Большинство из нас видели американский полнометражный мультфильм «Рататуй», вышедший в прокат в 2007 году. Кто-то помнит и такого персонажа, как повар Огюст Гюсто, который был отцом Альфредо. По легенде искусный кулинар умер после того, как у его ресторана отобрали мишленовскую звезду. История эта кажется неправдоподобной, но она, увы, основана на реальных событиях. Прототип несчастного повара — Бернар Луазо (Bernard Loiseau), погиб именно по этой причине. Правда, история его была еще трагичнее.
Бернар Луазо родился в 1951 году в коммуне Шемальер, в Центральной Франции. Он был страстно увлечен кулинарией со школьных лет и посвятил любимому делу всю свою жизнь. Высокий профессионализм и самоотдача Луазо позволила ему получить почетное звание ведущего шеф-повара страны. Он даже стал кавалером ордена Почетного легиона, за заслуги перед Францией.
Луазо был постоянным гостем кулинарных телешоу и фестивалей, проводил мастер-классы и писал книги. Но главной его гордостью был ресторан «La Cote d’Or», получивший в 1991 году три звезды Мишлен. Кулинар был без ума от своего детища и невероятно дорожил его высоким признанием.
Все было хорошо до 2003 года, пока повар не узнал, что у его ресторана собираются отобрать одну из звезд. Эта весть начала терзать Луазо и он впал в тяжелую депрессию. Трагическая развязка наступила в тот день, когда ему официально сообщили о снижении рейтинга заведения на один пункт. Вечером Бернар Луазо закончил работу, попрощался с сотрудниками и отправился домой, где свел счеты с жизнью.
Неожиданная смерть лучшего повара страны потрясла Францию. Трагедию обсуждали в прессе, на телевидении и интернете. Именно тогда был поднят вопрос о том, нужны ли ресторанные рейтинги, разрушающие бизнес и убивающие одержимых своим делом профессионалов.
С тех пор прошло немало времени. Собратья Луазо по кулинарному цеху поняли, насколько иллюзорны звезды Мишлен. Лишить статуса могут без всякой причины, опираясь лишь на завышенные требования посетителей и мнение критиков, часто предвзятое. До сих пор многие рестораторы страстно стремятся получить звезды для своих заведений. Они изо всех сил стараются подвести рестораны под «золотые стандарты». Увы, часто их ожидает разочарование.
Мнение критиков, чаще всего, ресторан покупает за круглую сумму. Честно получить вожделенную рекомендацию практически невозможно. Согласно требованиям Michelin, один официант не должен обслуживать более 5-6 клиентов. Большие рестораны просто не могут себе позволить держать целую армию персонала. Кроме этого, столы положено сервировать хрусталем и серебряными столовыми приборами. Что касается самого меню, то в нем просто обязаны присутствовать авторские блюда, лангусты и трюфеля.
Из-за завышенных требований многие рестораны отказываются от гонки за звездами. Те же у кого они есть, без сожаления с ними расстаются. В последние годы все больше заведений прощаются со «звездным» статусом и переходят в более доступную ценовую категорию.