Изображение
кадр из фильма

Знаменитый норвежский путешественник, автор нескольких смелых исторических гипотез Тур Хейердал (1914-2002) своё последнее исследование проводил в России. В нижнем течении Дона, в городе Азове, он искал доказательства пребывания там предков скандинавов.

Исход асов во главе с Одином с Дона

В «Саге об Инглингах», записанной в первой половине XIII века исландским пересказчиком древних легенд Снорри Стурлуссоном (благодаря которому мы и знаем о большинстве сохранившихся германских мифов), говорится о том, что племя асов привёл в Скандинавию Один с берегов реки Тана. Под именем Одина викинги издревле почитали одного из важнейших своих богов. Согласно их мифам, в незапамятном прошлом одни боги – асы – поссорились с другими богами – ванами. Асы отождествлялись со светлым началом, считались благими богами. Обиталищем асов до этой войны был Асгард.

Стурлуссон был уже христианином и понятно, что он не мог рассуждать о древнескандинавских богах именно как о богах. Он находил им место в своих воззрениях согласно с церковными преданиями. Поэтому асы и Один у него стали реальными людьми, героями, от которых произошли впоследствии скандинавские короли.

Григорий Турский свидетельствует за Стурлуссона

Тур Хейердал искал в старинных мифах указания на реальные, но малоизвестные или не принимаемые наукой исторические события. По его мнению, легенда, пересказанная Стурлуссоном, имела конкретную историческую основу. Он нашёл подтверждения ей в других источниках.

Так, «История франков», написанная в конце VI века епископом Григорием Турским, также выводит франкскую династию Меровингов с реки Тана (Танаис), то есть с Дона. По её известию, после падения Трои цари Приам и Антенор спасли часть своих подданных. Они пересекли Меотиду (Азовское море) и пришли на берега Танаиса, где основали свой город. Впоследствии они ушли с Дона в Центральную Европу, и от них произошёл народ сикамбров. А сикамбры были одним из племён, вошёдших в конце античной эпохи в союз франков, и основатель королевской династии Меровингов Хлодвиг считался потомком именно сикамбров.

По мнению Хейердала, Стурлуссон мог быть знаком с «Историей франков», так как одно время обучался в монастыре в Париже. Троя же и Асгард вполне могли быть одним и тем же. Известно, что Троя находилась по другую сторону Боспора, в Азии (кстати, слово, связанное с асами). Но ведь Керченский пролив тоже носил название Боспора, только киммерийского. А «История франков» указывает, что троянцы жили среди киммерийцев.

Асы—удины против ванов

Идея о кавказском происхождении асов пришла к Хейердалу, по его словам, когда он в 1980-е годы посетил (тогда ещё советский) Азербайджан с целью изучения наскальных рисунков в пустыне Гобустан. Ему показалось не случайным созвучие корня «аз-» в слове «азербайджанцы» с асами. Другие сопоставления родились у Хейердала на основе подобных же созвучий: аз – асы – Азия – Азов (город) – ясы (название осетин в древнерусских источниках). Или: Один – удины (народ на Кавказе) – будины (народ в лесостепи Восточной Европы, упоминаемый древнегреческим историком Геродотом). Свою новую сенсационную теорию Хейердал решил построить, увязав воедино все эти названия.

Удины привлекли внимание Хейердала ещё и тем обстоятельством, что этот народ является прямым потомком кавказских албанов и сохранил христианскую веру, принятую им в IV веке (по мнению же Хейердала – раньше). Хейердал посетил селение Киш в Азербайджане, где до 1989 года существовало компактное поселение удинов, и старинную христианскую церковь (ныне музей), напротив которой, в память об этом посещении, был даже установлен бюст знаменитого путешественника. Связав удинов с Одином и древними будинами, Хейердал счёл не случайным и близость имени албанов названию аланов, как назывались в древности те же ясы-осетины. Всё это не простые совпадения, на его взгляд. Они указывают на какую-то общность истории.

Нашлось место и для объяснения имени ванов – от озера Ван на Южном Кавказе (территория современной Турции). По гипотезе Хейердала, войны между асами и ванами были реальными войнами, происходившими где-то на Кавказе.

Рюриковичи тоже потомки Одина

Историческую схему, к которой Хейердал вместе со своим напарником в этом исследовании, шведским археологом Пером Лиллистрёмом, подводит в своей последней книге «В погоне за Одином», можно вкратце изложить так.

Асы – индоевропейское племя, жившее на Дону и воевавшее в древности с ванами – хуррито-урартским народом Южного Кавказа. Под предводительством Одина часть асов ушла на север (племя будины). Оставшиеся дали начало ясам (аланам-осетинам), а также влились в число удинов (албанов-аланов). Память об асах сохранилась и в названии позднейших азербайджанцев.

Но сами потомки Одина впоследствии достигли Скандинавии, где основали шведское и норвежское королевства. Память об асах сохранилась в тех землях, через которые они проходили, и не случайно, что потомков Одина – варягов – призвали впоследствии княжить к себе восточнославянские племена.

Табу на поедание щук – насмешка или аргумент?

В научном мире данная теория Хейердала, как и большинство прочих его построений, считается маргинальной. Её критикуют за некритическое отношение к мифам, за лингвистически необоснованные отождествления названий, построенные лишь на созвучиях.

Однако сторонники его гипотезы, которые есть и среди учёных-археологов (особенно в России), говорят, что речь может идти не о массовых миграциях народов, а только о переселениях элит. Этнонимы могли заимствоваться из одних языков в другие, изначально неродственные, как это сплошь и рядом было в раннее Средневековье. Наконец, в степях Восточной Европы находилась, согласно мейнстримной современной теории, прародина индоевропейских народов.

Любопытно, что концепция Хейердала о кавказской прародине скандинавов нашла официальное признание у Норвежской государственной евангелической церкви. Возможно, что неспроста также, как полушутя, полувсерьёз утверждают спортивные рыболовы, только два народа в Европе не едят щук – норвежцы и донские казаки...