Арабские поэтессы кайны: рабыни, покорявшие великих халифов
Кроме порядочных женщин и проституток долгие столетия был известен третий, особый вид дам — куртизанки. В Европе они вызывали восхищение, ненависть или зависть и могли подняться настолько высоко, что вершили судьбы королевств. В исламском мире все было иначе — арабские куртизанки, кайны, были не более чем вещами своего господина, ценными, но лишенными каких-либо прав.
Кайны арабского Востока были самыми настоящими рабынями. Их выращивали с детства, отбирая самых красивых девочек среди рожденных рабынями или пленных и обучая хорошим манерам, основам поэзии и игре на музыкальных инструментах.
Большая часть кайн оказывалась собственностью хозяев трактиров и постоялых дворов, где они всю жизнь были вынуждены развлекать гостей и постояльцев, но самые красивые и талантливые попадали к почтенным мужчинам и вливались в активную светскую жизнь.
Арабские мужчины собирали дома маджлисы, которые были аналогами европейских салонов с участием художников, ученых и литераторов. Согласно правилам, «честных женщин» там быть не могло. Нет, все проходило очень пристойно просто таким были и остаются законы ислама. А вот кайны могли беспрепятственно находиться в компании чужих мужчин.
На маджлисах уважаемые мужи бесконечно долго пили чай или щербет и обсуждали самые различные вопросы. Кайны играли им на музыкальных инструментах и декламировали стихи и поэмы, в основном своего собственного сочинения, чтобы те не заскучали. Кроме этого, красивые невольницы сами могли умело ввязаться в беседу и превратить ее в интересную дискуссию, что очень ценилось среди элиты.
Когда кайна старела и теряла свою красоту, она становилась бесполезной и могла быть лишь наставницей для юных рабынь. Поэтому рабыни изо всех сил старались найти себе солидного любовника, который захочет выкупить ее у хозяина и если не возьмет замуж, то, по крайней мере, сделает любимой наложницей. Иногда, в поисках суженного, кайны меняли мужчин каждую ночь, но бывало и так, что старались завоевать симпатию одного мужчины и всячески ему угождали на маджлисах.
Если кайна рожала своему хозяину ребенка, то тот уже не мог выкинуть ее за ненадобностью на улицу и был обязан содержать до конца дней. Разумеется, из-за такого образа жизни и требования ходить с открытым лицом, кайн считали бесстыжими и недостойными женщинами. Но были среди них и те, кто несмотря на репутацию вошли в историю и стали настоящими легендами.
Кайна Сакан
Эта кайна — единственная, память которой сохранилась не только благодаря красоте и талантам, но и по причине невероятной преданности и любви к хозяину. Сакан имела мягкий, покладистый характер, что девушек ее круга считалось серьезным недостатком. Арабские мужчины любили дерзких, ироничных кайн, которые едко высмеивали присутствующих и не боялись вступать в самые жаркие дискуссии.
Сакан была популярна лишь из-за того, что хорошо пела и сочиняла поэмы, а ее хозяин — мыслитель Махмуд аль-Варрак, очень хорошо к ней относился. К сожалению, и без того не слишком богатый философ разорился и ему стало не до маджлисов с гостями.
Чтобы помочь своему хозяину, Сакан решилась на невероятный для кайны поступок — она написала халифу аль-Мутасиму, который часто бывал в гостях у аль-Варрака, письмо, в котором просила выкупить ее. Такое послание мог отправить мужчина, но никак не сама кайна, поэтому халиф лишь рассмеялся над утратившей достоинство женщиной и порвал ее послание.
Но хуже всего было то, что история о злополучном письме стала достоянием общественности и над Сакан смеялись на всех перекрестках и базарах. Чтобы исправить ситуацию, кайна написала прекрасную поэму-касыду, которая была призвана напомнить всем вокруг, что Сакан была и остается одной из лучших поэтесс своего времени.
Каноны стихосложения требовали, чтобы в начале касыды автор обращался к халифу с витиеватой похвалой. Кайна отступила от этого правила, написав о халифе в третьем лице, отстраненно. Уже это можно было считать неслыханной дерзостью, но Сакан пошла еще дальше и сделала героем поэмы Бабека, казненного за восстание против халифа.
Поэма вызвала такой резонанс в обществе, что за ее обсуждениями все забыли о том, как унизилась кайна перед халифом незадолго до этого. Можно сказать, что талантливая женщина достигла своей цели и отвлекла всех от своего позора, заставив говорить о несомненных талантах.
Но Махмуд аль-Варрак все равно решил продать свою кайну, так как обнищал настолько, что не мог ее прокормить. Чтобы его любимица не голодала, он нашел покупателя, который, по его мнению, станет добрым хозяином. Конечно, аль-Варрак мог бы и просто дать девушке свободу, но это означало бы бросить ее на произвол судьбы и обречь на бродяжничество, а на это мыслитель пойти не мог.
Но все пошло не так, как задумал Махмуд аль-Варрак. Когда покупатель пришел для совершения сделки и положил перед хозяином кайны деньги, Сакан поклялась, что готова терпеть любые лишения, лишь бы с ним не расставаться. Речь ее была так горячя, что задела покупателя за живое и он ушел, оставив аль-Варраку деньги. Махмуд был так растроган поступком рабыни, что в тот же день дал ей свободу и взял в жены.
