5 апреля 1912 года после столкновения с айсбергом затонул «Титаник», который считали непотопляемым кораблём. На его борту находились и русские пассажиры: крестьяне, торговцы и даже дворяне. Как сложилась их дальнейшая судьба? Как они вели себя во время катастрофы?
Русские на борту
Первое время после крушения лайнера в водах Атлантического океана никакой информации о русских пассажирах не было. Даже в официальных соболезнованиях и обращениях к пострадавшим странам российских министров – Родзянко, Тимашева – никто не упомянул о наших согражданах. При этом, согласно архивным данным, число путешественников с паспортами Российской империи достигало сотни. Британские архивы же говорят о 52 русских. Такие разногласия объяснить довольно просто. Дело в том, что точные списки ушли на дно вместе с судном, а имена пассажиров пришлось восстанавливать по остаткам документов.
На «Титанике» оказался 24-летний выходец с Северного Кавказа Михаил Кучиев, который отправился в Америку «лес рубить», чтобы заработать на «жену, дом и коня». Когда произошло столкновение, мужчина находился на палубе. В шлюпку он, естественно, не попал, но не растерялся – надел спасательный жилет и бросился в воду. Там он зацепился за какой-то обломок, на который позже подобрал тонущую женщину. Вскоре их спас экипаж с подоспевшего лайнера «Карпатия».
В нужное время в нужном месте
В должности главного кассира на судне находился отставной капитан Михаил Михайлович Жадовский. Во время гибели судна ему зарезервировали место в спасательной шлюпке, от которого он отказался со словами: «Я останусь вместе с капитаном. Мне уже больше 60 лет, и жить всё равно осталось немного».
Вместо Жадовского в шлюпке оказалась Жозефина де ля Тур, от которой родственники Михаила Михайловича и узнали о трагедии.
Кстати, на помощь «Титанику» мог прийти лайнер «Бирма», принадлежавший Русскому Восточно-Азиатскому пароходству. Он находился примерно в 100 милях от места катастрофы. Преодолеть их получилось бы за семь часов, но с момента получения сигнала SOS корабль начали преследовать неудачи. Сначала они не сразу поняли, о каком судне под аббревиатурой M.G.Y. идёт речь, а потом им путь перекрыл айсберг. В итоге когда «Бирма» оказалась в нужном месте, спасать было уже некого.