от этой болезни умерла мать, Мэри Элиза. В газетном отчёте того времени говорится, что жители деревни и местный врач уговорили Джорджа Брауна дать разрешение на эксгумацию нескольких тел членов его семьи. Экспертиза показала, что тела Мэри и дочери Мэри Олив имели ожидаемый уровень разложения, однако труп дочери, Мерси, почти не разложился, а в сердце всё ещё была кровь (вероятно, из-за того, что её тело хранилось в ледяной камере в надземном склепе).
Сердце и печень Мерси были сожжены, а пепел смешали с водой, чтобы приготовить напиток, который дали её выжившему брату. То, что осталось от тела Мерси, было похоронено на кладбище баптистской церкви в Эксетере.
В другом рассказе Генри Дэвид Торо в 1859 году писал: «Дикарь в человеке никогда не будет полностью искоренён. Я только что читал о семье в Вермонте, которая, когда несколько её членов умерли от чахотки, просто сожгла лёгкие, сердце и печень последнего покойника, чтобы больше никто не заболел» — имея в виду случай Фредерика Рэнсома из Вермонта, который был эксгумирован, а его сердце сожжено в кузнечном горне.
Термин «вампир» не был общепринятым в общинах Новой Англии XIX века, скорее всего, его использовали газеты и посторонние люди того времени из-за сходства с современными верованиями в вампиров в Восточной Европе.
В антропологическом исследовании доктора Майкла Белла — специалиста в области фольклористики, посвящённом феномену Новой Англии, он заявил следующее:
Ни один достоверный рассказ не описывает труп, покидающий могилу, чтобы сосать кровь, и нет почти никаких доказательств того, что люди, вовлечённые в эту практику, называли её «вампиризмом» или подозреваемый труп «вампиром», хотя в газетных публикациях этот термин использовался для обозначения такой практики.