Кельцевская резня, кто несет ответственность за послевоенный еврейский погром
Мы привыкли слышать о массовом уничтожении евреев в Европе в годы Второй мировой войны. О том, что погромы продолжались и после Победы, причем уже не в Германии, сегодня говорить не принято. Между тем массовый еврейский погром произошел в Польше спустя год после окончания войны и ответственными за него были вовсе не отравленные нацистской пропагандой немцы.
Антисемитские настроения были сильны в Польше еще до начала войны. Посол Варшавы в Третьем рейхе Юзеф Липский был в восторге от идеи Гитлера выселить евреев в Африку и даже утверждал, что такому гениальному политику нужно установить памятник на территории Речи Посполитой.
В довоенной Польше отдельно от фюрера всерьез обсуждали высылку всех евреев на Мадагаскар. Заметьте, это происходило задолго до того, как в Рейхе появилась доктрина «Окончательного решения еврейского вопроса». Эту тему в советское время не принято было поднимать, ведь Польша стала социалистической страной и стала родиной Варшавского договора.
Сказывалось и то, что страну во всем мире почти единогласно признали едва ли не главной жертвой Второй мировой войны. Позже Польша стала жертвой двух тоталитарных режимов, которые разделили ее на части в 1939 году. В свете всего этого хлопоты поляков о «решении еврейского вопроса» как-то были забыты.
Антисемитизм в Польше
Самые большие и самые страшные лагеря смерти, такие как Аушвиц-Биркенау (Освенцим), Треблинка и Собибор не случайно располагались именно на территории Польши. В лице поляков в годы войны немцы получили надежных союзников в деле истребления евреев.
Местное население нормально относилось к соседству с концентрационными лагерями и помогало ловить беглых заключенных, что официально зафиксировано множеством документов. Один из таких побегов из Собибора, организованный советским офицером Александром Печерским, для многих узников завершился неудачей именно благодаря польским крестьянам, активно ловившим беглецов и сдававших их нацистам.
В 1941 году по оккупированной Польше, ставшей к тому времени генерал-губернаторством в составе Германии, прокатилась волна еврейских погромов. Организовали их сами поляки без малейшего участия немцев. Особенно жуткие события произошли в небольшом городке Едвабно, где евреев массово убивали на улицах и прямо в домах палками и камнями, рубили топорами и сжигали заживо в их жилищах.
Энтузиазм поляков был так велик, что немцам пришлось заступаться за еврейское население Едвабно, расстреливая погромщиков и мародеров на месте.
Кельцевская резня
4 июля 1946 года, когда в самом разгаре был Нюрнбергский процесс, где в числе прочих обвинений в адрес нацистских преступников фигурирует уничтожение евреев, массовая резня происходит в польском городе Кельце. Там 2 000 поляков, вместе с силами народной милиции, под лозунгами «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!» и «Завершим работу Гитлера!» убивают евреев, не щадя даже стариков и детей.
Все началось с нападения на еврейский комитет и организацию «Сионистская молодежь», которые находились в Кельце в одном здании, сегодня это дом номер 7 по улице Планты. Именно там находилась большая часть евреев, вернувшихся из концлагерей, дома которых были уничтожены или заняты поляками.
Считается, что поводом для погрома стало исчезновение 8-летнего польского мальчика Генрика Блашчика, произошедшее 1 июля 1946 года. Спустя два дня ребенок нашелся, а о своем исчезновении рассказал странную историю.
Генрик уверял всех, что его похитили евреи из «Сионистской молодежи» и хотели убить, но потом передумали и отпустили. Гораздо позже выяснилось, что ребенок врал, наученный отцом. Он никуда не пропадал, а был отправлен к родственникам в деревню, где ему рассказали, что нужно говорить после возвращения в город.
Сам погром начался 4 июля в 10 часов утра, причем многие его участники состояли в народной милиции и пришли к зданию еврейского комитета прямо в военной форме. Евреи заняли в здании оборону и были готовы дорого продать свои жизни, но в полдень в здание вошел сержант милиции Владислав Блахут с подчиненными и разоружил обороняющихся.
После сдачи оружия осажденные заперлись в здании и отказались выходить к разъяренной толпе. Блахут требовал открыть двери и бил в них рукояткой револьвера, выкрикивая: «Немцы не успели уничтожить вас, но мы закончим их работу».
Вскоре погромщикам удалось взломать двери и оконные ставни и они ворвались в здание, убивая всех, кого встречали на пути. Тогда погибло 47 человек и более 50 получили ранения. Среди убитых были дети, беременные женщины и старики. Искали и избивали евреев и в других районах города. Но на тот момент в Кельце было всего 200 евреев, иначе жертв было бы гораздо больше.
В связи с этим погромом Министерство иностранных дел СССР отправляет в Варшаву документ, в котором есть такие строки:
Информация об антисемитских выступлениях и тем более погромах не афишировалась и на Западе были бы шокированы, узнав о том, как себя ведут представители одной из наиболее пострадавших в войне наций. Но первые документы о событиях тех дней начали публиковаться совсем недавно, причем с самыми жуткими подробностями, зафиксированными современниками.
Никто не планирует отбирать у Польши ее статус страны, понесшей огромные потери во Второй мировой войне. Также никто не собирается уменьшать заслуги участников польского сопротивления. Но отрицание проявления антисемитизма и уничтожения еврейского населения, в том числе в послевоенное время — это не что иное, как фальсификация истории.
- Комментарии