Это стало один из самых громких поражений в истории Рима.
На заре империи Рим обладал самой мощной армией в мире. С вышколенными пехотинцами, инженерами, кавалерией и вспомогательными войсками. Эта стальная машина пёрла вперёд и сметала всё на своём пути. А когда легионеры выстраивались в боевое построение, справиться с ними было практически невозможно.
Но иногда случались и разгромные поражения. Как правило, из-за никудышного руководства войсками.
В 5 году н.э Октавиан Август назначил командующим германскими легионами 55-летнего Публия Квинтилия Вара. Но вовсе не из-за того, что тот был толковым полководцем — просто Вар вовремя женился на племяннице принцепса. И его карьера сразу пошла в гору.
До этого Вар руководил провинцией Сирия. Там он более-менее справлялся с делами, но в военном ремесле понимал чуть более 0. Плюс совершенно не понимал менталитета германцев — Квинтилий отчего-то считал, что они прямо рвутся стать частью империи и восхищаются римской культурой. Об этом ему постоянно твердил Арминий, сын вождя одного из местных племён. Молодой человек успел получить римское гражданство и даже послужил в армии.
К 9 году н.э. римляне завоевали территории до реки Эльбы, но обстановка в новой провинции была тревожной. Судя по донесениям разведки и по передвижениям германцев — они готовились крепко вложить новым хозяевам. И решающую роль тут сыграл Арминий.
В том же году, в конце лета, Вар возглавил 3 легиона, прихватил с собой Арминия с его вспомогательными отрядами, и двинулся на зимние квартиры. Его предупреждали, что германец может предать, но Квинтилий лишь отмахивался и говорил, что они с ним друзья. И этот дружок предложил Вару изменить маршрут и пройти через Тевтобургский лес.
Когда войска зашли в чащу, погода резко испортилась: хлынул непрекращающийся дождь и дорога раскисла. Колонна римлян растянулась и стала уж очень удобной мишенью для атаки. Вскоре она доползла до местечка, которое потом назвали “Чёрная топь” — тут германцы и ударили. Они заранее собрали воинов из восьми племён, а координировал операцию дорогой друг Вара Арминий.
Варвары заняли возвышения и налетели со всех сторон. А римляне увязли в болотистой почве и не могли нормально отбиваться. Арминий ещё до начала боя бежал и присоединился к своей братве. Тут и началось избиение.
Оно продолжалось три дня. Половина войска полегла в первые же сутки, остальные прорвались на обширную лесную поляну и кое-как держали оборону. Но шансов у них не было, Вар это понял и покончил с собой. Легионеры узнали о смерти полководца, совсем пали духом и попытались скрыться в лесу, разбившись на небольшие отряды. Позже их выловили и жестоко убили. А голову Вара отправили в Рим.
Узнав о разгроме, Август сказал: «Вар, верни мне мои легионы!» И объявил в стране траур. Тогда от империи откололся кусок недавно завоёванных территорий. Хотя их удалось вернуть при новом императоре Тиберии — солдаты вновь прошли по тому злосчастному лесу и нашли груды костей и обломки оружия. А деревья были украшены черепами павших легионеров.
Но закрепиться в тех местах римляне так и не смогли. И спорные территории стали постоянной головной болью для многих последующих императоров. Спокойной жизни там не было вплоть до падения империи.
А что же Арминий? Он не поделил власть над племенами со своим дядей и отправился на тот свет от рук соплеменников. Типичная судьба предателя. Но в Германии его считают национальным героем. Есть даже статуя мятежного вождя — она красуется на вершине холма в Тевтобургском лесу.