По данным милицейской статистики, значительная часть дорожно-транспортных происшествий в кашей стране случается по вине водителей — не справился с управлением, уснул за рулем, вел автомобиль в состоянии алкогольного опьянения. И лишь малая доля ДТП связана с техническими неисправностями транспортного средства. Однако причина некоторых аварий так навсегда и остается загадкой как для их участников, так и для специалистов ГИБДД.

Пугающая статистика

Еще в начале 70-х годов прошлого века сотрудники информационно-аналитических подразделений МВД СССР пришли к странному заключению, что на некоторых участках разветвленной сети дорог Советского Союза уровень аварийности в два, а то и в четыре раза превышает среднестатистический по стране. Попытки списать большое количество ДТП на плохое состояние дорог, сложный рельеф местности или неудовлетворительную работу местных отделений ГАИ не увенчались успехом. Ряд проведенных проверок показал, что значительная часть необъяснимых аварий происходила на участках с хорошей видимостью, где асфальтовое покрытие соответствовало ГОСТу. Зачастую неподалеку от мест, где с пугающей регулярностью случались ДТП, располагались посты ГАИ, что всегда служило для лихачей серьезным сдерживающим фактором. Так, из милицейских сводок следовало, что «23 июня 1973 года в 12 часов 30 минут на шоссейной дороге Сыктывкар-Котлас в двух километрах от поста ГАИ произошло лобовое столкновение автобуса ЛиАЗ и легкового автомобиля «Москвич-412», который, без видимых на то причин существенно превысив скорость, выехал на полосу встречного движения. В результате аварии водитель легкового автомобиля погиб». В другом сообщении говорилось, что на том же самом месте, но уже 5 августа 1973 года, с дороги в глубокий кювет съехал и перевернулся трактор «Беларусь». В ходе разбирательства выяснилось, что получивший серьезные травмы тракторист был трезв, однако что заставило его повернуть руль вправо, он объяснить не смог.

По поручению министра внутренних дел СССР H.A. Щелокова была подготовлена карта шоссейных дорог страны, на которой особым цветом указывались места, где случалось наибольшее число аварий. В результате выяснилось, что самые аварийноопасные участки приходились на ряд дорог Подмосковья и севера Ленинградской области, Вологодской и Оренбургской областей, юга Красноярского края, Тувинской и Бурятской АССР, Казахской ССР и Туркмении. Наиболее безопасными оказались дороги прибалтийских республик Союза и Калининградской области.

Кладбище под асфальтом

Егор Иванович Троекуров, более 30 лет прослуживший в подразделениях ГАИ Красноярского края, вспоминает, как 1976-1979 годах он обслуживал отрезок трассы «М 53» между поселками Нижний Ингаш и Иланский, что на 20 километров восточнее города Канска. Тогда еще молодой сотрудник милиции, Троекуров удивлялся большому количеству нелепых аварий, происходивших на его участке. Старший смены, капитан предпенсионного возраста Кротов как-то рассказал своему подопечному о том, что лет 10 тому назад в этом месте дорога делала небольшой крюк, огибая старое заброшенное кладбище, что, по мнению специалистов-дорожников, представляло большую опасность для автомобилистов. Кладбище сровняли с землей, поверх него сделали гравийную насыпь, которую укатали качественным асфальтом. И вскоре на ровной, как стрела, трассе одна за другой стали происходить аварии — порой нелепые и необъяснимые. По мнению капитана, виновниками частых ДТП являлись… покойники, обиженные тем, что было разрушено их пристанище.

Долгое время Егор Троекуров считал версию своего наставника одной из множества милицейских баек, которыми старые служаки любят удивлять молодежь. Но однажды майор сам едва не стал участником загадочной аварии. Как-то осенью 1983 года, когда Троекуров уже служил в отделе ГАИ города Канска, ему довелось проезжать поздним дождливым вечером на служебном автомобиле по знакомому участку трассы. Когда машина миновала Нижний Ингаш, Егор Иванович стал рассказывать своему напарнику историю о кладбище, оказавшемся под дорогой. Вдруг свет фар выхватил блеклую фигуру, будто из воздуха возникшую в нескольких метрах от капота машины. Троекуров начал экстренное торможение, и автомобиль закрутило на скользкой дороге. Только водительское мастерство майора спасло от гибели его и сидевшего рядом с ним сотрудника госавтоинпекции. Когда машина наконец остановилась, милиционеры выбежали на дорогу. Однако ни на ней, ни рядом с трассой никого не было — призрак, появившийся на шоссе, бесследно исчез.

