История одной фотографии: тайна подводной лодки «Гранион»
На старой чёрно-белой фотографии — типичная семья «янки»: Маннерт Абель со своей супругой и тремя сыновьями — Брюсом, Брэдом и Джоном. Через год подводная лодка «Гранион» под командованием капитан-лейтенанта Абеля пропадёт без вести во время боевого похода к Алеутским островам. А в 2006 году братья Абели найдут субмарину, ставшую могилой для их отца.
Исключена из списков флота, предположительно погибла
За время Второй мировой войны американский подводный флот потерял десятки подводных лодок. Причина и место гибели нескольких субмарин до сих пор неизвестны. Одной из таких «бесследно исчезнувших» подводных лодок была «Гранион», пропавшая в своём первом и последнем боевом походе.
Подводная лодка «Гранион» типа «Гато» была спущена на воду 22 декабря 1941 года. После окончания боевой подготовки субмарина вошла в состав Тихоокеанского флота США и 30 июня 1942 года была направлена на патрулирование в район Алеутских островов, захваченных японцами.
Пятнадцатого июля 1942-го лодка вышла на связь, сообщив о том, что атаковала и потопила три японских эсминца. В действительности лодкой были потоплены два японских сторожевых корабля Ch-25 и Ch-27 (470 тонн водоизмещения, одно 80-мм орудие, четыре пулемёта, 36 глубинных бомб) со всеми экипажами. Тридцатого июля лодка сообщила об отсутствии достойных целей в районе патрулирования и об интенсивных противолодочных действиях противника. Лодка получила приказ возвращаться на базу, после чего пропала и больше не выходила на связь.
Поисковые операции не принесли никаких результатов, и пятого октября 1942 года лодка была признана пропавшей без вести, предположительно — погибшей со всем экипажем. Изучение японских документов сил противолодочной обороны после окончания войны не дало ответа на вопрос, никаких атак на подводные лодки противника в районе пропажи «Гранион» не проводилось. В течении 65 лет судьба подводной лодки оставалась загадкой.
Случайная покупка
В 1998 году офицер ВВС США Ричард Лэйн, увлекающийся историей Второй мировой войны, купил в антикварном магазине Денвера схему электропроводки лебёдки японского транспортного судна «Кано-Мару». В 2001 году он выложил её на японском военно-историческом сайте, чтобы проверить подлинность схемы. С ним связался японский историк Ютаки Ивасаки, который подтвердил подлинность электросхемы, и во время общения с американцем рассказал ему историю, связанную с этим судном.
Командир японского транспорта оставил отчёт о бое с американской подводной лодкой, произошедшем 1 августа 1942 года. Ричард Лэйн предположил, что речь может идти о подводной лодке «Гранион», и направил эту информацию на форум сайта, посвящённого памяти субмарины, где её увидел знакомый Брюса Абеля, сообщивший братьям о находке японца. Вскоре с Ивасаки связался американский мультимиллионер, основатель медицинской компании «Бостон Сайнтифик» — младший сын капитана Абеля, Джон.
Слушатели 4-го класса подготовки командиров подводных лодок ВМС США. Февраль 1942 года. Крайний слева в нижнем ряду — капитан-лейтенант Маннерт Абель
Братья долгие годы мечтали разгадать загадку исчезновения подводной лодки своего отца, но попросту не знали, с чего начать: всё, что у них было, — это понимание того, что лодка пропала в северной части Тихого океана. Найти её на таких просторах было абсолютно невозможно.
Воодушевлённый Джон Абель профинансировал работу Ивасаки в архивах японского флота, где надо было собрать всю возможную информацию о бое. Вскоре удача улыбнулась поисковикам в тридцать два зуба — копаясь в архивах министерства обороны Японии, Ивасаки обнаружил журнал «Кано-Мару», как оказалось, утерянный из-за канцелярской ошибки.
Запись в журнале сужала область поисков до 400 квадратных миль. Джон Абель нанял краболовное судно «Аквилла», оснащённое гидрографическим оборудованием. Первая же экспедиция в августе 2006 года обнаружила на дне моря продолговатый объект, напоминающий затонувшую подводную лодку.
Вторая экспедиция состоялась через год, в августе 2007-го. На борт «Аквиллы» был доставлен управляемый подводный аппарат, оснащённый пятью камерами высокой чёткости, способными снимать в условиях вод Берингова моря. Когда погодные условия наконец позволили выйти в море, первый же спуск аппарата принёс положительный результат — то, что казалось подводным холмом, было подводной лодкой. Когда аппарат двигался вокруг кормы субмарины, он сделал снимок, дублирующий фотографию лодки на стапеле.
«Это она» — тихо сказал Джон Абель, «Мы нашли её».
Корпус корабля лежал на глубине 980 метров, примерно в километре от потухшего подводного вулкана. Маркировка, элементы защиты винта и шпигаты соответствовали подводной лодке «Гранион». В следующем году представители ВМС США официально подтвердили принадлежность найденной лодки, её остов получил статус военного захоронения.
