Ангелы на Небесах делятся на 10 уровней и выполняют различные роли. Серафимы и Херувимы находятся ближе всего к Богу и никогда не спускаются на Землю. Они окружают трон Всевышнего и выполняют функции гвардии, помогая в суде над людьми, принося просвещение и веру. Шестикрылые серафимы и херувимы часто изображаются на иконах, отличающихся огненно-алым и морским цветом.

Могучая гвардия Господня Херувимы, которые охраняют трон Всевышнего

Херувим с 4 крыльями

Кто такие Херувими

Слово «херувим» в русский язык пришло из иврита и произносится как «керувим» («крувим»). Одно из значений этого слова – «подобный юноше». Некоторые исследователи связывают его с греческим термином, обозначающим грифонов – крылатых существ с телом льва и головой орла. Другие версии указывают на ассирийское слово karibu, означающее «благословляющий», которым называли стражей миропорядка с обликом крылатых быков.

В начале Ветхого Завета описан херувим с огненным мечом, охраняющий Райский сад. В Псалтыре царь Давид упоминает херувимов как летающих созданий, служащих Господу. Бога в Библии часто называют «Сидящий на херувимах».

Могучая гвардия Господня Херувимы, которые охраняют трон Всевышнего

Херувим

В книге пророка Иезекииля царь Тирский сравнивается с херувимом по мудрости, красоте и величию. Херувим описывается как высшее существо из Эдема, облаченное в сверкающие драгоценные камни. Однако царь впал в гордыню и потерял свое величие.

Херувимы играют ключевую роль в описании Ковчега Завета, созданного по повелению Господа. Крышка Ковчега украшена двумя золотыми фигурами херувимов, крылья которых раскрыты, как бы защищая священную реликвию.

Царь Соломон приказал создать из масличного дерева двух огромных херувимов, покрытых золотом. Их высота достигала пяти метров, и такой же был размах их крыльев, которые смыкались, образуя защитный покров для святилища. В Храме Соломона изображения херувимов украшали стены, двери, занавеси и покрывала.

Пророк Иезекииль также описывает херувимов в своем видении, отмечая, что они имели два лица: человеческое и львиное.

Какими способностями владеют ангелов

Воинство Небесного царства состоит из ангелов, наделенных силой, дарованной Богом.

Только Он определяет их возможности. Ангелы обладают следующими общими способностями:

  • оставаться невидимыми для людей;
  • проявляться в физическом теле;
  • иметь крылья и летать;
  • являться через видения;
  • предсказывать будущее;
  • воздействовать на материальный мир в человеческом обличье.

Некоторые ангелы способны испепелять не только небольшие предметы, но и целые города, как это произошло с Содомом и Гоморрой в наказание за грехи.

Что говориться о Херу­вимах в Ветхом Завете

Могучая гвардия Господня Херувимы, которые охраняют трон Всевышнего

Херувим глазами ИИ

В Библии херувимы часто изображаются как ангелы, на которых воссе­дает Бог (1Цар. 4:4; 2Цар. 6:2; 4Цар. 19:15; 1Пар. 13:6; 2Цар. 22:11; Пс. 17:11). Это подчеркивает как особое Божье присутствие в ковчеге Завета, так и близость херувимов к Богу.

После изгнания Адама и Евы из рая херувиму было поручено охранять путь к дереву жизни: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч, обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24).

Херувимы в библейских текстах часто имеют символические образы: они вырезались из масличного дерева и покрывались золотом или изображались в рельефах, а также были литые из золота и вышитые в атрибутике скинии и Святого Святых (3Цар. 6:23–29; 2Пар. 3:7; 2Пар. 3:10–13).

Символика изображает херувимов с крыльями, что указывает на их небесное происхождение и способность к быстрому передвижению. Их лица разнообразны: у херувимов ковчега Завета — одно лицо, у херувимов в храме Иезекииля — два лица (Иез. 41:18), а в его видениях — четыре лица (Иез. 1:4–28). Их крылья были расправлены и поддерживали свод, над которым воссе­дал Бог. При движении херувимов их крылья издавали шум.

Внешний облик херувимов, описанный в различных книгах Библии, символически отражает их особенности и качества. Эти описания не следует воспринимать буквально как указания на их физическую форму.

В труде «О небесной иерархии», приписываемом Дионисию Ареопагиту, подчеркивается, что такие изображения предназначены для того, чтобы мы не представляли небесные и божественные сущности в грубой манере, как это делают невежественные люди, воображая их с множеством ног и лиц или в образах животных. Также автор предостерегает от мысли, что на небесах существуют материальные объекты, такие как огненные колесницы или троны, предназначенные для Бога, и другие подобные символы, упомянутые в Священном Писании (Иез. 1:7; Дан. 7:9; Зах. 1:8; 2 Мак. 3:25).

Что говорится о Херувимах в христианской письменности

Могучая гвардия Господня Херувимы, которые охраняют трон Всевышнего

Херувимы в христианской с 6 крыльями

Описание херувимов в Библии разнообразно, что привело к множеству толкований их образов в святоотеческой традиции. Авторы согласны, что каждый элемент их внешности символичен, хотя интерпретации этих символов различаются в зависимости от контекста упоминания херувимов в Писании.

В произведении «О небесной иерархии» херувимы занимают вторую позицию после серафимов в первой триаде ангельских сил. Их основная функция заключается в познании и созерцании Бога, а также в передаче мудрости другим.

Климент Александрийский считает, что фигуры херувимов на ковчеге Завета представляют собой символическое изображение, а не реальный облик. Он аргументирует это запретом Бога на изображения святых предметов и невозможностью человеческого восприятия небесных существ. Климент объясняет, что имя «херувим» означает «великое знание», и рассматривает двенадцать крыльев как символ чувственного мира и времени, а сами изображения херувимов символизируют душу, служение и гимн славы Богу.

Блаженный Августин рассматривал меч, охраняющий Едемский сад, как символ временного наказания после изгнания первых людей. Он полагал, что меч «пламенный», потому что страдание напоминает огонь, но его цель — очищение, а не уничтожение. В противовес ему, Иоанн Златоуст видел в этом образе знак недоступности рая после нарушения заповеди. В своих «Беседах на книгу Бытия» он отмечает, что меч был назван «обращаемым» Моисеем, чтобы подчеркнуть, как он преграждает все пути и вызывает страх.

Иоанн также интерпретирует херувимов как символ мудрости, поясняя, что их многочисленные глаза символизируют всюобъемлющий взгляд мудрости. В своем труде «Против аномеев» он утверждает, что херувимы служат Богу как престолы, подчеркивая их величие, несмотря на то что Богу не нужны физические престолы.

Преподобный Ефрем Сирин интерпретировал образ четырех зверей из видения Пророка Иезекииля как херувимов. Он считал, что херувимы представлены львом, тельцом и орлом, поскольку эти животные воспринимаются как наиболее благородные и сильные. Лев символизирует «царей и князей века сего», которые примут иго Церкви, изображаемой в виде колесницы, или покорятся Евангелию. Орел указывает на пришествие Мессии. В совокупности эти образы символизируют множество народов, которые в будущем примут Евангелие.

Ангельская иерархия в Раю

Информация об ангелах и их иерархии собиралась на протяжении веков из самых различных источников, складываясь как мозаика из фрагментов знаний. Наиболее систематизированным образом эту информацию обобщил Дионисий Ареопагит в своей знаменитой работе «О небесной иерархии». Его труд стал основополагающим для понимания структуры ангельских чинов и их роли в небесной иерархии.

Могучая гвардия Господня Херувимы, которые охраняют трон Всевышнего

Ангельская иерархия

Ангелы делятся на три лика, каждый из которых включает три чина, что в итоге формирует целых девять ангельских чинов. Эти чины занимают свое особое место в божественном порядке, находясь в непосредственной близости как к Богу, так и к людям, выполняя различные функции и задачи, предписанные им согласно их статусу.

Наивысшую позицию в этой небесной иерархии занимают три ангельских чина, которые находятся ближе всего к Господу. К ним относятся Серафимы, Херувимы и Престолы. Эти святые существа окружают Всевышнего, выполняя роль Его защитников и ближайших помощников. Серафимы, обладающие огненной природой, восхваляют Бога в Его величии, Херувимы, символизирующие мудрость, охраняют божественные тайны, а Престолы служат переносчиками божественного правосудия и власти. Таким образом, каждый из этих чинов исполняет уникальную и важную функцию в поддержании божественного порядка и связи между небесами и землей.

