kalaputski.ru kalaputski.ru

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Рассказывают Паша и Лена — ребята, которые покинули теплые и уютные офисы и променяли работу и дом на приключения и путешествия: «Наше железнодорожное путешествие из Москвы в Таиланд стартовало 5 января с четырехдневного переезда на поезде Москва — Улан-Удэ. Для полноты эмоций мы взяли билеты в плацкартный вагон. Пишем эти строки за несколько часов до прибытия в финальную точку и уже можем констатировать: мы выжили. И не просто выжили, но и достойно провели время.

Перед поездкой у нас в головах было очень много мифов о длительной поездке на поезде. Но, как это часто бывает, в жизни все оказалось совсем не так, как до этого рассказывали нам путешественники и мы читали на форумах. Ниже мы развенчаем несколько распространенных мифов о железнодорожном марафоне».

в конце поста ждет остросюжетное продолжение истории. В такое ввязываются только самые смелые…

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Люди будут постоянно меняться. За четыре дня поезд проезжает множество маленьких местечек и крупных городов. В среднем остановка происходит раз в час или два. В центрах регионов поезд стоит по 30-40 минут, можно выйти прогуляться по перрону, а на небольших станциях остановки составляют по паре минут, в течение которых выходящие должны десантироваться, а новые пассажиры — шустро метнуться по перрону до искомого вагона и ворваться в поезд.

Ну так вот, примерно треть нашего вагона едет на расстояния даже большие, чем мы. Взять хотя бы соседей по плацкартному «купе»: бабушка с внучкой едут из Москвы в Читинскую область (ездили на поезде к дяде в Тамбов, а теперь возвращаются домой) — без малого пять дней пути в один конец. Мужчина с верхней полки напротив нас сел в Екатеринбурге и будет ехать шесть дней почти до конца маршрута поезда, до далекой Амурской области. Конечно, миграция между городами, находящимися на расстоянии 500-1000 км друг от друга, также присутствует (например, между соседними Новосибирском и Красноярском), но она не массовая. Кстати, в нашем вагоне до Владика никто не ехал. Полный переезд Москва — Владивосток занимает семь дней, за это время поезд проезжает 9300 км.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Пассажиры будут беспробудно бухать, особенно на Урале и в Сибири. Очаг напряжения образовался только один раз: несколько мужиков пили водку, доливая ее прямо в чай (в открытую в поезде уже давно никто не пьет). Трапеза закончилась громким ведением бесед и приставанием к пассажирам, но затем пришла проводница и сообщила, что если услышит еще хоть один звук или жалобу от пассажиров, то позовет наряд поездной полиции и всех шумящих ссадят на ближайшей станции, передадут в местное отделение, а билеты аннулируют. После чего мужики мгновенно замолкли, разошлись по койкам, и через полчаса коллектив уже дружно храпел.

Все будут постоянно есть вонючую еду: вареную холодную курочку, яйца, а на завтрак, обед и ужин весь поезд будет дружно заваривать дошираки. По факту еда особенно не воняла, курицы ни у кого не было, копченую рыбу в замкнутом пространстве никто не ел, а бич-пакеты если и заваривали, то не все сразу и не каждый прием пищи. Про то, что из еды стоит взять в длительную поездку, читайте на этой неделе в нашем блоге.

Не мыться четыре дня невозможно. В интернете есть сведения, что каждый поезд Владивосток — Москва оборудован душем. Так вот, можем сказать про наш поезд (номера 100/99): никаких душевых кабин в нем нет. Наши гигиенические процедуры заключались в ежедневном обтирании мокрым полотенцем, смене нижнего белья, а также умывании и чистке зубов. Пригодился и сухой шампунь В душ, конечно, хочется, и это первое, что мы сделаем, когда ступим на земную твердь, но какого-то ужаса по поводу чистоты мы не испытали. Возможно, летом этот пункт может быть критичным из-за супержары в некондиционируемых вагонах.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Время будет тянуться бесконечно долго. В наблюдениях за бытом других пассажиров и устройстве своего, чтении электронных книг, прослушивании музыки и аудиокниг, а также ведении онлайн-хроники событий в наших группах «ВКонтакте» и «Фейсбуке» и в инстаграмах время пролетело незаметно.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Мы умрем от скуки. Конечно, смотреть в окошко на Россию часто было проблематично: даже в светлое время суток окно нещадно потело, и никакие протирания не помогали. Но постоянные прогулки по перрону и даже немного по городам на крупных станциях, посиделки за чайником чая в вагоне-ресторане и беседы с попутчиками помогли скоротать время.