Последний бой подводной лодки «Гранион»
В ночь на 1 августа 1942 года японский вооружённый транспорт «Кано-Мару», двигаясь около острова Кыска, был атакован американской подводной лодкой. Торпеда попала в борт судна, не взорвавшись, однако в результате попадания было затоплено машинное отделение. Судно потеряло ход, погибли два члена экипажа.
Через несколько минут американская субмарина выпустила ещё две торпеды, которые также попали в транспорт и не взорвались, — до середины 1943 года американский подводный флот испытывал серьёзные проблемы с торпедным вооружением.
«Кано-Мару»
По-видимому, командир американской лодки, разочаровавшись в своих торпедах, принял решение добить вражеский транспорт из палубного орудия, потому что лодка всплыла на поверхность. На борту «Кано-Мару» находилась пушка, и японские комендоры открыли ответный огонь, четвёртым снарядом поразив рубку лодки.
Американская субмарина экстренно погрузилась, после этого с борта судна её не наблюдали. Прибывшие утром на помощь обездвиженному транспорту японские корабли обнаружили на поверхности воды масляные и мазутные пятна и обломки лодки.
Осмотр корпуса подводным аппаратом показал значительные разрушения рубки лодки, которые, по оценкам специалистов, не могли быть нанесены снарядом с «Кано-Мару». Есть версия, что лодка могла быть поражена собственной торпедой, описавшей циркуляцию и врезавшейся в лодку.
Вертикальные рули на лодке остались в положении «на погружение». Видимо, по каким-то причинам (возможно, связанным с попаданием торпеды) экипаж утратил контроль за погружением лодки. Максимально допустимая глубина погружения для подлодок этого типа составляет 300 футов (91 метр). После того как «Гранион» провалилась на глубину более 300 метров, её прочный корпус разрушился под давлением воды.
Братья Абели в 2007 году
В 2009 году в Кливленде, прошла официальная церемония прощания с экипажем субмарины. На ней присутствовали более двухсот родственников погибших, включая двух девяностодвухлетних вдов моряков «Граниона». Родной брат торпедиста подводной лодки Лоуренса Коклера после окончания церемонии сказал: «Я не могу описать свои чувства после того, как я смог отдать ему свой долг памяти».
С момента начала активного участия США во Второй мировой было потеряно 52 подводные лодки. Из 16 тысяч подводников погибли 374 офицера и 3131 матрос и унтер-офицер — в процентном соотношении подводный флот понёс самые тяжёлые потери из всех родов войск США за годы Второй мировой войны.
Исключена из списков флота, предположительно погибла
За время Второй мировой войны американский подводный флот потерял десятки подводных лодок. Причина и место гибели нескольких субмарин до сих пор неизвестны. Одной из таких «бесследно исчезнувших» подводных лодок была «Гранион», пропавшая в своём первом и последнем боевом походе.
Подводная лодка «Гранион» типа «Гато» была спущена на воду 22 декабря 1941 года. После окончания боевой подготовки субмарина вошла в состав Тихоокеанского флота США и 30 июня 1942 года была направлена на патрулирование в район Алеутских островов, захваченных японцами.
Пятнадцатого июля 1942-го лодка вышла на связь, сообщив о том, что атаковала и потопила три японских эсминца. В действительности лодкой были потоплены два японских сторожевых корабля Ch-25 и Ch-27 (470 тонн водоизмещения, одно 80-мм орудие, четыре пулемёта, 36 глубинных бомб) со всеми экипажами. Тридцатого июля лодка сообщила об отсутствии достойных целей в районе патрулирования и об интенсивных противолодочных действиях противника. Лодка получила приказ возвращаться на базу, после чего пропала и больше не выходила на связь.
Поисковые операции не принесли никаких результатов, и пятого октября 1942 года лодка была признана пропавшей без вести, предположительно — погибшей со всем экипажем. Изучение японских документов сил противолодочной обороны после окончания войны не дало ответа на вопрос, никаких атак на подводные лодки противника в районе пропажи «Гранион» не проводилось. В течении 65 лет судьба подводной лодки оставалась загадкой.
Случайная покупка
В 1998 году офицер ВВС США Ричард Лэйн, увлекающийся историей Второй мировой войны, купил в антикварном магазине Денвера схему электропроводки лебёдки японского транспортного судна «Кано-Мару». В 2001 году он выложил её на японском военно-историческом сайте, чтобы проверить подлинность схемы. С ним связался японский историк Ютаки Ивасаки, который подтвердил подлинность электросхемы, и во время общения с американцем рассказал ему историю, связанную с этим судном.
Командир японского транспорта оставил отчёт о бое с американской подводной лодкой, произошедшем 1 августа 1942 года. Ричард Лэйн предположил, что речь может идти о подводной лодке «Гранион», и направил эту информацию на форум сайта, посвящённого памяти субмарины, где её увидел знакомый Брюса Абеля, сообщивший братьям о находке японца. Вскоре с Ивасаки связался американский мультимиллионер, основатель медицинской компании «Бостон Сайнтифик» — младший сын капитана Абеля, Джон.
Слушатели 4-го класса подготовки командиров подводных лодок ВМС США. Февраль 1942 года. Крайний слева в нижнем ряду — капитан-лейтенант Маннерт Абель
Братья долгие годы мечтали разгадать загадку исчезновения подводной лодки своего отца, но попросту не знали, с чего начать: всё, что у них было, — это понимание того, что лодка пропала в северной части Тихого океана. Найти её на таких просторах было абсолютно невозможно.
Воодушевлённый Джон Абель профинансировал работу Ивасаки в архивах японского флота, где надо было собрать всю возможную информацию о бое. Вскоре удача улыбнулась поисковикам в тридцать два зуба — копаясь в архивах министерства обороны Японии, Ивасаки обнаружил журнал «Кано-Мару», как оказалось, утерянный из-за канцелярской ошибки.
Журнал судна нечаянно положили в другое дело.
Запись в журнале сужала область поисков до 400 квадратных миль. Джон Абель нанял краболовное судно «Аквилла», оснащённое гидрографическим оборудованием. Первая же экспедиция в августе 2006 года обнаружила на дне моря продолговатый объект, напоминающий затонувшую подводную лодку.
Вторая экспедиция состоялась через год, в августе 2007-го. На борт «Аквиллы» был доставлен управляемый подводный аппарат, оснащённый пятью камерами высокой чёткости, способными снимать в условиях вод Берингова моря. Когда погодные условия наконец позволили выйти в море, первый же спуск аппарата принёс положительный результат — то, что казалось подводным холмом, было подводной лодкой. Когда аппарат двигался вокруг кормы субмарины, он сделал снимок, дублирующий фотографию лодки на стапеле.
«Это она» — тихо сказал Джон Абель, «Мы нашли её».
Корпус корабля лежал на глубине 980 метров, примерно в километре от потухшего подводного вулкана. Маркировка, элементы защиты винта и шпигаты соответствовали подводной лодке «Гранион». В следующем году представители ВМС США официально подтвердили принадлежность найденной лодки, её остов получил статус военного захоронения.
Последний бой подводной лодки «Гранион»
В ночь на 1 августа 1942 года японский вооружённый транспорт «Кано-Мару», двигаясь около острова Кыска, был атакован американской подводной лодкой. Торпеда попала в борт судна, не взорвавшись, однако в результате попадания было затоплено машинное отделение. Судно потеряло ход, погибли два члена экипажа.
Через несколько минут американская субмарина выпустила ещё две торпеды, которые также попали в транспорт и не взорвались, — до середины 1943 года американский подводный флот испытывал серьёзные проблемы с торпедным вооружением.
«Кано-Мару»
По-видимому, командир американской лодки, разочаровавшись в своих торпедах, принял решение добить вражеский транспорт из палубного орудия, потому что лодка всплыла на поверхность. На борту «Кано-Мару» находилась пушка, и японские комендоры открыли ответный огонь, четвёртым снарядом поразив рубку лодки.
Американская субмарина экстренно погрузилась, после этого с борта судна её не наблюдали. Прибывшие утром на помощь обездвиженному транспорту японские корабли обнаружили на поверхности воды масляные и мазутные пятна и обломки лодки.
Осмотр корпуса подводным аппаратом показал значительные разрушения рубки лодки, которые, по оценкам специалистов, не могли быть нанесены снарядом с «Кано-Мару». Есть версия, что лодка могла быть поражена собственной торпедой, описавшей циркуляцию и врезавшейся в лодку.
Хотя торпеда и не взорвалась, но на скорости смогла нанести серьёзные повреждения.
Вертикальные рули на лодке остались в положении «на погружение». Видимо, по каким-то причинам (возможно, связанным с попаданием торпеды) экипаж утратил контроль за погружением лодки. Максимально допустимая глубина погружения для подлодок этого типа составляет 300 футов (91 метр). После того как «Гранион» провалилась на глубину более 300 метров, её прочный корпус разрушился под давлением воды.
Братья Абели в 2007 году
В 2009 году в Кливленде, прошла официальная церемония прощания с экипажем субмарины. На ней присутствовали более двухсот родственников погибших, включая двух девяностодвухлетних вдов моряков «Граниона». Родной брат торпедиста подводной лодки Лоуренса Коклера после окончания церемонии сказал: «Я не могу описать свои чувства после того, как я смог отдать ему свой долг памяти».
С момента начала активного участия США во Второй мировой было потеряно 52 подводные лодки. Из 16 тысяч подводников погибли 374 офицера и 3131 матрос и унтер-офицер — в процентном соотношении подводный флот понёс самые тяжёлые потери из всех родов войск США за годы Второй мировой войны.
+1
326
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии