5 варварских способов лечения, практиковавшихся нашими предками
Народные средства, используемые для лечения недугов на Руси, были многочисленны и разнообразны. Носителями знаний о средствах и методах лечения в деревнях были знахари, авторитет которых оставался высок даже в конце XIX столетия, когда в Российской империи работали земские доктора. Недоверие к представителям официальной медицины объяснялось тем, что в народе все болезни считали происками нечистой силы. А кто еще лучше справится с нечистью, как не знахарь — человек, который с чертом на «ты»?
Именно неординарностью и разнообразием способов лечения ученые-этнографы объясняют большую популярность у русских крестьян народных целителей. Врач всегда лечит стандартно — выписывая одинаковые на вид таблетки и уколы. А у знахарей было огромное количество разных эффектных методик, хорошо сдобренных заговорами и элементами шоу. Интересно, что в некоторых случаях деревенские целители были эффективнее медиков — за счет самовнушения.
«Кирпичное масло»
Чтобы приготовить это лекарство брали обычный печной кирпич, бывший в употреблении. Желательно брать его именно из задней стенки печи — иначе за терапевтический эффект ручаться было нельзя. Кирпич толкли в порошок, потом заливали растительным маслом и кипятили.
Полученной смесью, еще теплой, пропитывали льняную ткань, которую прикладывали к ушибам и переломам. Печь для жителей России издавна была вещью родной и в некотором роде мистической, поэтому в ее целебные свойства верили безоговорочно. К тому же она была в каждом доме и добыть «кирпичное масло» было совсем несложно.
«Мертвые вещи»
Так как болезнь считалась происками нечистой силы, то люди были уверены, что ее можно обмануть или испугать. Для этого в ход шли самые необычные и даже жуткие вещи, такие как мыло, которым обмывали мертвеца, а также оставшаяся от этого мероприятия вода. Использовались иногда и части погибших животных.
Этнографами описан случай, когда в одной из деревень под Псковом больного лихорадкой мужчину укрывали с головой свежей невыделанной овечьей шкурой. Больному в бреду привиделась лихорадка в виде женщины, которая убеждала его убрать грязную и вонючую шкуру. Интересно, но этот случай завершился полным исцелением пациента.
«Живой огонь»
С языческих времен на Руси считалось, что огонь обладает особой, очищающей силой. Конечно же, это активно использовали в своей практике знахари. Обычный огонь, полученный технологичными способами, для этих целей не годился, как и тот, что горел в домашней печи.
Целебное пламя можно было добыть исключительно трением. Для этого брали два сухих бревна, к одному из которых прикрепляли рукояти, как у двуручной пилы. Их терли друг об друга до тех пор, пока сухой мох, подкладываемый к месту контакта, не начинал тлеть. Это занимало немало времени и сил, поэтому задачу выполняло несколько пар крепких мужчин, которые друг друга постоянно сменяли.
Полученный огонь считался верным средством от смертельных эпидемий — люди разбирали его по избам и жгли лучины, чтобы отогнать напасть. Разумеется, в этом случае работало исключительно самовнушение, но, что интересно, вера в «живой огонь» была так велика, что нередко помогала победить мор.
Экскременты людей и животных
Продукты жизнедеятельности людей, а также диких и домашних животных, активно использовались целителями для борьбы с самыми различными недугами. Коровий навоз считался отличным средством от зубной боли и болезней десен, а воробьиным пометом лечили бородавки и другие кожные заболевания.
Чтобы излечить человека от простуды нередко ему устраивали «навозную ванну». Для этого ссыпали в большую емкость конский помет, овсяную мякину (отходы, получаемые при молотьбе) и поваренную соль. Все это заливали горячей водой, куда затем сажали больного. Сверху несчастного накрывали плотной тканью, чтобы целебные испарения не пропадали зря.
После этой процедуры больного клали на печь, поили настойкой стручкового перца и плотно укрывали, чтобы он хорошо пропотел. Это была очень опасная процедура, которую люди с больным сердцем и дети могли не пережить — перегрев организма убивал гораздо эффективнее банальной простуды.
Использовалась в народной медицине и уринотерапия. Детская моча считалась эффективным средством от ожогов и укусов насекомых. Верили, что она имеет дезинфицирующие свойства. Мочой также лечили сотрясение мозга, водянку и другие опасные болезни, требующие срочного вмешательства профессиональных медиков.
Животные и насекомые
При укусах ядовитых змей и даже бешеных животных верным средством считалась пчелиная матка. Насекомое высушивали и делали из него порошок, который использовали сразу двумя способами. Порцию лекарства делили на две части, одну из которых прикладывали к ране, а другую — проглатывали.
От бешенства этот способ точно помогал — у этой болезни инкубационный период может продолжаться до года и неминуемая смерть человека спустя месяцы после укуса никто с ним уже не связывал. Укусы ядовитых змей иногда смазывали ушной серой, а в особо тяжелых случаях могли полностью смазать тело больного дегтем.
Жабы многие столетия были незаменимым источником вдохновения для целителей и знахарей всех мастей. Из них делали порошки, мази и микстуры. Живых жаб привязывали к ранам в качестве компрессов, причем когда животные гибли, их заменяли на живых.
Как мы видим, находчивости народным целителям было не занимать и в дело могли идти самые неожиданные вещи. Смерть пациента обычно принимали со смирением, ссылаясь на волю Божью и другие не зависящие от знахаря обстоятельства, а вот чудесные излечения, которые несмотря на все усилия целителя иногда происходили, значительно поднимали его авторитет в округе.
Странные методы лечения использовались и продолжают использоваться не только у нас, но и во многих других странах мира. В наши дни лидирующие позиции занимает Азия, где фантазия знахарей поистине безгранична.
- Комментарии