Катастрофа украинского «Боинга» – удар обстоятельств
Объясняя причины трагедии, Иран может последовать примеру США
Как иранская ПВО могла сбить гражданское воздушное судно, перепутав его с военным самолетом? Этот вопрос задает большинство комментаторов, в основном – западных и украинских, говорящих или пишущих о гибели близ Тегерана пассажирского лайнера компании МАУ. Но трагедия такого рода происходит, увы, не впервые.
Ирану стоит последовать американскому примеру 30-летней давности.
После того, как ракетный крейсер Vincennes ВМС США сбил 3 июля 1988 года над Персидским заливом иранский аэробус A300 с 290 людьми на борту, из Вашингтона сообщили, что основной причиной «инцидента» стало психологическое состояние команды корабля, действовавшей в боевой обстановке под большим давлением, а также схожесть полетного профиля лайнера с предполагаемым профилем атаки истребителя Ф-14 «Томкэт» ВВС Исламской Республики (кстати, американского производства; данные машины поставлялись Ирану в период правления там шаха Мохаммеда Реза Пехлеви).
В Вашингтоне признали трагедию «военным инцидентом» и посчитали, что моряки действовали «в соответствии с текущими обстоятельствами». Позже командир крейсера Уильям К. Роджерс-третий был награждён орденом «Легион почёта» за успешную службу в период с 1987 по 1989 годы.
Что произошло в дальнейшем? Выразив сожаление относительно гибели людей и назвав катастрофу иранского самолета ужасной человеческой трагедией, американское правительство тем не менее официально не признало вину и не принесло извинений за случившееся.
Однако в феврале 1996 года США и Иран подписали мировое соглашение, после чего дело, разбиравшееся в Международном суде ООН, было прекращено. По условиям соглашения Соединенные Штаты обязались выплатить компенсацию в размере 131,8 миллиона долларов (включая 61,8 миллиона долларов наследникам 248 погибших, из расчёта 300 000 долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 000 за каждого иждивенца), а Тегеран отказывался от дальнейших претензий к Вашингтону в связи с катастрофой.
Украинским пользователям соцсетей, вопящим об иранских «обезьянах с гранатой», можно напомнить еще кое-что.
27 июня 1980 года самолет DC-9 (рейс IH870) вылетел из Болоньи в 20:08 и взял курс на Палермо. На борту находились 4 члена экипажа и 77 пассажиров (из них 13 детей). Через 51 минуту после взлета, авиалайнер внезапно упал в Тирренское море в 25 километрах от Устики. Погибли все находившиеся на борту.
Только спустя 28 лет, в 2008 году, бывший президент и председатель Совета министров Италии Франческо Маурицио Коссига заявил, что DC-9 был сбит ракетой, запущенной с французского истребителя, который вместе с такими же итальянскими машинами вел бой с ливийскими МиГ-23, сопровождавшими самолет Муамара Каддафи.
В 2013 году, на судебном слушании, посвящённом финансовой ответственности за катастрофу, Верховный суд Итальянской Республики вынес распоряжение, чтобы государство выплатило семьям погибших 100 миллионов долларов.
4 октября 2001 года авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Сибирь» выполнял плановый рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив–Новосибирск, но через 1 час 45 минут после взлёта рухнул в Черное море. Все находившиеся на борту 78 человек (66 пассажиров, 12 членов экипажа) погибли.
Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолёт был непреднамеренно сбит зенитной ракетой 5В28 комплекса С-200В, запущенной 96-й зенитно-ракетной бригадой ПВО Украины в ходе проводившихся на Крымском полуострове военных учений.
Украина в 2003 году подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе без юридического признания вины. В соответствии с этими соглашениями Киев выплатил по 200 тысяч долларов за каждого погибшего: 7,8 миллиона – РФ, 7,5 миллиона – еврейскому государству.
«Катастрофическая ошибка» КСИР над Тегераном: Иран не первый, кто ошибся
Пассажирский «Боинг» 737−800 компании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), выполнявший 8 января рейс Тегеран — Киев, потерпел крушение через считанные минуты после вылета из аэропорта имени имама Хомейни в иранской столице. Трагедия случилась через несколько часов после того, как Иран выпустил ракеты по базам в соседнем Ираке, где дислоцированы американские военные.
Таким образом иранские власти хотели отомстить за гибель в результате операции ВВС США в ночь на 3 января командующего силами спецназначения «Кодс» в составе Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) генерала Касема Сулеймани. По данным Пентагона, от ракетного удара аэрокосмических сил КСИР в арабской республике никто не пострадал. Однако трагедия с человеческими жертвами случилась в небе над Тегераном.
Версия о том, что украинский «Боинг» мог быть сбит случайным задействованием системы ПВО Исламской Республики появилась сразу после авиакатастрофы. Официальные лица в Тегеране первые сообщения в СМИ о непреднамеренном ракетном пуске со ссылкой на информацию западных спецслужб и военные ведомства стран НАТО встретил категорическим отказом. Были даже заявления о том, что это «большая ложь» и «мошенничество».
Спустя трое суток после крушения лайнера с 167 пассажирами и 9 членами экипажа на борту власти ИРИ признали, что «Боинг» сбили по ошибке. Полную ответственность взяли на себя те же аэрокосмические силы КСИР, объяснив применение ПВО в районе Тегерана тем, что на радарах корпуса украинский лайнер был принят за крылатую ракету, которая могла быть выпущена ВС США в Ближневосточном регионе в качестве ответа на ракетный удар КСИР по двум базам в Ираке.
Случаи уничтожения гражданских самолётов военными, принимавшими их за боевые или разведывательные, происходили неоднократно. СМИ напоминают сегодня, 11 января, самые известные из них.
Boeing 727 в Египте
«Боинг» 727−224 ливийской компании Libyan Arab Airlines разбился 21 февраля 1973 года в окрестностях египетского города Исмаилия. Это произошло в результате атаки истребителей израильских ВВС. Самолёт выполнял рейс по маршруту Триполи — Бенгази — Каир — Александрия — Бахрейн. На борту было девять членов экипажа и 104 пассажира. В происшествии выжил второй пилот и четыре пассажира. Лайнер должен был приземлиться в аэропорту Каира, но из-за сложностей с навигацией самолёт сбился с курса и не смог найти посадочный маяк.
«Боинг» оказался на территории Синайского полуострова, занятого в то время Израилем. Самолёт засекли радары, к нему направились израильские истребители. Они сделали предупредительные выстрелы и показали самолёту, что он должен приземлиться, но пилот гражданского лайнера неверно истолковал сигналы и, уже подойдя к аэродрому, на котором ему было предписано сесть, принял курс на запад, что было истолковано как попытка покинуть подконтрольное Израилю воздушное пространство.
В результате израильское командование решило, что самолёт угнан, и приказало открыть огонь на поражение. Истребители выпустили по пассажирскому борту несколько очередей из пушек. Пилоты совершили вынужденную посадку в пустыне. При этом самолет врезался в дюну. Погибли 108 человек, выжили пять — в том числе один из пилотов пилот.
Израиль аргументировал решение своих военных тем, что ситуация с безопасностью на Синайском полуострове была тогда обострённой, а экипаж пассажирского лайнера вёл себя неоднозначно. Как впоследствии рассказывал выживший пилот, то, что судно оказалось над Синаем, экипаж понял лишь за несколько минут до атаки, но посадку совершать не стал из-за сложных отношений между Ливией и Израилем.
Власти Израиля позже выплатили семьям погибших компенсации.
Boeing 707 в Карелии
20 апреля 1978 года советские войска сбили пассажирский борт авиакомпании Korean Air, летевший по маршруту Париж — Анкоридж — Сеул. Отклонившись от курса из-за ошибок в навигации, самолёт оказался над Кольским полуостровом, нарушив воздушную границу СССР. Он был перехвачен, и после попыток заставить его добровольно приземлиться — обстрелян ракетой «воздух-воздух» советским истребителем Су-15. Получив повреждение двигателя и крыла, лайнера был вынужден совершить посадку на лёд озера Корпиярви в Карелии.
