Опаздывать на прием к товарищу Сталину дело было весьма рискованное. Особенно если ты человек военный, а по планете грохочет Вторая мировая война. Но один генерал так поступил, причем по причине весьма прозаической.
Маркиан Михайлович Попов в документах имел год рождения 1902. Но есть версия, что парень попросту добавил себе 2 года, чтобы в 1920 году иметь возможность вступить в Красную Армию. Служба шла весьма успешно, он продвигался по командной лестнице. А в 1936 году он уже выпускник Военной Академии им. Фрунзе. А это давало возможность занимать высшие командные должности.
Когда разгоралась Великая Отечественная война, Маркиана Попова назначили командующим Северным фронтом. 2 месяца полководец командовал Северным фронтом, затем 27 августа получил назначение возглавить Ленинградский фронт. А уже 29 августа Молотов, направленный в Ленинград, получил от Сталина телеграмму с вопросом, чем там занимается Попов, что это вообще за человек? И не кажется ли Вячеславу Михайловичу, что некоторые лица открывают немцам путь на Ленинград, а командование фронтом бездействует? 5 сентября Попов сдает командование фронтом маршалу Ворошилову.
Маркиан Попов.
Правда и маршал Ворошилов этим фронтом покомандовал лишь до 14 сентября, когда был вынужден сдать командование генералу армии Жукову. Ну, чехарда тогда с командующими фронтами была изрядная. А самого Маркиана Михайловича временно отправили в резерв. Но уже 18 декабря он получает назначение командовать 61 армией, которая сначала была в составе Юго-Западного, а затем Брянского фронтов.
61 армией Попов командовал до 28 июня 1942 года, когда был переведен на должность главы 48 армии, которой прокомандовал всего 5 дней, поскольку был назначен командующим 40 армией все того же Брянского фронта. По сути этот перевод был попыткой спасти 40 армию, потерпевшую тяжкое поражение под командованием генерала Парсегова. Командовал удачно, поэтому 13 октября был назначен замкомандующего Сталинградским фронтом.
На этом посту все отмечали талант генерала, который внес немалый вклад в окружение немецких войск под Сталинградом. Требовалось развивать успех, и Маркиана Михайловича назначают командующим 5 ударной армией. Дальше последовали новые назначения, дела у военачальника складывались успешно, и в самом конце мая 1943 года генерала вызвали в Москву. Требовалось назначение нового командующего Брянским фронтом, но сначала Сталин лично хотел пообщаться с полководцем.
Генерал Маркиан Попов.
Сам Попов был прекрасно осведомлен, что будут его хвалить, и явно он получит повышение. И в пути решил отметить это дело. В то время путь из Сталинграда, где изначально находился Маркиан Михайлович, до Москвы занимал несколько часов лета. И вражеской авиации в небе не было.
Однако на пороге кабинета Сталина в ожидаемое время генерал не появился. Не было его и на следующий день. Конечно, в пути следования, особенно в военное время, могли быть всяческие задержки, но уж сообщить об этом военачальник был обязан – ведь его ждал сам товарищ Сталин, а не девицы с вином. Вот только именно вином и женщинами и занимался в это время Маркиан Михайлович. Этот водоворот оказался весьма интересным, и на пороге кабинета Сталина генерал появился с трехдневной задержкой.
Лицо военачальника было опухшим, да и вообще его внешний вид вполне самостоятельно сообщал о нескольких днях разгульной жизни. А ведь это было время тревожного ожидания летнего немецкого наступления. И чего можно ждать в будущем от такого командующего, который даже за назначением не смог явиться вовремя?
Маршал И. С. Конев (в беседе с К. М. Симоновым):
После тридцать седьмого года Сталин приглядывался к оставшимся кадрам и брал на заметку людей, которых он собирался выдвигать, на которых собирался делать ставку в будущей войне. Сам он, Конев, ощущал себя одним из таких людей… К таким людям, по его мнению, принадлежали в равной мере Жуков, за выдвижением которого Сталин очень следил и выдвижению которого активно помогал; Павлов, который не оправдал ожиданий Сталина; Маркиан Попов, с которым Сталин тоже связывал большие надежды и не ошибался с точки зрения военных данных этого человека, но Попов сам помешал себе выдвинуться своим всё усиливавшимся год от года пьянством.
Главный маршал авиации А. Е. Голованов:
Маркиан Михайлович был огромного таланта и эрудиции человек, самородок, имевший блестящие способности в военном деле. Будучи совсем молодым человеком, он ещё до войны командовал военным округом. Однако его слабость к «живительной влаге» и прекрасному полу всю жизнь, как говорится, вставала ему поперёк дороги…
Гроза в самом деле пронеслась над головой генерала Попова. Но совсем не такая, как ожидали все. Для начала Сталин выждал паузу, а затем спокойным голосом начал рассказывать историю времен Гражданской войны. Иосиф Виссарионович получил тогда поручение от Ленина приказание разобраться с одним полководцем, который тоже любил заложить за воротник.
Однако подчиненные встали на защиту своего командира, объясняя, что командир он очень хороший, а выпивает лишь тогда, когда совсем нет занятия. Ну раз делать нечего, то Сталин нашел ему работу. Иосиф Виссарионович завалил командира таким количеством дел, что тот и поспать не успевал. Стало не до пьянок.
Награды.
Маркиан Михайлович Попов вполне понял урок Верховного Главнокомандующего. Из кабинета он вышел все же командующим Брянским фронтом. А впоследствии первый военный салют за взятие Орла и Белгорода был дан и в честь Брянского фронта. Впоследствии у генерала Попова были и крупные военные успехи, случались и неудачи. Но подобного разгильдяйства он уже никогда больше не допускал. Вождь умел учить с одного раза.
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.