Сатанинский тупик

Почти на границе Курганской и Челябинской областей, рядом с поселком Сарт-Абдрашев есть место, которое в народе зовется Сатанинский тупик. На участке дороги протяженностью семь километров происходит в день по две-три аварии. Местный крановщик уже настолько привык, что, услышав поздней ночью стук в окно, молча собирается, зная, что требуется его техника, с помощью которой то и дело вытаскивают улетевшие в кювет автомашины. Жители окрестных поселков, знающие об этом опасном месте, уже давно объезжают его стороной по проселочным дорогам. Участниками аварий в основном становятся иногородние путешественники. Те из них, кому удалось выжить после ДТП. не могут толком объяснить, что же на самом деле стало причиной аварии. Некоторым кажется, что в тот опасный момент они находились будто под гипнозом. К примеру, водитель

грузовой фуры, перевернувшейся там в августе 2004 года, до самого момента аварии был уверен, что движется прямо по своей полосе с допустимой на этом участке дороги скоростью. Хотя очевидцы утверждали, что на самом деле его машина вдруг стремительно стала забирать влево, пока не слетела с шоссе. Другие пострадавшие водители уверяли, что видели внезапно появившееся на дороге препятствие: домашний скот, кучу вываленного щебня или даже движущийся на них автомобиль, после чего начинали лихорадочные маневры, приводившие к несчастному случаю.

Одно из преданий Сарт-Абдрашева гласит, что на месте опасного участка дороги в давние времена будто бы находилось языческое капище. В предвоенные годы жители окрестных селений считали, что в этом заболоченном месте водятся черти. И только после постройки дороги в 1944 году предания о нечисти отошли в прошлое, уступив место печальной статистике дорожных аварий.

Во всем виноваты шары

Дурной славой пользуется участок трассы «А 164», ведущей в Монголию, расположенный у поселка Монды на юго-западе Бурятии. Зажатый с двух сторон горными массивами, по свидетельству водителей, он напоминает зловещий туннель, в котором аварии происходят по причине внезапных и загадочных поломок автотранспорта. Взрыв бензонасоса или замыкание электропроводки, приводящие к пожару, отказ тормозной системы — здесь обычная вещь. По мнению жителей поселка, виной тому загадочные объекты, появляющиеся в небе над дорогой. Так, многие водители не раз наблюдали, будто скользящие по дорожному полотну огненные искры или зависающие над ним разноцветные шары начинали преследовать идущие автомобили. С подобным явлением в 2007 году столкнулась жительница Улан-Удэ Ирина К., ехавшая с мужем по этому участку дороги на «десятке». Стоял ясный летний день. Вдруг прямо перед лобовым стеклом автомобиля возник желтый светящийся шар. Муж Ирины ударил по тормозам, но машина как ни в чем не бывало продолжила свой бег. Метров через 100 дорога делала поворот, однако водитель автомобиля, сопровождаемого загадочным шаром, понял, что отказало и рулевое управление. В следующее мгновение пассажиры «десятки» увидели встречный транспорт.

Удар был такой силы, что муж Ирины вылетел через лобовое стекло и погиб. Скончался на месте и водитель встречной машины. Позже автотранспортная экспертиза так и не смогла установить причину отказа тормозной и рулевой систем «десятки».

Многим водителям и пешеходам известно уже набившее оскомину выражение: «Дорога — источник повышенной опасности!». Однако порой ни мастерство водителя, ни отличное техническое состояние автотранспортного средства не способны предотвратить трагедию, причиной которой могут стать дороги, зовущиеся у бывалых шоферов «дорогами смерти».