Согласно показаниям капитана судна, перехватчик приблизился к самолёту с правой стороны, а не слева, как требуют правила Международной организации гражданской авиации. Капитан утверждал, что понизил скорость и включил навигационные огни, показывая, что он готов следовать за советским истребителем для посадки. По советским данным, экипаж самолёта неоднократно не отвечал на запросы с земли, а затем и на сигналы на посадку.
В результате обстрела погибли два пассажира: японец и кореец. Остальных 95 пассажиров вместе с 12 членами экипажа после недолгого пребывания в карельском городе Кемь перевезли в Хельсинки, откуда они вылетели вместе с телами погибших. Спустя девять дней после происшествия командир судна и штурман также смогли вылететь из страны.
Как сообщил тогда ТАСС, они признались в нарушении советского воздушного пространства и игнорировании приказа самолёта-перехватчика приземлиться, а также обратились с прошением о помиловании в президиум Верховного Совета СССР, который удовлетворил его и выдворил их из страны. Сами летчики после высылки из СССР заявили, что не просили о помиловании.
Советский Союз выставил Южной Корее счет на 100 тысяч долларов США (сегодня эта сумма эквивалентна примерно $ 392 тыс.) за обслуживание пассажиров. Этот счет так и не был оплачен. Южная Корея не предъявляла никаких претензий СССР — между двумя странами в то время не было дипломатических отношений. Поврежденный самолет корейская компания забирать не стала, в итоге его разобрали и оставили в СССР.
Boeing 747 над Сахалином
Самолёт Korean Air был сбит над территорией СССР ещё и в 1983 году. «Боинг» 747 выполнял в ночь на 1 сентября рейс Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул, на его борту было 23 члена экипажа и 246 пассажиров. По неизвестной причине самолёт вместо того, чтобы лететь над нейтральными водами Тихого океана, стал отклоняться вправо от курса. Считается, что это произошло из-за неправильной установки автопилота.
Судно пролетело над Камчаткой, а затем над островом Сахалин. Там его перехватил советский истребитель Су-15. Перехват самолёта происходил ночью. Экипаж самолёта не отвечал на предупредительные выстрелы из бортовой пушки — при этом пилот истребителя впоследствии вспоминал, что у него не было трассирующих снарядов, которые оставляют за собой яркий и хорошо заметный след, и стрелять пришлось обычными, которые экипаж лайнера мог просто не заметить.
В итоге командование дало приказ сбить самолёт — и перехватчик выпустил по нему две ракеты. Судно рухнуло в воду около острова Монерон к западу от Сахалина в Японском море. Погибли все пассажиры и члены экипажа. В их числе был член Палаты представителей Конгресса США Ларри Макдональд.
Останков погибших почти не нашли — дайверы обнаружили несколько пар обуви и личные вещи, а также фрагменты нескольких тел, которые были неопознаваемы. Политбюро ЦК КПСС заявило, что это была преднамеренная провокация со стороны США, которые хотели таким образом проверить боеготовность советской ПВО или даже спровоцировать военные действия. США в ответ обвинили Советский Союз в препятствовании поисково-спасательным операциям.
Этот инцидент был одним из самых напряжённых моментов холодной войны и привёл к очередному ухудшению отношений СССР и западных стран. Президент США Рональд Рейган после этого заявил, что разработанная изначально для военных целей глобальная навигационная спутниковая система GPS станет доступна и для гражданских лиц, как только будет доработана.
Airbus A300 над Персидским заливом
В 1988 году катастрофа с большим количеством жертв — 290 человек (16 членов экипажа и 274 пассажира, в том числе 65 детей) — произошла над Персидским заливом. Это самая массовая гибель пассажиров в истории инцидентов с участием самолёта Airbus A300. Лайнер авиакомпании Iran Air 3 июля летел по маршруту Тегеран — Бендер-Аббас — Дубай.
Через семь минут после взлёта из Бендер-Аббаса, пролетая над Персидским заливом, он был сбит ракетой, выпущенной с американского ракетного крейсера Vincennes. Правительство США заявило, что авиалайнер Iran Air по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана.
Согласно данным американской стороны, экипаж крейсера предпринял десять попыток связаться с самолётом на военных и гражданских радиочастотах, но ответа не получил. Иранское правительство, в свою очередь, утверждало, что Vincennes сознательно атаковал рейс. По данным Ирана, самолёт подавал сигналы в режиме, который идентифицировал его как гражданское судно, а не используемое иранскими ВВС.