Что символизируют Херувимы

В Библии встречается выражение «восседающий на херувимах», указывающее на то, что шестикрылые ангелы служат средством передвижения Бога.

Херувы, как их правильно называют, имеют несколько значений. В еврейском языке это слово переводится как «благословляющий» или «обладающий великим знанием», что популярно среди православных богословов. Их тела и крылья покрыты множеством глаз, что символизирует способность к познанию. Деонисий Ареопагит описывал их как сияющих светом богопознания.

Существует и другое толкование, согласно которому херувы олицетворяют «цветущую юность», что приводит к изображению их в виде младенцев с крыльями. На иконах и фресках они обычно изображаются с нимбом и закрытыми крыльями.

В книге пророка Иезекииля даны подробные описания херувов: у них по четыре лица — человека и льва с одной стороны, и тельца и льва с другой. У каждого четыре крыла. В православной традиции херувов часто изображают с лицом младенца и шестью крыльями, как и серафимов, причем их крылья обычно окрашены в лазурный или синий цвет.

Могучая гвардия Господня Херувимы, которые охраняют трон Всевышнего

Херувим с 6 крыльями

Согласно Книге Бытия, Херувим с мечом охраняет вход в Райский Сад и Древо вечной жизни, не позволяя людям к ним подходить. Он был назначен на эту должность до появления Адама и Евы. Херувимы также ответственны за борьбу с дьяволом и защиту христианских душ.

По велению Господа Моисей разместил Херувимов по обе стороны Ковчега Завета.

На высшем уровне ангельского чина находятся Престолы, которые служат опорой для Бога и располагаются под Ним.

Второй высший ангельский чин в Раю

Херувимы занимают важное место в различных религиозных традициях, прежде всего в иудаизме, от которого произошло христианство.

В христианстве

В христианстве теологи раннего периода не пришли к единому мнению о херувимах. Некоторые считали их лишь символом действий Бога. Однако Климент Александрийский, живший во II–III веках, описывал херувимов как «песнословящих духов» и расшифровывал их название как «Великое Знание». Он утверждал, что херувимы имеют 12 крыльев, что соответствует 12 знакам Зодиака и символизирует течение времени. Также он отмечал, что их лицо символизирует душу, крылья – действия во имя Всевышнего, а уста – восхваление Господа.

К IV веку в христианстве сформировалось устойчивое представление о херувимах. Архиепископ Иоанн Златоуст подчеркивал, что они олицетворяют мудрость Творца и описывал их как существ, покрытых множеством глаз, что символизирует всеведение Бога. Византийский монах Феодор Студит также относил херувимов к высшим ангелам, находящимся ближе всего к Богу.

Могучая гвардия Господня Херувимы, которые охраняют трон Всевышнего

Херувим на мазайке с 6-ю криылями

В трактате «О небесной иерархии» Псевдо-Дионисий Ареопагит определяет херувимов как второй высший ангельский чин. Он подчеркивает, что эти ангелы способны познавать Господа и видеть его в полном великолепии. Также отмечается, что херувимы передают высшую мудрость и божественный свет тем существам, которые не могут напрямую общаться с Богом.

В иудаизме

Согласно древнееврейским преданиям, херувимы были созданы Богом на третий день и остаются в Его непосредственном окружении. Во время Исхода евреев из Египта, когда Моисей привел их к Красному морю, Бог явился на херувиме, чтобы помочь своему народу.

В еврейском толковании Экклезиаста (мидраш) херувимы служат связующим звеном между душой спящего человека и Создателем. Также утверждается, что Бог, восседая на херувиме, наблюдает за событиями во Вселенной, подчеркивая нематериальную природу херувимов как части Божества.

Мидраш Тадше отмечает, что образы двух херувимов на Ковчеге Завета символизируют два основных божественных качества: милосердие и справедливость.

