kalaputski.ru kalaputski.ru

На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска

Сколько споров и обсуждений вертится вокруг SpaceX! Но, если спросить у спорящих: «А что особенного в этой компании?», одним из первых ответов будет: «Они умеют сажать ракеты». Действительно ли Илон Маск и его детище были первыми в этом деле? Мы разобрались.
На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска

Как вернуть ракету?
Интерес к многоразовым ракетам появился в первые же годы становления космической отрасли. Всем было ясно, что, если получится не потерять бо́льшую часть ракеты, а посадить её в целости и сохранности, это серьёзно снизит стоимость полёта. Вот только военные — главный заказчик развития ракетостроения в то время — были совершенно не заинтересованы в многоразовости.
Ракета для них была в первую очередь средством доставки ядерной бомбы к противнику.
Во время войны будет не до возвращения первых ступеней МБР и установки на них новых боеголовок. Потому мечты о многоразовых системах так и оставались лишь красивыми идеями.
N.B. На самом деле идея многоразовой ракеты, садящейся в том же самом виде, что и взлетающей, напрашивалась практически с самого начала космической эры. Советский фильм «Небо зовёт» (1959 год) показывает именно такую посадку, намного опередившую время. К сожалению, технической возможности — а самое главное, времени, желания и бюджета для «возвращаемой космонавтики» — в то время не было.

На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
«Космический паром» фон Брауна. Так знаменитый конструктор видел ракеты будущего. Трёхступенчатая, полностью многоразовая ракета, каждая ступень имеет крыло и может садиться «по-самолётному»

На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
Авторы ранней научной фантастики делали ставку на вертикальную посадку, более универсальную. Хотя крылья они тоже сохраняли, для маневрирования в атмосфере. Такой образ ракеты надолго стал символом научной фантастики 50-х и начала 60-х

Но со стартом космической гонки между СССР и США всё больше денег стало уходить напрямую на освоение космоса. Теперь ракетчикам уже можно было не адаптировать МБР под полёты в космос, а делать специализированные ракеты — значит, пришло время подумать и о многоразовости.
Существовало несколько подходов к этому вопросу. Самый простой и быстрый — просто чуть-чуть доработать уже существующие проекты и каким-то образом научиться спасать их ступени. На первый взгляд тут ничего сложного: поставил на ступень побольше парашютов и раскрыл их после её отделения.
На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
Проект спасения ступени S-IC при помощи системы парашютов

Однако есть несколько «но»: ступень (даже с израсходованным запасом топлива) — штука тяжёлая и при этом достаточно хрупкая. Умудриться её мягко посадить, используя только парашюты, — дело нетривиальное. Потому искали и альтернативные решения. Например, можно спасать только двигатель — самую дорогую часть ступени. Он прочный и особых проблем при его посадке быть не должно. Правда, всё равно жалко оставшиеся части ракеты.
Чуть более необычный вариант — установить не просто парашют, а гигантский винт. Используя авторотацию, можно посадить ступень более плавно.
На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
Проект спасения первой ступени тяжёлого ракетоносителя при помощи роторного парашюта

На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
Был предложен и необычный проект — подхватить спускающуюся на парашютах ступень при помощи специального огромного вертолёта

N.B. К слову сказать, система подхвата парашюта пролетающим самолётом для спасения фотоплёнок с разведывательных спутников Keyhole была достаточно хорошо продумана и реализована. Но говорить об её эффективности сложно: слишком часто случались неудачи — с трудом полученные документы отправлялись «на корм рыбам».

На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
После подхвата вертолёт мог спокойно и аккуратно доставить ступень на землю

Другое предложение — использовать дельтаплан для управляемой посадки. Но тогда надо ступени делать с шасси, что сильно усложняет конструкцию. В итоге схему с парашютами довели до ума только для достаточно прочных твердотопливных боковых ускорителей Space Shuttle.
На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
Возврат ступени S-IC при помощи огромного дельтаплана

Крыло для ракеты
Но всё же все вышеперечисленные варианты были слишком рискованными из-за неконтролируемой или почти неконтролируемой посадки, а сэкономить на возврате ракеты очень хотелось.
У инженеров осталось два вариант обеспечить возврат ступени. Первый — оснастить её крыльями: после отделения полезной нагрузки ступень чуть снижалась и переходила в горизонтальный полёт. С установкой нескольких турбореактивных двигателей такой «самолёт» мог спокойно добраться до подходящего для него аэродрома.
Второй вариант — садиться на своих собственных ракетных движках вертикально, как это делали ракеты в научной фантастике 50‑х.
Выбор казался очевидным — обычный полёт отлично исследовали за долгие годы существования авиации, и никаких проблем с ним не предвиделось. Кроме того, этот метод можно было применить к уже существующим ракетам — просто оснастив их крыльями и турбореактивными двигателями.
На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
Проект оснащения ступени S-IC собственным крылом для возврата на землю

А вот посадка «по-ракетному» было делом абсолютно новым. НАСА в этот же момент мучилась с лунным модулем — маленьким, простым и предназначенном для использования на Луне без атмосферы и с небольшой гравитацией. Повторить это с огромной ступени на Земле, на ракетных двигателях казалось слишком сложной задачей.
N.B. К слову, использование крыльев для возврата на Землю — это критикуемый, но постоянно возникающий вновь проект и в российской космонавтике. Основная причина, по которой ещё советские конструкторы думали об использовании крыла, а не посадки на собственный хвост, — расположение космодрома «Байконур».
Если примерять запуски SpaceX, то в некоторых случаях ступень садилась бы где-нибудь в степи или в горах на Алтае, и что с ней потом делать там — решительно непонятно. Поэтому чаще всего конструкторы хотели заставить ступень «лететь домой».

