Аборигены Японских островов
Айны — неистовые бородачи, татуировавшие своих женщин. Загадочный народ, который является настоящими аборигенами Японии
Глубоко в истории северной Азии, там, где океан встречается с холодными берегами, существовал народ, чьи корни остаются загадкой до сих пор. Айны — древнейший коренной народ Сахалина — первыми заселили эту землю, мирно живя задолго до того, как на остров обратили свои взоры могущественные империи.
Их культура, традиции и облик настолько уникальны, что продолжают вызывать споры среди ученых: кто они — европейцы, азиаты или, возможно, нечто среднее?
Когда-то айны населяли не только Сахалин, но и Курилы, низовья Амура, Камчатку и даже японские острова. Однако их следы почти исчезли из истории, пока исследователи не начали складывать этот сложный пазл. В Японии, где айны также жили испокон веков, их официально признали коренным народом лишь 15 лет назад.
Айны — загадка для ученых. Их происхождение связано с древними миграциями, уходящими вглубь тысячелетий. Генетические исследования показывают их сходство с охотцами, жителями побережья Охотского моря, и с восточноазиатскими народами. Однако примерно 15 000 лет назад их пути разошлись. Предполагается, что предки айнов двинулись в сторону японских островов, обретая уникальную культурную и этническую идентичность.
Внешность этого народа лишь добавляет вопросов. Их густые волнистые волосы, часто каштанового оттенка, густые брови и длинные бороды у мужчин больше напоминают европейцев. Светлая кожа лишь усиливает эту схожесть. В то же время строение черепа сближает их с коренными народами Америки, такими как эскимосы, а также с чукчами, живущими на северо-востоке Азии.
Айны — это яркий пример того, как природа и время переплели черты разных континентов. Их глаза, в большинстве случаев европейского типа, лишь изредка приобретают «монгольский» разрез. А темный оттенок кожи, замечаемый у некоторых айнов, — это не наследственная черта, а следствие долгих часов, проведенных под солнцем за тяжелым трудом на свежем воздухе.
Но что объединяет их с охотцами, жителями юго-восточной Азии или даже аборигенами Америки? Ученые предполагают, что когда-то, в глубокой древности, айны были связующим звеном между этими культурами, сохранив элементы от каждой из них. Их история — это история не просто одного народа, а своеобразного моста между Европой, Азией и даже Америкой.
Интересно, что в изучении айнов антропологи обнаружили ещё одну удивительную особенность. Их черепа имеют сходство с коренными жителями Америки, в частности, с эскимосами. Но и это не всё — по ряду характеристик черепа они одновременно близки к чукчам. Такое совпадение указывает на возможные общие корни с народами, обитающими по разные стороны Тихого океана.
Эти данные заставляют учёных задуматься о том, как именно могли пересекаться пути древних миграций. Возможно, айны стали своеобразным «мостом» между Азией и Америкой, сохранив в себе черты обоих континентов. Такие находки подчёркивают уникальность этого древнего народа, который, несмотря на удалённость и изоляцию, оказался частью глобальной истории человечества.
Когда в XIII веке первые путешественники добрались до земель айнов, их поразила необычная внешность и удивительный характер этих людей. «Бородачи Тихого океана», как их называли, прославились своим добродушием, скромностью и неспешностью в делах.
Эти качества поражали современников, привыкших к более бурным нравам. Мореплаватель Иван Крузенштерн, впервые встретивший айнов, с восхищением писал о них, отмечая редкую для его времени добродетель:
-«Айны никогда не позволяли себе громких разговоров, не смеялись без меры и не проявляли жадности».
Даже подарки от путешественников принимались ими с большой осторожностью, словно из страха быть неправильно понятыми. Для Крузенштерна эта природная скромность айнов стала откровением, и он назвал их «лучшим народом на Земле».
У айнов всегда царила уникальная философия семейной жизни. Многоженство, распространённое среди них, не сопровождалось ревностью или скандалами. Даже в ситуациях, когда муж заставал жену с любовником, он сохранял спокойствие и предпочитал не вмешиваться.
Это считалось личным делом жены и её ошибкой, не касающейся супруга. В редких случаях конфликт решался своеобразным поединком: соперники били друг друга палкой по три раза, и на этом ссора завершалась. Такой ритуал, описанный исследователем Александром Полонским, подчёркивал миролюбивый характер айнов и их стремление избегать насилия.
Айны и их религия: мост между мирами
Религиозные представления айнов были насыщены символизмом. Они верили в существование нескольких миров: земного, подземного и мира духов. Подземный мир представлялся царством наказаний для плохих людей, в то время как добрые души отправлялись в умиротворённое место, подобное раю.
Эта вера сопровождалась рядом ритуалов, в которых участвовали не только люди, но и их верные собаки. Айны были убеждены, что собаки, как спутники жизни, следуют за хозяевами и в загробный мир.
Каждый аспект природы у айнов имел своего покровителя-бога. Море, горы, деревни и даже животные находились под их защитой. Ритуалы и подношения богам занимали важное место в жизни общины. Айны верили, что божества могут на время спуститься на землю, пожить среди людей, а затем вернуться в своё царство. Эти убеждения укрепляли их связь с природой и напоминали о важности гармонии в мире.
Айны — удивительный народ, чья жизнь и традиции словно олицетворяют связь с природой и необычное восприятие мира. Среди их обычаев, которые могут показаться странными современному человеку, особое место занимают ритуалы, связанные с именованием детей и женской красотой.
Имена как защита от злых духов
Новорождённые дети айнов не получали имён сразу. Вместо этого малышей называли своеобразными «оберегами» — словами вроде «плачущий ребёнок» или даже «маленькие фекалии». Этот необычный подход объяснялся стремлением родителей обмануть злых духов, которые, как считалось, не тронут того, кто им кажется ничтожным или незаметным. Лишь по достижении трёх лет ребёнок получал своё настоящее имя, которое сопровождало его всю жизнь.
Женская красота и «улыбка Джокера»
Одной из самых ярких и болезненных традиций айнов было нанесение татуировок на лицо девушек. Процесс начинался ещё до того, как девочка становилась подростком, и продолжался до её готовности вступить в брак. Рисунок на лице создавал эффект постоянной «улыбки», охватывающей рот и придающей внешности девушки пугающую загадочность. Современные люди могли бы сравнить это с «улыбкой Джокера» из популярных фильмов.
Но татуировки наносились не только на лицо. Руки девочек также покрывались сложными узорами, ведь без них, по убеждению айнов, девушка не могла считаться достойной невестой. Этот болезненный ритуал был необходимым этапом взросления, и будущие невесты терпеливо переносили все неудобства, чтобы подготовиться к своей роли в обществе.
Айны жили в гармонии с окружающим миром. Они не враждовали между собой и не стремились к войнам или агрессии. Основой их существования были собирательство, охота и рыбалка. Хозяйство оставалось на уровне неолита: айны не держали скота, а их единственными спутниками были аборигенные собаки ину, которых они высоко ценили. Эти животные помогали им на охоте и становились верными друзьями.
Поселения айнов были небольшими и находились на расстоянии друг от друга. Такая изолированность позволяла сохранить мир и избежать конфликтов. Айны уважали природу и её законы, стараясь брать у неё ровно столько, сколько было необходимо для жизни. Их философия, основанная на непричинении вреда другим, делает их примером общества, живущего в удивительной гармонии с миром.
Айны — древний народ, мирно населявший земли Сахалина и Курильских островов задолго до того, как здесь начались территориальные споры между Россией и Японией. Эти земли были их домом, но бурные исторические события и стремления великих держав расширить свои границы оставили айнов на задворках истории.
Когда Россия и Япония включились в борьбу за Курильские острова и Сахалин, судьба айнов, чьи предки обитали здесь тысячелетиями, оказалась вне внимания. Этих людей, славившихся своим мирным нравом и отвращением к насилию, никто не спрашивал, на какой стороне они хотели бы остаться. Айны не пытались противостоять завоевателям, и их культура оказалась беззащитной перед волной перемен.
Особенно тяжелым ударом для этого народа стал японский «Закон о бывших аборигенах», принятый в 1899 году. Согласно нему, айнов официально лишили их уникального статуса. Они были обязаны принять японскую культуру, язык и даже имена. Айны стали «японцами», но не по своей воле. Примечательно, что во время Первой мировой войны многие представители этого народа, насильно призванные в армию, проявляли невероятное мужество, которое выделяло их на фоне японских солдат.
Несостоявшаяся республика
После окончания Второй мировой войны и перехода Сахалина и Курил к СССР, судьба айнов могла измениться. В 1945 году Иосиф Сталин, известный своими масштабными планами, выдвинул идею создать для этого народа Айнскую республику. Такой шаг мог бы не только помочь сохранить культуру айнов, но и, возможно, сгладить территориальные претензии между Россией и Японией. Однако эта инициатива так и осталась лишь нереализованным проектом.
Вместо этого началась массовая репатриация айнов в Японию. К концу 1940-х годов на Сахалине оставалось лишь около сотни представителей этого древнего народа. Многие вступали в смешанные браки с русскими, корейцами и другими народами, что привело к постепенному исчезновению чистокровных айнов. Сегодня их число на Сахалине составляет не более двух тысяч человек.
Долгие годы айны оставались незамеченными в правовом поле как в Японии, так и в России. В Японии статус коренного народа им был присвоен только в 2008 году. В России процесс оказался еще более затяжным. Лидер камчатских айнов Алексей Накамура неоднократно обращался к руководству страны с просьбой о признании, но его усилия долго оставались безрезультатными. Лишь в 2018 году, благодаря поддержке председателя Совета по правам человека Андрея Бабушкина, айны были официально признаны коренным малочисленным народом России.
Однако вместе с этим признанием встал и другой вопрос: восстановление утраченной культуры и языка. Сегодня большинство айнов говорят на русском или японском, а их древний язык и традиции постепенно уходят в небытие. Теперь, когда айны получили свой официальный статус, у этого народа появляется шанс вернуть свое наследие и сохранить его для будущих поколений.
Старик Айну, 1900г и женщина Айну, 1900г
Охота айнов
Артефакты Айнов
Плачущий ребенок — имя новорожденного до исполнения его 3х летнего возраста
- Комментарии