Авиаинцидент со столь большим числом погибших вызвал много критики в США. Многие особенно критиковали капитана крейсера Уильяма Роджерса за агрессивные действия во взрывоопасной обстановке в зоне Персидского залива на тот момент. Рональд Рейган направил правительству Ирана дипломатическую ноту, выразив своё глубокое сожаление о произошедшем.
Только в 1996 году правительства США и Ирана достигли соглашения относительно крушения самолёта в Международном суде ООН. В решении говорилось, что США «признали воздушный инцидент 3 июля 1988 года ужасной человеческой трагедией и выразили глубокое сожаление по поводу гибели людей». Несмотря на то, что власти США не признали свою юридическую ответственность, они добровольно согласились выплатить 61,8 млн долларов компенсации семьям иранских жертв.
На вопрос, заданный в документальном фильме Би-би-си в 2000 году, правительство США в письменном ответе заявило, что, по их мнению, инцидент мог случиться из-за «психологического состояния восемнадцати членов экипажа крейсера», которое называется «выполнение сценария». Такое происходит, когда люди находятся под давлением. В подобной ситуации экипаж выполняет сценарий обучения, полагая, что он реален, и игнорируя информацию, которая противоречит сценарию. В данном случае сценарий был нападением одиночного военного самолёта.
Ту-154 над Чёрным морем
4 октября 2001 года самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь» должен был прилететь в Новосибирск из Тель-Авива, но спустя 1 час и 45 минут после взлёта упал в Черное море. Все 78 человек, находившиеся на борту, погибли. В основном это были граждане Израиля. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолёт был непреднамеренно сбит зенитной ракетой комплекса С-200, запущенной ПВО Украины во время военных учений на Крымском полуострове.
Из-за событий 11 сентября того же года в США изначально рассматривалась версия о теракте. Украинские военные чиновники сначала отрицали, что их ракета сбила самолёт, поясняя, что направление и дальность ракет не соответствуют точке, в которой взорвался лайнер. Но спустя несколько дней после катастрофы Украина признала свою вину.
Министр обороны страны Александр Кузьмук принёс извинения родным и близким погибших, заявив: «Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя её причины до конца пока не установлены».
Согласно заключению расследования МАК, которое завершилось в 2004 году, Ту-154 был сбит ракетой, которая разорвалась в 15 метрах над корпусом самолёта. Было установлено, что она была запущена из района Феодосии, где в это время проходили учения войск ПВО Украины.
Украина в 2003 году подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе. Она выплатила по 200 тысяч долларов за каждого погибшего — $ 7,8 млн России и $ 7,5 млн Израилю.
Киев так и не признал вину в крушении самолёта юридически. Различные суды Украины неоднократно отказывали авиакомпании «Сибирь» в компенсациях. Последний раз тяжба шла в 2012 году: тогда апелляционные суды оставили в силе решение суда первой инстанции, который не признал вину украинских военных в крушении самолёта. Представители авиакомпании заявили о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека, однако так этого и не сделали.
Сразу после официального признания совершённой ошибки, повлекшей десятки человеческих жертв, высшее политическое руководство Ирана заверило своих зарубежных партнёров, включая Украину, в том, что будут приняты все необходимые организационные выводы, выплачены компенсации и виновные понесут ответственность по всей строгости закона.
Верховный руководитель Ирана аятолла Сейид Али Хаменеи поручил обнародовать результаты расследования крушения «Боинга» 737−800. Как передают в субботу СМИ ИРИ, духовный лидер Исламской Республики, узнав о допущенной системой ПВО КСИР «катастрофической ошибке», созвал экстренное заседание Высшего совета национальной безопасности. На нём глава государства заявил, что причины авиакатастрофы и результаты расследования «будут опубликованы открыто и честно».
Президент Ирана Хасан Роухани также назвал крушение украинского «Боинга» «катастрофической ошибкой».
Глава судебной власти Ирана Ибрагим Раиси распорядился ускорить расследование, поручив собрать все имеющиеся документы у Генштаба, КСИР и Организации гражданской авиации ИРИ.
