24 января — знаменательный день для ценителей пива. Ровно 85 лет назад пенный напиток впервые появился в продаже в металлической банке. Американская пивоварня Gottfried Krueger Brewing Company выпустила тестовую партию баночного «Сливочного эля Крюгера» в городе Ричмонд. Успех нового продукта оказался ошеломительным: к лету компания увеличила продажи в пять с половиной раз.
Само собой, за прошедшие годы внешний вид пивной банки значительно изменился. Давайте пройдемся по основным эволюционным вехам.
Главное преимущество железной банки перед бутылкой — простота транспортировки. Банки можно складывать штабелями, не опасаясь, что ямы на дорогах попортят большую часть товара. Неудивительно, что к концу 1935 года инновационным методом розлива пользовались уже 23 американских завода.
Новшество пивоварни Крюгера, по сути, ничем не отличалось от заурядной консервной банки. Поначалу пиво открывали обычным консервным ножом и переливали содержимое в стакан. Затем придумали специальное устройство, которым можно было проколоть дырку в стальной крышке. Инструкцию размещали на этикетке.
В конце 40-х годов банки стали делать бесшовными, а компания Gluek разработала новый дизайн: верхняя часть предстала в форме воронки с откручивающейся крышкой.
Открывать такую банку было куда проще, но у этой модели был существенный недостаток. Поставить одну банку на другую при перевозке было уже невозможно. В 1955 году пивоварня Pabst решила эту проблему, приладив крышку непосредственно к банке и отказавшись от воронки.
Старомодные банки, впрочем, тоже были в ходу. Поэтому вопрос, как добраться до пива без использования консервного ножа, оставался актуальным. В 1959 году инженер Эрмал Фрейз нашел ответ. Однажды он приехал на семейный пикник, оставив дома открывалку. И так намучился, добираясь до любимого напитка, что, когда вернулся домой, сразу же засел за разработку элементарного способа откупоривания банок.
Плодом его трудов стал клапан-открыватель. Фрейз оформил патент и продал права упаковочной фирме Alcon. Пиво компании Pittsburgh Brewing Co, первым вышедшее на рынок с таким устройством, произвело настоящий фурор. К 1965 году более 75% всех банок были оснащены изобретением Фрейза.
Довольно быстро обозначилась новая напасть. Эти клапаны-открыватели люди выбрасывали где придется, городские власти были недовольны. Кроме того, участились случаи, когда потребители проглатывали железяки. С этим сталкивались те, кто предпочитал кидать их не на землю, а в банку.
В 1975 году инженер Дэниел Кудзик придумал вариант лепестка, который после открывания оставался на крышке. В сущности, в наши дни банки делают почти такими же, как предложил Кудзик.