После Урала полвагона будут составлять зэки и разные лихие ребята (информация из интернета). На деле за Уралом и в Сибири публика сильно упростилась (например, красноярский «десант» сильно пах перегаром, а на Урале сел мужик в драных носках, штанах и в футболке в крови), но никаких блатных песен, клубов по тюремным интересам или наездов на нас не было. С нами в купе ехал мужик, который клал в чашку по несколько пакетиков чая и долго-долго их настаивал, но является ли это привычкой «чифирить» из колонии, мы не знаем. Когда Паша выдернул чужой заряжающийся телефон из розетки (хозяина не было поблизости), чтобы полчаса позаряжать свой, а затем поставить на место, тут же объявился владелец аппарата и назвал Пашу «фраерком». Опять же, лексика не из консерватории, но кто знает, где так принято разговаривать.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Виды из окна поезда будут — загляденье! Никаких гор и степей мы из окна не видели, а все 5000 км от Москвы до Улан-Удэ наблюдали заснеженный лес, состоящий из березок и елок, редкие деревеньки с похожими деревянными домами, дымом из труб и тарелками «Триколор-ТВ» и полустаночками с автобусными остановками. Разве что в Иркутской области пейзаж изменился: появились холмы, а дорога стала извилистой, из-за чего поезд сильно покачивало.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

В Сибири нас ждут трескучие морозы. Тут и оправдалось, и нет. Морозы в Сибири и правда есть, на станциях, где мы по 30-40 минут нагуливали, было и минус 20, и минус 30, но какой-то аномалии нет ни в поведении жителей этих городов (ходят как ни в чем не бывало), ни даже по личным ощущениям (ну да, холодно, но даже прогуляться реально). Мороз воспринимается вполне себе терпимо, если одеться по сезону, а солнце и отсутствие ветра добавляют комфорта. Особняком шла Тюмень, где сильно мело при минус 25: подобная погода для размеренных прогулок не подходит.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

В вагоне-ресторане будут сидеть большие и шумные компании. На деле там почти никого не было, несколько раз мы были единственными клиентами. Пассажиры едут на поезде несколько дней вместо нескольких часов на самолете не от хорошей жизни, а из желания сэкономить несколько тысяч рублей, поэтому едой бюджетно закупаются заранее и в дороге денег не тратят.

В туалете всегда будет накурено, ведь в тамбуре курить нельзя, а длительные остановки бывают всего несколько раз в день. В реальности в туалетах никто не курил, а на станциях за полчаса заядлые курильщики успевали выкурить несколько сигарет, чтобы накуриться до следующей. Кстати, курить на перроне также нельзя, но полиция курильщиков не преследует, закрывая на нарушение глаза.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

На каждой мало-мальской станции поезд будет атаковать ватага бабушек с пирожками и домашней едой. Торговок видели всего пару раз, покупки делали в небольших магазинчиках, которые на главных станциях расположены прямо на перронах.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Большая социальная активность пассажиров. Почти все время пути пассажиры спят: утром и вечером, ночью и даже днем, спят по двадцать часов в сутки, а в перерывах между засыпами пьют чай, заваривают дошираки, гадают сканворды. Книжек почти никто не читает и кино не смотрит. Несколько человек играли в карты, нарды и шашки.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Через несколько суток и в вагоне, и в туалете будет нестерпимо вонять. Туалет убирают несколько раз в день (даже кладут почти прозрачную и шероховатую туалетную бумагу, такие же бумажные полотенца и мыло), а в вагоне моют полы и проводят минимальную влажную уборку. В общем, пахло не сильно. Хотя розами, конечно же, пятьдесят четыре человека в одном вагоне не благоухают.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Никаких проблем с окнами не будет. Пришла беда откуда не ждали По окнам постоянно текли капли и иногда капали прямо на подушку и на голову спящего на нижней полке Паши (Лена в нашей паре спит на верхней, любит «высоту»). Текло и по стене, причем на голову спящего капало примерно раз в полчаса, напоминая известную пытку, только в замедленном действии. Окна обложили салфетками, но мера эта временная: салфетки набирают влагу, а затем все равно начинают пропускать ее дальше. Решить проблему невозможно, одна дама даже начальнику поезда жаловалась, да все без толку. А у Паши за четыре ночи появилась новая привычка спать на краю подушки и не класть под нее руку.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Отсутствие интернета в дороге. На форумах писали, что интернет в Сибири есть только в крупных городах, между которыми ничего не ловит. По факту форумчане несколько преувеличили: в глухой тайге никакой связи нет, но, когда проезжаем хотя бы небольшой городок, интернет появляется и даже 4G, бывает, ловит.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Сборный миф про национальный состав вагона. В интернете писали, что во время езды по Сибири половину вагона будут составлять китайцы, киргизы, буряты и прочие азиатские народы. Оказалось же, что и по Уралу, и по Сибири с нами ехали в основном русские, правда, ближе к Иркутской области в вагоне появилось несколько пассажиров с узким разрезом глаз.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Проблема с зарядкой гаджетов. В вагоне есть всего несколько розеток, а желающих зарядиться множество. Но при должном терпении можно поймать момент, когда розетка свободна, и подойти со своим телефоном. Многие пассажиры оставляют свои смартфоны в тамбуре у туалета и уходят, но мы так не делали, а одевались в куртку (в тамбуре прохладно) и караулили свои девайсы. И не только потому, что боялись кражи, но и по моральным соображениям, а то оставишь телефон и уйдешь на четыре часа, а так сколько выстоял — столько зарядил А вот заряжать ноутбуки и использовать тройники, на которые мы очень рассчитывали, не удалось: ноуты запрещено заряжать официально, а тройник запретила использовать проводница.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Проводник — если и не очень легкая и приятная, то не самая тяжелая в мире профессия. На поезде Москва — Владивосток в каждом вагоне работают сменяющие друг друга две проводницы. Семь дней они едут туда, семь дней обратно, а потом две недели отдыхают. В отличие от поезда Москва — Санкт-Петербург, где достаточно разместить пассажиров вечером и налить им чаю утром, а никаких уборок не предвидится, во «всероссийском» поезде большое число остановок в любое время суток, где входят и выходят десятки пассажиров.

Поезд нужно поддерживать в чистоте, а на стоянках, помимо проверки билетов, в обязанности проводницы входит очистка от снега тамбура и откалывание ломом ледяных отложений с подвижного состава вагона. Так что несколько раз в день проводник превращается в дворника! А еще бывают пассажиры со сложными характерами, вечно кричащие дети, откинувшиеся зэки и любители выпить до белочки. В общем, низко кланяемся проводникам и проводницам за их тяжелый труд.

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Тотальная неустроенность быта в поезде. Хотя двухместным изолированным номером со шкафом наша верхняя и нижняя полки за время поездки и не стали, быт удалось обустроить неплохо — всему было свое место, все, что нужно, лежало под рукой.

Хотите когда-нибудь повторить наш плацкартный опыт? Тогда поспешите: РЖД проводит последовательную политику вытеснения коммунальных вагонов. Одной из мер служит повышение цен на билеты (на маршруте Москва — Улан-Удэ, например, в 2016 году билеты стоили 4500 рублей, а в 2017-м — уже 6800 рублей). Впрочем, сильно можете не торопиться, по данным того же РЖД, у них 80% пассажиров ездят именно плацкартом, и пересадить всю эту бюджетную армию в более дорогое и непривычное им купе будет весьма непросто.

Вторая часть блокбастера под стук колес — путешествие Паши и Лены в жестком вагоне из Пекина в Гуанчжоу, напоминающее остросюжетный триллер. Слабонервным и не очень — добро пожаловать!

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+1
396
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.