На этом отдалённом клочке земли в течение 18 лет в полном одиночестве жила выброшенная на берег женщина, судьба которой вдохновила писателя Скотта О’Делла на создание детской повести «Остров голубых дельфинов».
С 1835 по 1853 год коренная американка, оказавшаяся на острове Сан-Николас после эвакуации своего народа, жила в полной изоляции.
Одинокую женщину с острова Сан-Николас в романе Скота О'Делла «Остров голубых дельфинов» звали Карана, но её настоящее имя неизвестно. Она принадлежала к племени николеньо (юто-ацтекский народ), которое населяло остров, самый отдалённый из островов Ла-Манш, около 10 000 лет.
Как и в романе, коренные жители Аляски прибыли на остров, чтобы поохотиться на выдру. Они вступили в конфликт с местными, убив большинство из них. В 1835 году было решено переселить оставшихся николеньо на материковую часть Калифорнии для их же защиты. Во время эвакуации молодая женщина осталась на острове, когда шторм заставил отплыть корабль.
Некоторые утверждают, что девушку не забыли. Она сама спрыгнула за борт, когда поняла, что на острове остался мальчик — её сын (по другим сведениям младший брат). Это более позднее дополнение к истории, которое некоторые относят к романтизму викторианской эпохи. Как бы то ни было, женщина прожила одна на острове следующие 18 лет, выживая за счёт кореньев, мяса тюленей и моллюсков.
Рыбаки рассказывали об одинокой женщине, которую видели бредущей по пляжам острова Сан-Николас. После нескольких неудачных попыток найти её, траппер по имени Джордж Нидевер и его команда наконец-то выследили таинственную островитянку. Они пошли по следам на песке и обнаружили, что она снимает шкуру тюленя и одета в юбку из зелёных перьев баклана.
По сохранившимся сведениям, она была очень счастливым и приятным человеком. Когда её привезли в миссию Санта-Барбара, где она жила с Нидевером и его женой, ей было около 50 лет. Женщина была полностью здорова, но не могла общаться напрямую, потому что не осталось никого, кто говорил бы на её языке. К тому времени её племя вымерло и исчезло с лица земли. Язык жестов позволил ей рассказать часть своей истории, а ещё она с удовольствием танцевала и пела для жителей Санта-Барбары.
К сожалению, она продержалась в миссии всего семь недель: из-за смены рациона она заболела дизентерией. Незадолго до смерти её окрестили Хуаной Марией и похоронили на семейном участке Нидеверов на кладбище миссии. Платье и другие вещи, которые она привезла с собой с острова, были утеряны.
С тех пор археологи нашли свидетельства двух мест, где она, вероятно, жила: пещеру и хижину из китовой кости, возле которой её нашли. Ящики с артефактами, включая рыболовные крючки, блюда из раковин, подвески из птичьей кости и наконечники гарпунов, также были найдены по всему острову.
Все археологические исследования были прекращены в 2012 году, когда индейцы племени Печанга заявили о своём родстве с николеньо и оспорили право археологов на проведение исследований на острове.
Сегодня остров Сан-Николас населён в основном военнослужащими ВМС и используется для тренировок и испытаний оружия. Здесь ведётся работа по сохранению вида лисиц, обитающих на островах Ла-Манш. Одинокая женщина с острова Сан-Николас остается таинственной загадкой, разгадать которую по причине действия всемогущего времени уже не получится.