Ближневосточная редакция
Как иранская ПВО могла сбить гражданское воздушное судно, перепутав его с военным самолетом? Этот вопрос задает большинство комментаторов, в основном – западных и украинских, говорящих или пишущих о гибели близ Тегерана пассажирского лайнера компании МАУ. Но трагедия такого рода происходит, увы, не впервые.
Ирану стоит последовать американскому примеру 30-летней давности.
После того, как ракетный крейсер Vincennes ВМС США сбил 3 июля 1988 года над Персидским заливом иранский аэробус A300 с 290 людьми на борту, из Вашингтона сообщили, что основной причиной «инцидента» стало психологическое состояние команды корабля, действовавшей в боевой обстановке под большим давлением, а также схожесть полетного профиля лайнера с предполагаемым профилем атаки истребителя Ф-14 «Томкэт» ВВС Исламской Республики (кстати, американского производства; данные машины поставлялись Ирану в период правления там шаха Мохаммеда Реза Пехлеви).
В Вашингтоне признали трагедию «военным инцидентом» и посчитали, что моряки действовали «в соответствии с текущими обстоятельствами». Позже командир крейсера Уильям К. Роджерс-третий был награждён орденом «Легион почёта» за успешную службу в период с 1987 по 1989 годы.
Что произошло в дальнейшем? Выразив сожаление относительно гибели людей и назвав катастрофу иранского самолета ужасной человеческой трагедией, американское правительство тем не менее официально не признало вину и не принесло извинений за случившееся.
Однако в феврале 1996 года США и Иран подписали мировое соглашение, после чего дело, разбиравшееся в Международном суде ООН, было прекращено. По условиям соглашения Соединенные Штаты обязались выплатить компенсацию в размере 131,8 миллиона долларов (включая 61,8 миллиона долларов наследникам 248 погибших, из расчёта 300 000 долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 000 за каждого иждивенца), а Тегеран отказывался от дальнейших претензий к Вашингтону в связи с катастрофой.
Украинским пользователям соцсетей, вопящим об иранских «обезьянах с гранатой», можно напомнить еще кое-что.
27 июня 1980 года самолет DC-9 (рейс IH870) вылетел из Болоньи в 20:08 и взял курс на Палермо. На борту находились 4 члена экипажа и 77 пассажиров (из них 13 детей). Через 51 минуту после взлета, авиалайнер внезапно упал в Тирренское море в 25 километрах от Устики. Погибли все находившиеся на борту.
Только спустя 28 лет, в 2008 году, бывший президент и председатель Совета министров Италии Франческо Маурицио Коссига заявил, что DC-9 был сбит ракетой, запущенной с французского истребителя, который вместе с такими же итальянскими машинами вел бой с ливийскими МиГ-23, сопровождавшими самолет Муамара Каддафи.
В 2013 году, на судебном слушании, посвящённом финансовой ответственности за катастрофу, Верховный суд Итальянской Республики вынес распоряжение, чтобы государство выплатило семьям погибших 100 миллионов долларов.
4 октября 2001 года авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Сибирь» выполнял плановый рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив–Новосибирск, но через 1 час 45 минут после взлёта рухнул в Черное море. Все находившиеся на борту 78 человек (66 пассажиров, 12 членов экипажа) погибли.
Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолёт был непреднамеренно сбит зенитной ракетой 5В28 комплекса С-200В, запущенной 96-й зенитно-ракетной бригадой ПВО Украины в ходе проводившихся на Крымском полуострове военных учений.
Украина в 2003 году подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе без юридического признания вины. В соответствии с этими соглашениями Киев выплатил по 200 тысяч долларов за каждого погибшего: 7,8 миллиона – РФ, 7,5 миллиона – еврейскому государству.
«Катастрофическая ошибка» КСИР над Тегераном: Иран не первый, кто ошибся
Пассажирский «Боинг» 737−800 компании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), выполнявший 8 января рейс Тегеран — Киев, потерпел крушение через считанные минуты после вылета из аэропорта имени имама Хомейни в иранской столице. Трагедия случилась через несколько часов после того, как Иран выпустил ракеты по базам в соседнем Ираке, где дислоцированы американские военные.
