Кукуевская катастрофа: крупнейшее железнодорожное крушение Российской империи
В 1837 году в России открыли первую железную дорогу — Царскосельскую. А уже через год, в 1838-м, произошла первая железнодорожная катастрофа. Тогда в хвост стоящему на станции Царское Село составу въехал другой поезд. Два человека погибли, положив начало трагической статистике аварий на железных дорогах Российской империи. Подобные происшествия случались часто, но ни одно из них не сравнится с катастрофой, произошедшей в ночь на 30 июня 1883 года возле деревни Кукуево.
Где случилась трагедия?
Трагедия, унесшая почти полсотни жизней, произошла в Тульской губернии (ныне Орловская область) между станциями Бастыево и Чернь, неподалеку от деревни Кукуево. Поэтому в историю эта масштабная авария вошла как Кукуевская катастрофа.
Последняя неделя июня 1883 года выдалась очень дождливой. Ливни не прекращались несколько дней, превратив дороги губернии в непроходимую грязь. Единственным способом передвижения оставалась железная дорога, проложенная на высокой насыпи. На первый взгляд пути выглядели исправными, но под насыпью вода размывала грунт. Именно это привело к трагедии.
Судьбоносная остановка
Пассажирский поезд №3, следовавший из Москвы, сделал остановку на станции Чернь. Он пропускал почтовый поезд №4, направлявшийся в столицу. Почтовый состав прибыл на станцию с опозданием. Его машинист предупредил коллегу, что на 290-й версте железнодорожное полотно ведет себя подозрительно. Что именно происходило, он объяснить не смог, но настоятельно рекомендовал проявить максимальную осторожность.
Вскоре пассажирский поезд продолжил движение. Было около четырех утра, гроза гремела, дождь лил как из ведра. На 290-й версте машинист сбросил скорость, но трагедия произошла чуть дальше — на 296-й версте, у Кукуевского оврага.
Кукуевский овраг: ловушка для поезда
Овраг глубиной 28 метров пересекала железнодорожная насыпь, сделанная из глины. Это место считалось проблемным: грунт часто проседал, и насыпи регулярно требовались ремонтные работы. Машинисты знали об опасности и обычно проезжали овраг максимально осторожно. А после затяжных ливней ситуация ухудшилась — и без того болотистое дно оврага стало совершенно непрочным.
В тот роковой день машинист поезда №3 решил не снижать скорость. Напротив, он поддал пару, надеясь проскочить опасный участок как можно быстрее. Этот маневр спас ему жизнь, но стал причиной трагедии и гибели десятков пассажиров.
Когда поезд на полной скорости достиг оврага, размокшая насыпь не выдержала нагрузки. Рельсошпальная решетка прогнулась, образовав ступеньку. Локомотив врезался в нее, накренился и остановился у самого края обрыва. Но вагоны, лишенные опоры, рухнули в овраг. Из 11 вагонов на путях остались стоять лишь последние четыре. Остальные семь сорвались вниз, сталкиваясь друг с другом и разваливаясь. На дне оврага образовалось месиво из грязи, обломков, воды и глины размытой насыпи.
Смерть в глиняной трясине
Вагоны рухнули в грязь и воду, где их мгновенно поглотило болото. Оно затягивало обломки состава и людей, словно живое существо, безжалостно утягивая их вглубь. Выжившие не могли выбраться из трясины, а крики о помощи тонули в гуле ливня и рокоте грозы.
Одна из уцелевших пассажирок позже так описывала этот момент:
Несколько выживших пассажиров добрались пешком до деревни Кукуево. Оттуда послали гонца на станцию Чернь, чтобы сообщить о катастрофе по телеграфу. Но из-за проливного дождя оборудование оказалось неисправным, и помощь прибыла лишь спустя пять часов. За это время почти все вагоны, упавшие с насыпи, полностью поглотила трясина. Крики умирающих пассажиров затихли, и над оврагом повисла зловещая тишина.
Цена потраченного времени
К промоине подъехал специальный поезд и забрал уцелевших и раненых в город Мценск. Там в уездной больнице врачи немедленно оказали пострадавшим медицинскую помощь. Можно предположить, что на месте крушения тут же развернули спасательную операцию и начали искать людей, которые могли выжить под обломками. Но не тут то было! Руководство Московско-Курской железной дороги прежде всего решило восстановить железнодорожное сообщение.
На место катастрофы прибыли рабочие, приступившие к ремонту насыпи и путей. О несчастных пассажирах вспомнили лишь после того, как в прессе прокатилась волна возмущения, поднятая родственниками погибших. Но время было упущено. Дождливая погода сменилась испепеляющей жарой, которая быстро высушила глиняное болото. Оно закаменело, раскопки в этих условиях стали невероятно сложными и растянулись на десять дней.
Известный московский репортер Владимир Гиляровский участвовал в операции и позже написал об этом так:
Причины катастрофы
15 июля из глины извлекли тело последнего погибшего. Место раскопок дезинфицировали, засыпав негашеной известью. Итог Кукуевской катастрофы был ужасным: 44 человека погибли, еще 35 получили ранения. Начавшееся расследование быстро установило причину трагедии. Ею оказалась дренажная труба, заложенная в основании насыпи. Она должна была пропускать потоки воды, предотвращая их скопление, но не справилась со своей задачей.
Диаметр трубы составлял всего 106 см, чего оказалось недостаточно для эффективного водоотведения. Ранее труба многократно засорялась, и рабочим приходилось её прочищать. Со временем часть конструкции разрушилась, еще больше сузив и без того небольшой просвет. В ночь катастрофы потоки воды полностью смыли участок трубы под насыпью, образовав под ней пустоту, которую быстро заполнила вода.
Поиски виновных
Совершенно ясно, что виноваты были железнодорожники. Но кто именно: проектировщики и строители или эксплуатационная служба? Комиссия возложила вину на последнюю, а именно на обходчиков, которые, как считалось, недостаточно тщательно следили за состоянием насыпи. Но проблема носила системный характер. Все началось с того, что государство передало Московско-Курскую железную дорогу в концессию, то есть в частные руки.
Владельцы железной дороги стремились извлечь максимальную прибыль, избегая крупных вложений в ремонт и обслуживание. Экономили буквально на всем, включая зарплаты сотрудников. Это привело к острой нехватке кадров: в конце 19 века работать на железной дороге желали немногие, и компании зачастую нанимали неквалифицированных рабочих.
Уроки из трагедии
После ужасной катастрофы насыпь капитально укрепили, а под ней заложили новую трубу. Ее диаметр позволял проехать телеге с лошадью. Сегодня этот коллектор продолжает исправно функционировать, а за его состоянием тщательно следят.
Кукуевская катастрофа стала уроком, но смогли ли извлечь из него долгосрочные выводы? Как вы считаете, можно ли было предотвратить эту трагедию? Поделитесь своим мнением в комментариях!
- Комментарии