Дневник Мерера: папирус возрастом 4 500 лет, в котором подробно описано строительство Великой пирамиды
Великие пирамиды Гизы — одна из самых больших загадок в мире: как древнее общество построило такие массивные конструкции без помощи техники? Первая и самая большая из них, Пирамида Хуфу, имеет высоту 146 метров. Возможно, тайна пирамид никогда не будет раскрыта полностью, но некоторые открытия помогли нам понять, как могли быть достигнуты отдельные из невозможных результатов.
Одно из таких открытий было сделано в 2013 году в месте под названием Вади аль-Джарф, которое было старинной гаванью на побережье Красного моря. При раскопках нескольких зданий из камня и рукотворных пещер, которые использовались для хранения деревянных лодок, археологи Пьер Талле и Грегори Маруар обнаружили целые рулоны папируса. Одни были длиной в несколько дециметров, а остальные — фрагментами. Они были написаны иероглифами, а также иератическим письмом, которое древние египтяне применяли для бытового общения. Некоторые из папирусов были даже датированы «годом после 13-го подсчёта скота» царя Хуфу, то есть примерно 26-м или 27-м годом его правления. Это делает их самыми древними из найденных папирусных документов.
Ещё более поразительно, что папирусы были написаны людьми, участвовавшими в строительстве Великой пирамиды. Некоторые из них представляли собой бухгалтерские книги, в которых подробно описывалось движение хлеба, пива, зерна и мяса, чтобы прокормить 20 000 человек, разбросанных по территории пирамиды, каменоломен и транспортных бригад. Документы были составлены как современная электронная таблица, показывающая, что было необходимо, что было доставлено и что ещё осталось доставить.
Другие представляли собой дневники, в которых подробно описывались ежедневные действия. Среди них был один, написанный «инспектором» по имени Мерер. Он руководил командой из примерно 200 человек, путешествовавших из одного конца Египта в другой, собирая и доставляя различные материалы. Основной их работой была транспортировка известняковых блоков из каменоломен Ро-Ау (Тура) на стройплощадку в Гизе, расположенную примерно в 15-20 километрах. Фараоны использовали известняк из Туры, города на берегу Нила, известного своим известняковым карьером, для внешней облицовки пирамид. Впоследствии её сняли, обнажив грубо обтёсанные гранитные блоки, которые видны сегодня. Таким образом, дневник Мерера ведёт хронику последнего известного года правления Хуфу, когда древние египтяне завершали строительство Великой пирамиды.
В записях Мерера описывается, как его команда таскала камни в Туре, наполняла камнем лодки и везла их вверх по реке Нил в Гизу. Поездка занимала два дня. Обратный путь без груза занял всего один день. За каждую десятидневную египетскую неделю команда совершала круговой рейс между Гизой и каменоломнями в Туре два или три раза. Это могло происходить только во время ежегодного наводнения, когда высокие воды Нила делали его более судоходным для тяжелогруженых судов. Было подсчитано, что лодки могли перевозить груз весом 70-80 тонн, или около 30 блоков весом 2,5 тонны, использовавшихся для облицовки пирамиды Хуфу. Это означает, что бригада Мерера могла перевозить около 200 блоков в месяц, а в период, когда река и каналы были судоходными, — до 1000.
Мерер также упоминает о подчинении «благородному Анххафу», служившему начальником «входа в Бассейн Хуфу», вероятно, искусственного озера, использовавшегося в качестве перевалочного пункта на пути из Туры на север к плато Гиза. Анхаф был сводным братом Хуфу и, по-видимому, руководил проектом пирамиды во время её строительства. Это был первый случай, когда было определено конкретное лицо, контролировавшее строительство Великой пирамиды. В дневнике также упоминается первоначальное название Великой пирамиды — Ахет-Хуфу, что означает «Горизонт Хуфу».
Захи Хавасс, египетский археолог, в прошлом главный инспектор пирамид и министр по делам древностей, говорит, что это «величайшее открытие в Египте в XXI веке».
«Записи Мерера и Деди помогают нам составить представление о географии Нижнего Египта и сети каналов и гаваней, которые позволяли перевозить камни, рабочих и припасы к месту строительства пирамид», — пишет египтолог Дэн Поттер. «Команды были высококвалифицированными и разносторонними, они не только перевозили материалы для пирамид и храмов, но и занимались управлением складами, могли построить док и участвовать в добыче полезных ископаемых».
Предполагается, что тетради и бухгалтерские книги были оставлены в Вади аль-Джарф после того, как команда выполнила своё последнее задание. «Я полагаю, что из-за смерти царя… они просто остановили всё и запечатали галереи, а затем, когда уходили, закопали архивы в области между двумя большими камнями, которыми был запечатан комплекс. Дата на папирусах, вероятно, является последней датой правления Хуфу — 27-й год его правления», — говорит Пьер Талле.
После закрытия комплекса работы при преемнике Хуфу, Хафре, велись в Айн-Сохне к северу.
- Комментарии