Таким образом иранские власти хотели отомстить за гибель в результате операции ВВС США в ночь на 3 января командующего силами спецназначения «Кодс» в составе Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) генерала Касема Сулеймани. По данным Пентагона, от ракетного удара аэрокосмических сил КСИР в арабской республике никто не пострадал. Однако трагедия с человеческими жертвами случилась в небе над Тегераном.
Версия о том, что украинский «Боинг» мог быть сбит случайным задействованием системы ПВО Исламской Республики появилась сразу после авиакатастрофы. Официальные лица в Тегеране первые сообщения в СМИ о непреднамеренном ракетном пуске со ссылкой на информацию западных спецслужб и военные ведомства стран НАТО встретил категорическим отказом. Были даже заявления о том, что это «большая ложь» и «мошенничество».
Спустя трое суток после крушения лайнера с 167 пассажирами и 9 членами экипажа на борту власти ИРИ признали, что «Боинг» сбили по ошибке. Полную ответственность взяли на себя те же аэрокосмические силы КСИР, объяснив применение ПВО в районе Тегерана тем, что на радарах корпуса украинский лайнер был принят за крылатую ракету, которая могла быть выпущена ВС США в Ближневосточном регионе в качестве ответа на ракетный удар КСИР по двум базам в Ираке.
Случаи уничтожения гражданских самолётов военными, принимавшими их за боевые или разведывательные, происходили неоднократно. СМИ напоминают сегодня, 11 января, самые известные из них.
Boeing 727 в Египте
«Боинг» 727−224 ливийской компании Libyan Arab Airlines разбился 21 февраля 1973 года в окрестностях египетского города Исмаилия. Это произошло в результате атаки истребителей израильских ВВС. Самолёт выполнял рейс по маршруту Триполи — Бенгази — Каир — Александрия — Бахрейн. На борту было девять членов экипажа и 104 пассажира. В происшествии выжил второй пилот и четыре пассажира. Лайнер должен был приземлиться в аэропорту Каира, но из-за сложностей с навигацией самолёт сбился с курса и не смог найти посадочный маяк.
«Боинг» оказался на территории Синайского полуострова, занятого в то время Израилем. Самолёт засекли радары, к нему направились израильские истребители. Они сделали предупредительные выстрелы и показали самолёту, что он должен приземлиться, но пилот гражданского лайнера неверно истолковал сигналы и, уже подойдя к аэродрому, на котором ему было предписано сесть, принял курс на запад, что было истолковано как попытка покинуть подконтрольное Израилю воздушное пространство.
В результате израильское командование решило, что самолёт угнан, и приказало открыть огонь на поражение. Истребители выпустили по пассажирскому борту несколько очередей из пушек. Пилоты совершили вынужденную посадку в пустыне. При этом самолет врезался в дюну. Погибли 108 человек, выжили пять — в том числе один из пилотов пилот.
Израиль аргументировал решение своих военных тем, что ситуация с безопасностью на Синайском полуострове была тогда обострённой, а экипаж пассажирского лайнера вёл себя неоднозначно. Как впоследствии рассказывал выживший пилот, то, что судно оказалось над Синаем, экипаж понял лишь за несколько минут до атаки, но посадку совершать не стал из-за сложных отношений между Ливией и Израилем.
Власти Израиля позже выплатили семьям погибших компенсации.
Boeing 707 в Карелии
20 апреля 1978 года советские войска сбили пассажирский борт авиакомпании Korean Air, летевший по маршруту Париж — Анкоридж — Сеул. Отклонившись от курса из-за ошибок в навигации, самолёт оказался над Кольским полуостровом, нарушив воздушную границу СССР. Он был перехвачен, и после попыток заставить его добровольно приземлиться — обстрелян ракетой «воздух-воздух» советским истребителем Су-15. Получив повреждение двигателя и крыла, лайнера был вынужден совершить посадку на лёд озера Корпиярви в Карелии.
Согласно показаниям капитана судна, перехватчик приблизился к самолёту с правой стороны, а не слева, как требуют правила Международной организации гражданской авиации. Капитан утверждал, что понизил скорость и включил навигационные огни, показывая, что он готов следовать за советским истребителем для посадки. По советским данным, экипаж самолёта неоднократно не отвечал на запросы с земли, а затем и на сигналы на посадку.