На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
Проект пилотируемой многоразовой ступени на основе конструкции S-IC. Разрабатывался на раннем этапе программы Space Shuttle

Вскоре оказалось, что выбор был не совсем верный. Крылья, их защита от нагрева, дополнительные двигатели, органы управления — всё это сжирало полезную массу на ракете, да ещё и на взлёте создавало дополнительное сопротивление. В итоге вся выгода от многоразовости пропадала. Проблему можно было решить, но для этого первую ступень изначально нужно было строить как ракетоплан, а не превращать в переделку уже существующей ракеты.
Именно эту концепцию положили в основу будущего Space Shuttle.
N.B. Если отвлечься от точного соответствия, то система Big Falcon Rocket (в связке из возвращаемой ступени Super Heavy и второй ступени, совмещённой с космическим кораблём Starship) имеет в своей основе схожую идею. Первая ступень применяется для первоначального разгона, а затем используется вторично.
В случае со Space Shuttle твердотопливные ускорители спасались при помощи парашютов, и часть из них даже использовалась повторно. Сам же космический корабль/вторая ступень довыводит себя на орбиту, после чего возвращается из космоса и садится целиком. Вот только способы посадки тут тоже разные.

От фантастики к реальности
На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
SASSTO (Saturn Application Single Stage to Orbit), проект многоразовой одноступенчатой ракеты на основе узлов ракеты Saturn V. Взлёт и посадка вертикальные

Но не все были согласны с тем, что будущее — за крылатыми машинами. Да, садиться вертикально сложно, но если научиться это делать, то полезная нагрузка значительно возрастёт.
В это же время набирала популярность идея многоразовых одноступенчатых ракет (Single stage to orbit, сокращённо SSTO). С эффективностью у них было чуть хуже, чем у многоступенчатых собратьев, но сделать их по-настоящему многоразовыми было куда проще.
Кроме того, чем больше была такая ракета, тем более эффективной она становилась. Некоторые проекты имели вес в десяток тысяч тонн, и использование крыла для них было просто невозможно. Оставалась лишь посадка «по-ракетному». Благо развивающиеся технологии делали её разработку уже не такой сложной задачей.
На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
Пуск многоразовой одноступенчатой ракеты LEO со стартовой массой в 10305 тонн. Садиться эта ракета должна была вертикально — в специально подготовленное искусственное озеро диаметром в пять километров

Работы над SSTO шли все 70-е и 80-е годы, но лишь в 90-х, на фоне потери интереса к Space Shuttle, у технологии появился реальный шанс.
В 1994 году NASA объявило о старте программы RLV (Reusable Launch Vehicle). Главную ставку сделали на многоразовый одноступенчатый космоплан Venture Star от Lockheed Martin с вертикальным взлётом и горизонтальной посадкой. Но в качестве запасного варианта финансирование получил и проект McDonnell Douglas Delta Clipper с вертикальной посадкой на ракетных двигателях.
N.B. Можно сказать, что Venture Star в какой-то мере опередил своё время. Для его вывода на орбиту предполагалось использовать клиновоздушные двигатели. Это такой тип жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) с клиновидным соплом, который поддерживает аэродинамическую эффективность в широком диапазоне высот. Во многом именно сложности с их созданием и застопорили всю разработку.

На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
Различные проекты SSTO, представленные в рамках программы RLV. Слева направо: Rockwell, McDonnell Douglas, Lockheed Martin

На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
Сравнение размеров Х-33, Venture Star и Space Shuttle

Обе фирмы должны были построить уменьшенные версии своих космолётов для испытаний. Работы над Х-33 от LockheedMartin серьёзно затянулись, а вот DC-X/А от McDonnell Douglas построили быстро, и уже в 1995 году он вышел на испытания, а в 1996-м впервые совершил вертикальную посадку. Но в NASA считали такую схему тупиковой и верили, что будущее за крылатым SSTO.
Финансирование Delta Clipper прекратили, объяснив это повреждением прототипа при посадке и невозможностью безопасной вертикальной посадки в земных условиях. Надо ли говорить, что проект Venture Star тоже закончился ничем, и в 2001 году программу RLV закрыли.
На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
Многоразовая одноступенчатая ракета с вертикальным взлётом и посадкой McDonnell Douglas Delta Clipper

Видео испытаний прототипа DC-X/А:

Но успех испытаний Delta Clipper доказал, что посадка «по-ракетному» — не такая уж и недостижимая задача. В следующее десятилетие многие фирмы и космические агентства сделали ставку на такую схему. А в наше время сразу двум «частникам» (что примечательно) удалось решить эту задачу на своих ракетах.
Если у Blue Origin пока летает только суборбитальная многоразовая ракета New Shepard, а полноценная New Glenn только разрабатывается, то у SpaceX посадка «по-ракетному» доведена до ума для орбитальной Falcon 9 и тяжёлой Falcon Heavy. Обе фирмы отказались от сложной задачи создать SSTO и пока способны возвращать только первые ступени, но в будущем планируется сделать многоразовой и вторую ступень на проектах BFR и New Armstrong.
На заре многоразовости, или Кто был раньше Илона Маска
Возможный внешний вид двухступенчатой, полностью многоразовой ракеты SpaceX BFR

Вот так посадка «по-ракетному» прошла путь от фантастической идеи к серийному использованию. Что будет дальше и кто всё же победит в противостоянии крыла и вертикальной посадки, покажет лишь время.
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+1
260
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.