Молитва «Честнейшую херувим» от Девы Марии

Могучая гвардия Господня Херувимы, которые охраняют трон Всевышнего

Херувим на потолке храма

Пресвятая Дева Мария посетила свою родственницу Елисавету, которая была в преклонном возрасте и также ждала ребенка. При встрече младенец Елисаветы восторженно отреагировал на Божественное присутствие, и Елисавета благословила Марию пророческими словами. В ответ Мария произнесла торжественный гимн, который позже стал молитвой «Честнейшую Херувим».

Как читать молитву?

В Евангелии практически отсутствуют речи Пресвятой Богородицы, но молитва «Честнейшую Херувим» стала важной частью богослужения в христианстве. По традиции православия, её поют на утрене между восьмым и девятым канонами.

Во время обрядов дьякон начинает с кадила, обходя святой престол и алтарь, затем останавливается у иконы Божьей Матери и дает сигнал хору начать пение.

В некоторых храмах молитву исполняют два хора, но чаще её поют всем приходом.

Эта молитва выражает почтение к Деве Марии как истинной Богородице и Царице Небесной. Верующие уверены, что искренние молитвы к Пресвятой Матери Божией приносят личное благословение.

Текст молитвы на русском языке

Молитва Богородице «Честнейшую Херувим» изначально написана на греческом и позже переведена на славянский язык.

Припев: Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, рождшая без истления Бога Слова, Тебя величаем.

Он призрел на смирение рабы Своей, и отныне все роды будут меня благословлять.

Припев: Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, рождшая без истления Бога Слова, Тебя величаем.

Сотворил Мне великое, свято имя Его, и милость Его к боящимся Его в роды родов.

Припев: Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, рождшая без истления Бога Слова, Тебя величаем.

Силою Своей Он разрушил гордые помыслы.

Припев: Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, рождшая без истления Бога Слова, Тебя величаем.

Он низложил сильных с престола и возвысил смиренных; алчущих насытил благами, а богатых отпустил с пустыми руками.

Припев: Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, рождшая без истления Бога Слова, Тебя величаем.

Он воспринял Израиля, помня милость, как говорил к отцам нашим, Аврааму и его семени вовеки.

Припев: Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, рождшая без истления Бога Слова, Тебя величаем.

Чем помогает молитва?

Царица Небесная всегда была покровительницей человечества перед Господом. Верующие обращаются к ней за утешением и радостью.

Христиане произносят молитвы к Богородице в следующих ситуациях:

  • Когда испытывают неуверенность, растерянность или утрату нравственных ориентиров. Искренняя молитва помогает справиться с внутренними сомнениями.
  • Если не могут найти ответы на важные вопросы.
  • Когда зависть и корыстные намерения окружающих причиняют страдания.
  • Когда трудно выбраться из сложной жизненной ситуации.

Матерь Божия дарует просящим силу духа, очищает от греховных мыслей и направляет на истинный путь. В трудные времена человек может обратиться за помощью к небесам, так как не всегда возможно справиться с проблемами самостоятельно.

Могучая гвардия Господня Херувимы, которые охраняют трон Всевышнего

Матерь Божия дарует всем просящим стойкость духа

Когда нужно читать молитвенное обращение?

Молебен, хотя и известен многим православным верующим, не имеет чётких указаний в Евангелии о месте и времени его проведения.

Тем не менее, священнослужители следуют установленным традициям:

  • Молитва Богородицы «Честнейшую Херувим» обычно поётся на утрене между восьмым и девятым канонами.
  • Дьякон во время обряда окропления обходит храм, начиная с престола и алтаря, и заканчивает у царских ворот.
  • В церкви дьякон занимает правую сторону иконостаса, рядом с изображением Небесной Царицы.
  • После его занятия места начинает петь хор.
  • Молебен можно читать как в церкви, так и дома.
  • Чтение должно быть нараспев.

Что значит слов Херувим?

ХЕРУВИ́М, -а, м.

  1. В христианстве — ангел высшего ранга.
  2. Устаревшее разговорное обозначение красивого человека. Пример: «Ну, под стать ли я такому херувиму!» (Салтыков-Щедрин).

Этимология: от древнееврейского множественного числа *kerūbīm*.

Дополнительные значения: Изображение с крыльями, используемое как украшение или игрушка. Пример: «Каждый подарок с базара украшался веткой вербы и крылатым херувимом» (Лесков).