В результате обстрела погибли два пассажира: японец и кореец. Остальных 95 пассажиров вместе с 12 членами экипажа после недолгого пребывания в карельском городе Кемь перевезли в Хельсинки, откуда они вылетели вместе с телами погибших. Спустя девять дней после происшествия командир судна и штурман также смогли вылететь из страны.
Как сообщил тогда ТАСС, они признались в нарушении советского воздушного пространства и игнорировании приказа самолёта-перехватчика приземлиться, а также обратились с прошением о помиловании в президиум Верховного Совета СССР, который удовлетворил его и выдворил их из страны. Сами летчики после высылки из СССР заявили, что не просили о помиловании.
Советский Союз выставил Южной Корее счет на 100 тысяч долларов США (сегодня эта сумма эквивалентна примерно $ 392 тыс.) за обслуживание пассажиров. Этот счет так и не был оплачен. Южная Корея не предъявляла никаких претензий СССР — между двумя странами в то время не было дипломатических отношений. Поврежденный самолет корейская компания забирать не стала, в итоге его разобрали и оставили в СССР.
Boeing 747 над Сахалином
Самолёт Korean Air был сбит над территорией СССР ещё и в 1983 году. «Боинг» 747 выполнял в ночь на 1 сентября рейс Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул, на его борту было 23 члена экипажа и 246 пассажиров. По неизвестной причине самолёт вместо того, чтобы лететь над нейтральными водами Тихого океана, стал отклоняться вправо от курса. Считается, что это произошло из-за неправильной установки автопилота.
Судно пролетело над Камчаткой, а затем над островом Сахалин. Там его перехватил советский истребитель Су-15. Перехват самолёта происходил ночью. Экипаж самолёта не отвечал на предупредительные выстрелы из бортовой пушки — при этом пилот истребителя впоследствии вспоминал, что у него не было трассирующих снарядов, которые оставляют за собой яркий и хорошо заметный след, и стрелять пришлось обычными, которые экипаж лайнера мог просто не заметить.
В итоге командование дало приказ сбить самолёт — и перехватчик выпустил по нему две ракеты. Судно рухнуло в воду около острова Монерон к западу от Сахалина в Японском море. Погибли все пассажиры и члены экипажа. В их числе был член Палаты представителей Конгресса США Ларри Макдональд.
Останков погибших почти не нашли — дайверы обнаружили несколько пар обуви и личные вещи, а также фрагменты нескольких тел, которые были неопознаваемы. Политбюро ЦК КПСС заявило, что это была преднамеренная провокация со стороны США, которые хотели таким образом проверить боеготовность советской ПВО или даже спровоцировать военные действия. США в ответ обвинили Советский Союз в препятствовании поисково-спасательным операциям.
Этот инцидент был одним из самых напряжённых моментов холодной войны и привёл к очередному ухудшению отношений СССР и западных стран. Президент США Рональд Рейган после этого заявил, что разработанная изначально для военных целей глобальная навигационная спутниковая система GPS станет доступна и для гражданских лиц, как только будет доработана.
Airbus A300 над Персидским заливом
В 1988 году катастрофа с большим количеством жертв — 290 человек (16 членов экипажа и 274 пассажира, в том числе 65 детей) — произошла над Персидским заливом. Это самая массовая гибель пассажиров в истории инцидентов с участием самолёта Airbus A300. Лайнер авиакомпании Iran Air 3 июля летел по маршруту Тегеран — Бендер-Аббас — Дубай.
Через семь минут после взлёта из Бендер-Аббаса, пролетая над Персидским заливом, он был сбит ракетой, выпущенной с американского ракетного крейсера Vincennes. Правительство США заявило, что авиалайнер Iran Air по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана.
Согласно данным американской стороны, экипаж крейсера предпринял десять попыток связаться с самолётом на военных и гражданских радиочастотах, но ответа не получил. Иранское правительство, в свою очередь, утверждало, что Vincennes сознательно атаковал рейс. По данным Ирана, самолёт подавал сигналы в режиме, который идентифицировал его как гражданское судно, а не используемое иранскими ВВС.
Авиаинцидент со столь большим числом погибших вызвал много критики в США. Многие особенно критиковали капитана крейсера Уильяма Роджерса за агрессивные действия во взрывоопасной обстановке в зоне Персидского залива на тот момент. Рональд Рейган направил правительству Ирана дипломатическую ноту, выразив своё глубокое сожаление о произошедшем.
Только в 1996 году правительства США и Ирана достигли соглашения относительно крушения самолёта в Международном суде ООН. В решении говорилось, что США «признали воздушный инцидент 3 июля 1988 года ужасной человеческой трагедией и выразили глубокое сожаление по поводу гибели людей». Несмотря на то, что власти США не признали свою юридическую ответственность, они добровольно согласились выплатить 61,8 млн долларов компенсации семьям иранских жертв.
На вопрос, заданный в документальном фильме Би-би-си в 2000 году, правительство США в письменном ответе заявило, что, по их мнению, инцидент мог случиться из-за «психологического состояния восемнадцати членов экипажа крейсера», которое называется «выполнение сценария». Такое происходит, когда люди находятся под давлением. В подобной ситуации экипаж выполняет сценарий обучения, полагая, что он реален, и игнорируя информацию, которая противоречит сценарию. В данном случае сценарий был нападением одиночного военного самолёта.
Ту-154 над Чёрным морем
4 октября 2001 года самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь» должен был прилететь в Новосибирск из Тель-Авива, но спустя 1 час и 45 минут после взлёта упал в Черное море. Все 78 человек, находившиеся на борту, погибли. В основном это были граждане Израиля. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолёт был непреднамеренно сбит зенитной ракетой комплекса С-200, запущенной ПВО Украины во время военных учений на Крымском полуострове.
Из-за событий 11 сентября того же года в США изначально рассматривалась версия о теракте. Украинские военные чиновники сначала отрицали, что их ракета сбила самолёт, поясняя, что направление и дальность ракет не соответствуют точке, в которой взорвался лайнер. Но спустя несколько дней после катастрофы Украина признала свою вину.
Министр обороны страны Александр Кузьмук принёс извинения родным и близким погибших, заявив: «Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя её причины до конца пока не установлены».
Согласно заключению расследования МАК, которое завершилось в 2004 году, Ту-154 был сбит ракетой, которая разорвалась в 15 метрах над корпусом самолёта. Было установлено, что она была запущена из района Феодосии, где в это время проходили учения войск ПВО Украины.
Украина в 2003 году подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе. Она выплатила по 200 тысяч долларов за каждого погибшего — $ 7,8 млн России и $ 7,5 млн Израилю.
Киев так и не признал вину в крушении самолёта юридически. Различные суды Украины неоднократно отказывали авиакомпании «Сибирь» в компенсациях. Последний раз тяжба шла в 2012 году: тогда апелляционные суды оставили в силе решение суда первой инстанции, который не признал вину украинских военных в крушении самолёта. Представители авиакомпании заявили о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека, однако так этого и не сделали.
Сразу после официального признания совершённой ошибки, повлекшей десятки человеческих жертв, высшее политическое руководство Ирана заверило своих зарубежных партнёров, включая Украину, в том, что будут приняты все необходимые организационные выводы, выплачены компенсации и виновные понесут ответственность по всей строгости закона.
Верховный руководитель Ирана аятолла Сейид Али Хаменеи поручил обнародовать результаты расследования крушения «Боинга» 737−800. Как передают в субботу СМИ ИРИ, духовный лидер Исламской Республики, узнав о допущенной системой ПВО КСИР «катастрофической ошибке», созвал экстренное заседание Высшего совета национальной безопасности. На нём глава государства заявил, что причины авиакатастрофы и результаты расследования «будут опубликованы открыто и честно».
Президент Ирана Хасан Роухани также назвал крушение украинского «Боинга» «катастрофической ошибкой».
Глава судебной власти Ирана Ибрагим Раиси распорядился ускорить расследование, поручив собрать все имеющиеся документы у Генштаба, КСИР и Организации гражданской авиации ИРИ.
Ближневосточная редакция
+1
352
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии