kalaputski.ru kalaputski.ru

Парфенон

Изображение

Парфенон в Афинах известен во всем мире как воплощение высокой классики и выдающийся образец архитектурного мастерства. Этот храм считается одним из самых гармоничных сооружений на планете и наилучшим примером использования «золотого сечения». Интересно, что в этом здании практически отсутствуют прямые линии.

Парфенон сохранился до наших дней, и сегодня у нас есть возможность увидеть его руины, в которых можно заметить идеальные пропорции.

Однако, если мы внимательно изучим результаты обмеров храма, то обнаружим, что он не совсем прямолинеен. Стены Парфенона не имеют абсолютно прямых линий — они слегка изогнуты. У блоков стен нет четких девяностоградусных углов, а ступени фасада отличаются по высоте. Колонны также варьируются по толщине и расположены на разных расстояниях друг от друга, некоторые из них наклонены. И это не результат последующих изменений — именно так было задумано архитекторами Иктином и Калликратом. Почему так?

Дело в том, что они учитывали особенности восприятия человеческим глазом. Четыреста лет спустя после их смерти великий римский теоретик архитектуры Витрувий писал: «Когда установлены основы пропорций и все размеры рассчитаны, важно учитывать условия местности, назначение здания и его внешний вид, чтобы, внося изменения, достичь такой гармонии, чтобы всё выглядело правильно и ничто не вызывало сомнений». В другой своей цитате Витрувий подчеркивает: «Если истинное может казаться ложным и некоторые вещи воспринимаются иначе, чем есть на самом деле, то необходимо делать определенные корректировки, чтобы здание выглядело завершенным. Это достигается врожденной проницательностью, а не только знаниями».

Древнегреческие архитекторы обладали этой врожденной чуткостью: они знали, как искусно нарушить математическую гармонию и исправить оптические искажения. Глаз человека имеет сферическую форму, и на расстоянии он воспринимает плоскую поверхность как прогибающееся в центре. Поэтому карнизы и крыша Парфенона были слегка изогнуты, создавая иллюзию прямоты. Чтобы ступени казались абсолютно ровными, их нужно было немного приподнимать к центру. Угловые колонны делали толще остальных, так как они теряются на фоне окружающего света и без утолщения выглядели бы тоньше. Пролеты между колоннами увеличивались к центру, но для зрителя они казались одинаковыми. Также цилиндры колонн утолщали в центре, чтобы избежать эффекта сжатия. Внутренние колонны портика были меньше внешних, что создавало иллюзию глубины.

Все эти тонкие отклонения от строгих горизонталей и вертикалей практически незаметны, но именно они придают храму целостность и гармонию, превращая его в шедевр архитектуры.




Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+1
34
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.