Греки в VI веке до нашей эры смогли сократить путь из Ионического моря в Эгейское, который превышал 400 км, до всего лишь 6 км, построив дорогу через Коринфский перешеек. По этой уникальной дороге перемещали не только грузы, но и целые корабли.
Дистанция от 6 до 8,5 км могла быть преодолена всего за 3-4 часа! Не зря в античной Греции существовала поговорка «быстрый как коринфянин» (взятая из комедий Аристофана), которая описывала человека, стремительно справляющегося с делами. Хотя процесс погрузки судна на мощную телегу и его закрепления, вероятно, занимал гораздо больше времени. Тем не менее, эта каменная дорога, прослужившая более тысячи лет, использовалась для транспортировки не только небольших торговых судов, но и целых военных флотилий. Например, Октавиан (будущий император Август), спеша вернуться в Рим после победы при Акции, распорядился перевезти по Диолку 260 либурн (небольших гребных галер). На сегодняшний день раскопано 1100 метров Диолка. Это мощеная каменная дорога с небольшим уклоном (в самых крутых участках менее 6 градусов) и вырезанной колеей, чтобы многотонный груз (вес триеры мог достигать 25 тонн, а торговые суда были легче) не соскальзывал с дороги на поворотах или наклонах. Примечательно, что ширина колеи Диолка примерно совпадает с шириной железнодорожной колеи современности — 160 см.
Кто же тянул корабли по этой дороге? Волы и группы людей, состоящие до двух сотен человек, можно назвать древнегреческими бурлаками.
Интересно, что история железнодорожного транспорта началась именно здесь — в Диолке — более двух с половиной тысяч лет назад.