Жизнь даруют родители, а не Бог или общество. Они несут ответственность за воспитание своего ребенка. Даже если ребенок здоров, важно замечать и предотвращать любые негативные тенденции, чтобы в будущем он действовал разумно, а не по инстинктам. Упоминания о древнегреческих законах, согласно которым непослушных детей сбрасывали в пропасть, — это всего лишь миф, который используют некоторые учителя для запугивания.
Кеадас и его значение
Источники о Спарте, как о мощной военной державе Греции, часто упоминают о Кеадас — пропасти, куда сбрасывали осужденных на смерть. Это считалось позорной смертью.
При рождении ребенка государство решало, станет ли он здоровым гражданином или его следует сбросить в пропасть на горе Тайгет. Этот метод казни также применялся в других греческих городах, включая Афины и Коринф, по отношению к пленным и преступникам. Считалось, что не погребенное тело имело метафизические последствия.
Кеадас, ущелье глубиной 600 метров, стало символом жестокой спартанской жизни. Согласно легендам, туда сбрасывали не только преступников, но и больных и инвалидов. Место идентифицируют с пропастью у поселка Трипи, основываясь на описаниях древних авторов, таких как Павсаний и Плутарх, а также французского исследователя О. Райе, посетившего эту локацию в 1879 году.
В Кеадас оказались не только преступники, но и такие фигуры, как герой Второй Пелопонесской войны Аристоменис Анданиевс и царь Павсания, казненный за измену. Таким образом, упоминания в древних источниках в основном касаются осужденных и военнопленных.
Миф о сбрасывании слабых детей мог возникнуть в результате искажений исторических фактов и преувеличений, связанных с жестокостью спартанского общества.
Истребление младенцев
Идеи о селективном уничтожении слабых младенцев восходят к Платону, который в «Государстве» предложил такую практику в классических Афинах. Однако именно Спарта стала примером жестокости, о которой упоминал Плутарх в жизнеописании Ликурга.
Родители новорожденных приносили детей на суд старейшин, которые решали их судьбу: здоровых передавали на воспитание, а имеющих уродства оставляли в апосетас — ямах, где они погибали. Эта практика касалась лишь детей с тяжелыми дефектами или нежелательных беременностей. Такие дети были изгоями общества, и их убийство противоречило основным человеческим инстинктам и нормам.
В Спарте мальчиков подвергали жестоким испытаниям — их пороли на алтаре Артемиды Орфии. Это было соревнование, в котором мальчики демонстрировали стойкость, стараясь выдержать наказание.
Победитель прославлялся и становился известным, а сам процесс назывался «диамастигосис» и проводился ежегодно.
Жесткое воспитание детей в России?
В древние времена развлечения были необходимы для досуга народа. Публичные шоу отсутствовали, а занятия вроде пения, гончарства и шитья не приносили всем радости. Поэтому кулачные бои в Руси, гладиаторские сражения, коррида и рыцарские турниры в Европе стали важными зрелищами, которые дополняли жизнь людей, наряду с хлебом.
Также стоит отметить, что в древнем праве родительская власть действовала так, что убийство детей родителями считалось менее тяжким преступлением, чем обычное убийство.
Например, по уложению Алексея Михайловича, родителям, убившим своих детей, предписывалось год провести в тюрьме, а затем публично признаться в грехе, без смертной казни. Это произошло спустя тысячу лет после Спарты в России, сохранившей свои дикие и византийские традиции.
Не места казни, но могильник казненных
По Геродоту, казни осужденных и пленных проводились преимущественно ночью, что порождает различные интерпретации: это могли быть ритуалы, связанные с волей богов, психологические аспекты или желание скрыть казнь от общественности.
Известно, что казни также осуществлялись в тюрьмах, в основном через повешение, даже до времён Геродота. Кеадас не упоминается как место казни, и, возможно, использовался как свалка для мертвых тел.
Свидетельств о казнях в Спарте крайне мало, а о наказаниях — еще меньше. Древние источники о детских убийствах в Спарте неоднозначны и не имеют достоверной информации о месте, возрасте или личных данных.
Тем не менее, эти мифы широко распространены, включая школьные учебники, хотя не имеют доказательной базы. В международной историографии такие упоминания оспариваются или игнорируются.
Археологические раскопки рассказывающие о жизни детей в Спарте
- В 1904 году археологи обнаружили артефакты, которые заставили их предположить, что спартанцы сбрасывали инвалидов в пропасть, считая их обузой для общества. Эти выводы основывались на размере костей, приписанных детям, и вызвали общественное возмущение.
- Однако в 1956 году углеродный анализ показал, что найденные кости принадлежали взрослым мужчинам и женщинам, а лишь 15% из них были детскими.
- С 1980 по 2000 годы Спарта стала объектом активных археологических исследований.
В ходе раскопок были найдены человеческие останки, в основном взрослые, и только один детский скелет, вероятно, упавший в Кеадас случайно. Среди находок также были наконечники стрел и фрагменты черепа. Многие исследователи пришли к выводу, что большинство сброшенных тел были мертвыми.
Не было найдено костей новорожденных или детей в возрасте от 1 до 10 лет. Два черепа принадлежали людям около 50 лет, некоторые кости были от подростков 14-17 лет, а также нашелся фрагмент черепа 12-летнего подростка.
Эти данные не подтверждают существование практики убийства младенцев в Кеадасе.
Вместо послесловия
Выводы о чистках в спартанском обществе и преувеличенной роли физического идеала в личной жизни в основном основаны на трудах Плутарха, который сформировал миф о Спарте.
Его примеры убийств младенцев по евгеническим причинам вызывают серьезные сомнения. Образ идеальных спартанцев и жестоких убийств детей-инвалидов противоречит фактам о таких известных личностях, как слепой поэт Тиртэос и хромой король Агесилай, которые дожили до почетной старости.
Интересно, что один хромой спартанец, отправляясь на войну, заметил: «На войне нужны те, кто остается на месте, а не те, кто полагается на ноги и бегит».