Меры для улучшения роста рождаемости в России
Системной, обоснованной и содержательной политики в этом вопросе пока не наблюдается
Как известно, 2024 год был объявлен президентом Годом семьи. Данная мера в совокупности с целым комплексом инструментов поддержки рождаемости и семейных ценностей направлена на то, чтобы детей в наших семьях было больше, чтобы у них было счастливое детство. Однако, как показала практика, все намного сложнее и качественного роста деторождения в нашей стране пока не происходит. Попытаемся разобраться в причинах и следствиях.
Начнем со статистики. По состоянию на 1 января 2024 года численность населения нашей страны сократилась за год (с 1 января 2023 года) почти на 250 тысяч человек (без учета новых территорий). Это население среднего российского города и сопоставимо с численностью населения таких прекрасных регионов, как, например, Республика Алтай или Республика Калмыкия. Статистически у нас на один субъект федерации стало меньше, что, конечно, не может не беспокоить. Все это происходит на фоне миграционного прироста в нашей стране, без наличия которого ситуация была бы еще более ужасающей. Данных по итогам 2024 года пока нет, но что-то мне подсказывает, что радикальным образом ситуация не улучшится.
Что касается рождаемости, то в текущем году она по-прежнему была невысокой. В статистике есть такой показатель — суммарный коэффициент рождаемости, который показывает, сколько детей рождается на одну женщину. Если коэффициент рождаемости меньше 2 детей, то мы самым наглядным образом наблюдаем потенциальное сокращение населения. На фоне роста продолжительности жизни и миграционного прироста данный аспект может быть не очень заметным, но его присутствие так или иначе даст о себе знать через старение населения, рост расходов на пенсионное обеспечение и т.д.
Статистика совершенно наглядно говорит нам о том, что по итогам 2023 года суммарный коэффициент рождаемости в России в среднем составлял 1,41 ребенка на одну женщину, что, конечно, не является катастрофой, но точно требует к себе особого внимания. При этом в 41 регионе коэффициент рождаемости был ниже общероссийского уровня. В половине субъектов РФ (без учета новых регионов) уровень рождаемости все еще выше общероссийского, но только в 2 регионах он превышает уровень простого воспроизводства — 2. Это Чечня и Тыва.
В 2023 году в России родилось 1,26 миллиона детей. Много это или мало? Если сравнивать с предыдущими периодами новейшей истории, то выясняется, что в 2006 году на 1000 населения было 10,4 рождения детей, в 2013 году — 13,2 рождения, в 2023 году — 8,6 рождения. Тенденция, что называется, налицо. Хочется добавить, что с 2015 года впервые в истории коэффициент рождаемости в сельской местности стал ниже аналогичного показателя в городах.
Сказать, что власти ничего не делают для роста рождаемости, конечно, нельзя. Иное дело, что системной, обоснованной и содержательной политики в этом вопросе не наблюдается. Приведу несколько примеров…
Материнский (семейный) капитал в нашей стране появился в 2007 году. При этом изначально он распространялся исключительно на второго ребенка. Только со временем его начали выплачивать на третьего и последующего детей (почему нельзя так было сделать сразу?), а в 2020 году государство стало его выплачивать и на первого ребенка. Данная мера, безусловно, значимая и привлекательная. Но почему-то исполнительная власть категорически не хочет ее системно модернизировать для поддержки рождаемости. Почему нельзя пропорционально увеличить материнский капитал в регионах с коэффициентом рождаемости ниже общероссийского? Очевидно, это помогло бы улучшить ситуацию практически во всех регионах. И такие предложения звучали неоднократно и звучат постоянно. Или почему нельзя использовать материнский капитал на покупку семейного автомобиля? Такие предложения тоже были, но их почему-то тоже отвергло правительство. С введением цифрового рубля все махинации с материнским капиталом будут сведены к нулю. Почему же нам не использовать эффективные инструменты поддержки рождаемости более гибко и обоснованно, с ориентацией на результат?
Другой важнейший инструмент — семейная ипотека. В последнее время на фоне роста ключевой ставки с данной мерой постоянно что-то происходит. Она вроде бы есть (но не для всех), а еще банки периодически рапортуют об истощении лимитов на соответствующие банковские продукты. При этом, к счастью, все обязательства по льготной семейной ипотеке для регионов Дальнего Востока и Арктики сохраняются. И это, кстати, дает свои значимые результаты. В целом ряде регионов этой части России прекратился отток населения, что мы видим в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области. Почему бы тогда льготную семейную ипотеку не распространить на все регионы с суммарным коэффициентом рождаемости ниже двойки?
Еще один важнейший инструмент — это ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка малоимущим семьям. Сегодня эти выплаты составляют от 7,5 до 15 тысяч рублей (в зависимости от дохода мамы), что, конечно, не может компенсировать никакие минимально значимые расходы. Здесь также возникает вопрос: а почему мы поддерживаем только малоимущие семьи? Неужели семьи со средним достатком не нуждаются в подобной поддержке? Принцип адресности, который исповедуют наши социальные власти, часто выглядит чрезмерным и даже контрпродуктивным. В данном случае он совершенно неуместен, потому что рост рождаемости могут обеспечить именно крепкие середняки. Им, как и малоимущим, тоже нужно помогать.
Или иной странный пример… Оказывается, во многих регионах России многодетная семья (семья с тремя и более детьми) теряет статус многодетности при достижении старшими детьми совершеннолетия. То есть если в семье есть трое детей и старшему исполнилось 18 лет, то данная семья вылетает из категории многодетных и теряет соответствующие льготы и меры поддержки. При этом часть регионов ввела принцип сохранения статуса многодетной по возрасту младшего ребенка, что, конечно, более справедливо. Предложения ввести данный правильный принцип на федеральном уровне также не возымели успеха. Федерация считает, что регионам виднее, что в данном случае, как мне кажется, совсем неуместно.
В ноябре текущего года Министерство труда и социальной защиты РФ вынесло на общественное обсуждение Стратегию действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года, которая после обсуждения и утверждения станет обязательной для исполнения всеми органами публичной власти. Что предлагается в данной стратегии?
Здесь, как говорится, все слова и буквы правильные, только они не всегда собраны в нужном порядке. Скажем, среди целей стратегии определено «сохранение населения», а не создание условий для опережающего роста его численности. Кроме того, целями стратегии является охрана, поддержка и защита семьи, а еще укрепление института семьи и брака как союза мужчины и женщины на основе традиционных семейных ценностей.
Как известно, 2024 год был объявлен президентом Годом семьи. Данная мера в совокупности с целым комплексом инструментов поддержки рождаемости и семейных ценностей направлена на то, чтобы детей в наших семьях было больше, чтобы у них было счастливое детство. Однако, как показала практика, все намного сложнее и качественного роста деторождения в нашей стране пока не происходит. Попытаемся разобраться в причинах и следствиях.
Начнем со статистики. По состоянию на 1 января 2024 года численность населения нашей страны сократилась за год (с 1 января 2023 года) почти на 250 тысяч человек (без учета новых территорий). Это население среднего российского города и сопоставимо с численностью населения таких прекрасных регионов, как, например, Республика Алтай или Республика Калмыкия. Статистически у нас на один субъект федерации стало меньше, что, конечно, не может не беспокоить. Все это происходит на фоне миграционного прироста в нашей стране, без наличия которого ситуация была бы еще более ужасающей. Данных по итогам 2024 года пока нет, но что-то мне подсказывает, что радикальным образом ситуация не улучшится.
Что касается рождаемости, то в текущем году она по-прежнему была невысокой. В статистике есть такой показатель — суммарный коэффициент рождаемости, который показывает, сколько детей рождается на одну женщину. Если коэффициент рождаемости меньше 2 детей, то мы самым наглядным образом наблюдаем потенциальное сокращение населения. На фоне роста продолжительности жизни и миграционного прироста данный аспект может быть не очень заметным, но его присутствие так или иначе даст о себе знать через старение населения, рост расходов на пенсионное обеспечение и т.д.
Статистика совершенно наглядно говорит нам о том, что по итогам 2023 года суммарный коэффициент рождаемости в России в среднем составлял 1,41 ребенка на одну женщину, что, конечно, не является катастрофой, но точно требует к себе особого внимания. При этом в 41 регионе коэффициент рождаемости был ниже общероссийского уровня. В половине субъектов РФ (без учета новых регионов) уровень рождаемости все еще выше общероссийского, но только в 2 регионах он превышает уровень простого воспроизводства — 2. Это Чечня и Тыва.
В 2023 году в России родилось 1,26 миллиона детей. Много это или мало? Если сравнивать с предыдущими периодами новейшей истории, то выясняется, что в 2006 году на 1000 населения было 10,4 рождения детей, в 2013 году — 13,2 рождения, в 2023 году — 8,6 рождения. Тенденция, что называется, налицо. Хочется добавить, что с 2015 года впервые в истории коэффициент рождаемости в сельской местности стал ниже аналогичного показателя в городах.
Сказать, что власти ничего не делают для роста рождаемости, конечно, нельзя. Иное дело, что системной, обоснованной и содержательной политики в этом вопросе не наблюдается. Приведу несколько примеров…
Материнский (семейный) капитал в нашей стране появился в 2007 году. При этом изначально он распространялся исключительно на второго ребенка. Только со временем его начали выплачивать на третьего и последующего детей (почему нельзя так было сделать сразу?), а в 2020 году государство стало его выплачивать и на первого ребенка. Данная мера, безусловно, значимая и привлекательная. Но почему-то исполнительная власть категорически не хочет ее системно модернизировать для поддержки рождаемости. Почему нельзя пропорционально увеличить материнский капитал в регионах с коэффициентом рождаемости ниже общероссийского? Очевидно, это помогло бы улучшить ситуацию практически во всех регионах. И такие предложения звучали неоднократно и звучат постоянно. Или почему нельзя использовать материнский капитал на покупку семейного автомобиля? Такие предложения тоже были, но их почему-то тоже отвергло правительство. С введением цифрового рубля все махинации с материнским капиталом будут сведены к нулю. Почему же нам не использовать эффективные инструменты поддержки рождаемости более гибко и обоснованно, с ориентацией на результат?
Другой важнейший инструмент — семейная ипотека. В последнее время на фоне роста ключевой ставки с данной мерой постоянно что-то происходит. Она вроде бы есть (но не для всех), а еще банки периодически рапортуют об истощении лимитов на соответствующие банковские продукты. При этом, к счастью, все обязательства по льготной семейной ипотеке для регионов Дальнего Востока и Арктики сохраняются. И это, кстати, дает свои значимые результаты. В целом ряде регионов этой части России прекратился отток населения, что мы видим в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области. Почему бы тогда льготную семейную ипотеку не распространить на все регионы с суммарным коэффициентом рождаемости ниже двойки?
Еще один важнейший инструмент — это ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка малоимущим семьям. Сегодня эти выплаты составляют от 7,5 до 15 тысяч рублей (в зависимости от дохода мамы), что, конечно, не может компенсировать никакие минимально значимые расходы. Здесь также возникает вопрос: а почему мы поддерживаем только малоимущие семьи? Неужели семьи со средним достатком не нуждаются в подобной поддержке? Принцип адресности, который исповедуют наши социальные власти, часто выглядит чрезмерным и даже контрпродуктивным. В данном случае он совершенно неуместен, потому что рост рождаемости могут обеспечить именно крепкие середняки. Им, как и малоимущим, тоже нужно помогать.
Или иной странный пример… Оказывается, во многих регионах России многодетная семья (семья с тремя и более детьми) теряет статус многодетности при достижении старшими детьми совершеннолетия. То есть если в семье есть трое детей и старшему исполнилось 18 лет, то данная семья вылетает из категории многодетных и теряет соответствующие льготы и меры поддержки. При этом часть регионов ввела принцип сохранения статуса многодетной по возрасту младшего ребенка, что, конечно, более справедливо. Предложения ввести данный правильный принцип на федеральном уровне также не возымели успеха. Федерация считает, что регионам виднее, что в данном случае, как мне кажется, совсем неуместно.
В ноябре текущего года Министерство труда и социальной защиты РФ вынесло на общественное обсуждение Стратегию действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года, которая после обсуждения и утверждения станет обязательной для исполнения всеми органами публичной власти. Что предлагается в данной стратегии?
Здесь, как говорится, все слова и буквы правильные, только они не всегда собраны в нужном порядке. Скажем, среди целей стратегии определено «сохранение населения», а не создание условий для опережающего роста его численности. Кроме того, целями стратегии является охрана, поддержка и защита семьи, а еще укрепление института семьи и брака как союза мужчины и женщины на основе традиционных семейных ценностей.
+5
41
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии