История австралийских Ромео и Джульетты, порвавших со всем миром ради своей любви
Если Австралия — самый опасный континент планеты, то расположенная на западе материка пустыня Гибсона — самое гиблое его место. Когда-то здесь жили суровые и мужественные аборигены. Они были вынуждены строго соблюдать законы предков, установленные задолго до появления первой пирамиды в Древнем Египте. За попрание этих правил полагалась смерть, но это не остановило двух влюбленных, которые вопреки всему боролись за свои чувства и победили.
Как только англичане основали в 1788 году первую колонию в Австралии, так тут же принялись уничтожать местное население. Первыми колонистами Зеленого континента были каторжники, закоренелые преступники, многим из которых смертная казнь была заменена на поселение на новых, неосвоенных территориях.
Неудивительно, что жители метрополии истребляли аборигенов с особой жестокостью. Если на момент открытия Австралии там проживало примерно 700-800 тысяч местных жителей, то к 1920 году их насчитывалось 30-50 тысяч. Эти люди, которым когда-то принадлежал целый континент, были вынуждены жить в пустыне, вдали от новых хозяев их земли, или в убогих поселках, где их уделом было развлечение белых господ танцами и продажа нехитрых поделок народных промыслов.
Варри и Ятунгка происходили из племени Мандилджара, люди которого называли себя «народ Марду». Они не приняли то, что им навязывали англичане и остались жить на своей земле, на которую никто не претендовал. Это была пустыня Гибсона, названная в честь британского исследователя. Альфред Гибсон пропал тут без вести в 1876 году, пытаясь найти на безжизненных просторах воду для своей экспедиции.
История гибели отважного исследователя вряд ли была бы понятна людям Марду, ведь для них пустыня наполнена пищей и влагой, которые можно взять, лишь стоит протянуть руку. Но для белого человека огромная пустошь была смертельной ловушкой без воды и пищи, кишащей ядовитыми змеями, скорпионами и пауками. Неподготовленный человек вряд ли выживет в таких условиях более 2-3 суток.
Чтобы адаптироваться к суровым условиям и давать продолжение своему роду, аборигены из племени Варри и Ятунгки придерживались строгих правил. Чтобы избежать вырождения, все дети, рожденные в племени, определялись в одну из четырех семейных групп, браки между членами которых были строжайше запрещены.
К сожалению, Ятунгка происходила из той же группы, что и мать Варри, а это значило, что им не суждено быть вместе. Но любви не прикажешь и в начале 1930-х годов молодые люди полюбили друг друга. Преступная, с точки зрения соплеменников, страсть могла караться самым жестоким образом, вплоть до расправы над влюбленными, поэтому молодая пара бежала из своего поселка.
Такое вопиющее нарушение векового уклада жизни племени было непростительным, поэтому старейшины отправили в погоню лучшего охотника по имени Муджон. Он был не только самым искусным следопытом, но и близким другом Варри, поэтому у него был шанс уговорить ослушника вернуться или заставить его это сделать силой.
Охотник настиг беглецов слишком поздно, когда те уже находились под защитой другого племени — Бутиджара. Там встретили чужаков хорошо и сразу прониклись их романтической историей. Переговоры Муджона с людьми Бутиджара едва не закончились боевой стычкой — влюбленных наотрез отказались возвращать в племя без их согласия.
Муджон, который не так уж и хотел ломать судьбу друга, с чувством исполненного долга отправился восвояси, а австралийские Ромео и Джульетта остались с чужаками. Но жизнь в племени Бутиджара им не понравилась, поэтому вскоре они ушли в пустыню. Влюбленные не сидели на месте, а кочевали древними маршрутами от одного источника к другому, как тысячи лет делали их предки.
Варри охотился, а Ятунгка собирала съедобные растения и готовила еду. Месяцами они не видели других людей и компанию им составляли только прирученные собаки динго. Через год Ятунгка родила сына, а потом, с интервалом в год, еще двоих. Один ребенок умер, но два мальчишки, Джеффри и Руми, выросли и вскоре начали помогать отцу охотиться и добывать воду.
Проходили годы и семья отшельников стала замечать, что людей в пустыне стало гораздо меньше. Это было заметно по тому, что чаще начали встречаться заброшенные источники воды. Люди, жившие в пустыне Гибсона, с незапамятных времен свято соблюдали закон пустоши — воспользовавшись источником, они тщательно очищали его от песка и мусора, а кустарник вокруг сжигали. Заброшенные родники быстро засорялись и исчезали и это было плохим знаком.
Варри и Ятунгка не знали, что в 40-50-х годах большинство людей народа Марду приняли предложение англичан и переселились в специально оборудованные для них поселки на границе пустыни и цивилизованного мира. Там они занимались рисованием традиционных картинок для туристов, плетением циновок и демонстрацией старинных ритуалов. Таким образом власти страны пытались направить аборигенов на путь «цивилизации», но людей Марду массово убивали неизвестные им ранее болезни и алкоголь.
Об изменениях в окружающем мире семья Варри узнала случайно, когда столкнулась в пустыне с экспедицией на автомобилях. Это была середина 1960-х годов и пара была уже далеко не молода. Ученые пригласили новых знакомых посетить ближайший поселок и воспользоваться услугами медиков, но Варри и Ятунгка отказались. Они отпустили с чужаками сыновей, которые вскоре вернулись и рассказали родителям удивительные вещи о поселке и жизни в нем.
Эта встреча с цивилизацией стала решающей для детей пары и через год оба сына решили уйти к людям. Они выбрали для жизни поселок Уилуна, где обосновалось большинство их бывших соплеменников. А Варри и его возлюбленная продолжили кочевать по пустыне — они все еще не знали, что остались последними людьми Марду, жившими по законам и обычаям предков.
В середине 70-х годов положение двух отшельников стало невыносимым. К тому моменту их бесконечное странствие по пустыне Гибсона длилось более 40 лет, а сами они стали дряхлыми и больными. Усложнялось все тем, что на западную часть Австралии опустилась неслыханная засуха и за несколько лет над пустыней не выпало ни капли осадков.
Исследователь Австралии Уильям Писли — будущий автор книги о судьбе Варри и Ятунгки The Last of the Nomads, услышал историю пары в 1976 году. Тогда он с группой единомышленников почти достиг стоянки аборигенов на джипах, но нехватка топлива не позволила им встретиться. Тогда Писли и его спутники лишь увидели дым от костра у самого горизонта и это означало, что одинокие странники пустыни все еще не завершили свой путь.
Спустя год Писли вернулся вместе с другим исследователем — Стэном Гратте. Их экспедиция была уже не научной, а спасательной — мужчины решили во что бы то ни стало найти австралийских Ромео и Джульетту и привезти их в поселок, к врачам, воде, пище и прочим важным в их возрасте вещам.
То, что ученые отыскали пару в бескрайней пустыне иначе как чудом назвать нельзя. Они застали Варри и Ятунгку в очень плачевном состоянии — мужчина сильно травмировал ногу и больше не мог охотиться и Ятунгка была вынуждена сама добывать пропитание для двоих. Пару эвакуировали в Уилуну, где родителей ждали сыновья.
Последние годы австралийские Ромео и Джульетта провели среди родных и соплеменников. Но всем было совершенно ясно, что это было самое несчастливое время в их тяжелой, но свободной жизни.
- Комментарии