Кайна Ариб
Кайна Ариб была дочерью визиря и рабыни, которую отец без малейших угрызений совести продал чужому человеку. Девушка отличалась острым умом, строптивостью и гордостью. К тому же она была воспитана рабыней христианкой, что наложило отпечаток на ее мировоззрение.
Ариб отлично пела и танцевала, владела несколькими музыкальными инструментами, писала стихи и заправски играла в нарды. Кроме этого, она отлично ездила верхом и обладала множеством других, интересных, хотя и не слишком нужных кайне умений.
В юности кайна влюбилась в голубоглазого красавца-бедуина и сбежала с ним от хозяина. Горю осиротевшего мужчины не было предела, а его сын так расстроился, что написал поэму с историей любви и побега. Но увлечение Ариб оказалось мимолетным — она быстро разочаровалась в своем избраннике и оставила его. Вскоре девушку поймали и вернули владельцу, который на радостях простил ей дерзкий поступок.
Кайна была невероятно красива и умна, поэтому ею обладали несколько правителей. Сначала с таким предложением к хозяину Ариб пришел халиф аль-Амин, но сделка не состоялась из-за его скорой смерти. После этого ее приобрел следующий халиф — аль-Мамун, а потом она стала собственностью халифа аль-Мутасима, того самого, который оскорбил Сакан. Этот правитель, выкупив Ариб за большие деньги, даровал ей свободу.
Женщина не изменила своим привычкам и также продолжала вести беспутный образ жизни. Она сама начала собирать маджлисы и выбирала себя на них любовников, которых меняла едва ли не ежедневно. Зарабатывать бывшей кайне удавалось сочинением песен на заказ, а кроме этого у Ариб появились влиятельные поклонники, баловавшие ее подарками и деньгами.
В доме Ариб часто собирались знатные мужчины для бесед на политические темы и многие историки считают, что мнение женщины высоко ценилось в их кругу. Всего за свою жизнь Ариб успела побывать любовницей семи халифов, а также побывать в глубоко порочной по меркам ислама связи с поэтессой Улайей, которую называла счастьем всей жизни. Жизнь прожила красавица Ариб ни о чем не жалея, и умерла в 96 лет от старости в тепле и достатке.
Кайна Фарида
История жизни кайны Фариды очень коротка и трагична. Девушка считалась лучшей певицей своего времени и была очень красива. Поэтому ее и выкупил у хозяина халиф аль-Васик — жестокий и надменный самодур. Во время одной из встреч халиф был не в настроении и ударил поющую кайну ногой в грудь, повалив ее на пол и сломав инструмент.
Говорят, что сделал это немолодой уже правитель из-за того, что ему в голову пришла мысль о том, что после его смерти Фарида будет услаждать чей-то глаз и слух. Этот случай настолько поразил кайну, что после смерти аль-Васика она отказывалась петь и вырывала струны инструментов, которые ей давали в руки. Заставляя Фариду петь, новый хозяин забил ее насмерть плетьми.
Кайна Инан
Кайна по имени Инан вошла в историю арабского мира как самая остроумная. Девушка была наполовину испанкой и ей передалась гордость и своенравность этого народа. Инан считалась одной из лучших поэтесс своего времени, а кроме того, без стеснения критиковала чужие поэмы. Из-за этого маджлисы с кайной были очень популярны и собирали поэтов и любителей горячих дискуссий.
История сохранила переписку Инан с известным поэтом Абу Нувасом — оппоненты так зло и изысканно оскорбляли друг друга, что за их перепалкой следили сотни «болельщиков» с обеих сторон. Одной из неприятных для мужчин особенностей кайны было то, что она любила выставлять их посмешищем в едких эпиграммах после ночи любви.
Так как любовников Инан меняла очень часто, у нее было немало врагов с уязвленным самолюбием. Но девушка была так хороша, что поток желающих провести с ней время не иссякал никогда. Одним из поклонников кайны был халиф Харун ар-Рашид, известный нам по арабским сказкам. Инан надеялась, что правитель выкупит ее у хозяина, но щедрый и расточительный в легендах, в жизни правитель был скуповат и цена рабыни казалась ему высокой.
Хозяин Инан ненавидел ее за острый язык и успех у мужчин и кайна отвечала ему той же монетой. За свою дерзость девушка неоднократно бывала наказана розгами, но этого хватало ненадолго. После смерти хозяина Харун ар-Рашид получил Инан в счет погашения долга и, чтобы усмирить кайну, отправил ее на невольничий рынок. В последний момент халиф сам выкупил девушку и, поразив ее этим поступком, заслужил любовь и почтение. Кайна Инан стала наложницей халифа и ее следы теряются в огромном гареме правителя.
Совершенно очевидно, что для кайны Востока связь с правителем означала исчезновение из поля зрения в недрах гарема. В Европе было все иначе и многие куртизанки, оказавшись любовницами королей, принесли немало пользы людям и стране.
- Комментарии