Из всех амфитеатров, построенных римлянами, Колизей или Флавианский амфитеатр в Риме является самым большим по размерам. За ним следуют амфитеатр Капуи, Поццуоли и Эль-Джем (уже в Тунисе, который также является самым большим в Африке). Однако не он самый древний, поскольку эта честь принадлежит амфитеатру Капуи.
Мало того, специалисты считают, что он даже мог бы послужить моделью для Колизея, так как имеет с ним и остальными много общих структурных особенностей. Речь идёт об амфитеатрах, построенных из камня, поскольку ранее они возводились из дерева.
Амфитеатр находится в древнем городе Капуя в Италии, который располагался не там, где сейчас находится одноимённый современный город, а в соседнем муниципалитете Санта-Мария-Капуя-Ветере, и который стал вторым по величине и процветанию городом на итальянском полуострове после Рима. Любопытно, что город назывался Санта-Мария-ла-Майор до 1861 года. Археологические раскопки, в результате которых была обнаружена старая Капуя, заставили сменить название.
Амфитеатр имеет эллиптический план, его размеры составляют 170 метров по главной оси и 139 метров по малой. Высота фасада достигает 46 метров, он разделён на четыре уровня, нижний из которых выполнен в дорическом ордере, а остальные — в тосканском. Три нижних уровня состояли из 80 травертиновых арок, украшенных бюстом бога.
Верхний уровень был образован стеной, украшенной пилястрами, между которыми находились окна, освещавшие коридор, предназначенный для проведения поминок, использовавшийся для защиты зрителей от солнца и непогоды. Аркады на втором этаже уступали место двойному открытому портику, поддерживаемому колоннами и покрытому сводами.
Размеры арены такие же, как у Колизея в Риме: 76,29 м в длину и 45,93 в ширину. Подземелье лабиринтообразное, нетронутое, состоит из кирпичных столбов, поддерживающих своды, на которых покоится арена.
До сих пор хорошо видны клетки, в которых содержались дикие животные, а также служебные галереи и система грузовых лифтов, ведущих к люкам, которая хорошо сохранилась.
В нём была сложная сеть канализационных труб, превратившая амфитеатр в гигантский имплювий — бассейн, в котором вода, собранная в пещере, направлялась в цистерну, установленную снаружи. В то же время акведук обеспечивал водой, необходимой для обслуживания здания.
Амфитеатр вмещал от 45 000 до 50 000 зрителей, а места делились на низкие (на подиуме), средние (на мраморных трибунах) и высокие. Такая большая вместимость и значительное движение публики в начале и конце каждого мероприятия заставили архитекторов снабдить амфитеатр двойной галереей для периферийной циркуляции на первом этаже, которую он разделяет только с Колизеем.
Здесь находилась первая и самая известная в римском мире школа гладиаторов, принадлежавшая ланисте Лентуло Батиато, у которого были в основном галльские и фракийские гладиаторы.
Точная дата её строительства неизвестна, но в источниках она уже упоминается, когда говорится о Спартаке — знаменитом гладиаторе, возглавившем восстание из Капуанского амфитеатра в 73 году до н. э. (Доказательств этому нет, но вполне вероятно, что Спартак мог сражаться на арене амфитеатра Капуи).
Однако некоторые историки считают, что нынешнее здание было построено в конце I века до нашей эры на руинах предыдущего. Если бы эта гипотеза была верна, то самым древним римским амфитеатром был бы амфитеатр Помпей, построенный в 70 году до нашей эры.
В пользу этой гипотезы говорит надпись, найденная у входа в амфитеатр в 1726 году, которая относит его строительство ко времени Августа. Согласно этой надписи, позже он был восстановлен Адрианом в 119 году н. э., который добавил к нему статуи и колонны, и освящён Антонином Пием в 155 году н. э.
Гладиаторские бои были запрещены императором Гонорием в 404 году нашей эры, хотя в амфитеатре продолжали устраивать представления диких зверей. После падения империи вандалы Гензериха в 456 году нашей эры значительно повредили здание, как и сарацины в 841 году. Большая часть камней амфитеатра была повторно использована в норманнские времена для строительства замка Кастелло делле Пьетра и других зданий города.
Большие каменные блоки разбивали для получения бронзы и свинца, которые скрепляли их, а камни поменьше использовали для мощения улиц. Сохранение комплекса началось только после того, как в 1826 году король двух Сицилий Франциск I объявил его национальным памятником, приказав очистить и раскопать амфитеатр под руководством королевского архитектора.