Новые запросы к старому кино. Как сегодня встретили бы советские фильмы о войне
Новое отечественное кино, особенно военное, принято ругать — и часто поделом. Но что, если бы советскую классику увидел современный зритель — с такими же претензиями, как сейчас?
Фильмов о войне с каждым годом становится всё больше. «Несокрушимый», «Т-34», «Спасти Ленинград», «Ржев»… Список можно продолжать бесконечно, если, конечно, удастся вспомнить названия.
И отзывы от фильма к фильму практически не меняются: «клюква», «халтура», «всё было не так».
Современный зритель весьма привередлив, а если ещё военной историей интересуется и в технике разбирается — всё, товарищи киношники, у вас нет шансов. Ведь надо, чтобы и зрелищно, и правдиво, и «заклёпки» везде правильные. Если бой — так чтобы как в жизни. И чтобы не нудно, не затянуто — за три часа в кино и спина затечь может.
А если все эти запросы переложить на нашу военную классику? Какими были бы типичные отзывы?
«Живые и мёртвые»
«Отсмотрел новинку. Обещали, как водится, всю правду о войне — и что нам показывают авторы фильма? А главное — кого?
Главный герой — журналист. Про кого же ещё сейчас снимать военное кино, как не про журналиста?
Этот военкор почему-то ходит в форме и попадает прямо на войну. Много вы на ютубе видели репортёров в военной форме, ещё и со знаками различия? Но авторам фильма виднее! Они войну знают! Наверное, тоже много работали в архивах, как Михалков.
Поэтому у них в фильме единственный нацистский истребитель спокойно сбивает советские бомбардировщики один за другим. А наш сбитый пилот при виде своих же бойцов тут же стреляется. Наверняка — чтобы не попасть в руки „кровавой гэбне“.
Серпилин
Красная армия в этом фильме просто не умеет воевать. Единственный толковый командир с лицом старого гопника — конечно же, недавно репрессирован. И конечно же, только он и может преградить путь немецким танкам.
Остальные красноармейцы способны только бегать от немцев и погибать. Причём погибать максимально дурацки, бросаясь на броню танков с камнями. Поляки бросались с шашками — а наши бойцы с камнями. Понимаете, куда клонят авторы?
Но вот наш герой-журналист наконец добирается до своих. И попадает — прямиком к особисту! Еле вырвался — и пошёл в бой рядовым! Сколько можно снимать про кровавую гэбню? Не надоело им?»
Может, другие фильмы лучше?
«Они сражались за Родину»
«Вот ещё один „шедевр“.
Вместо армии, остановившей всю Европу, — толпа расхристанных мужиков, почему-то с винтовками. В них даже свои, советские жители вместо помощи плюют! А рожи? Нет, вы видели эти рожи?! У одного морда, как у клоуна, второй — как из тюрьмы сбежал…
«Как у клоуна»
Само собой, перед боем главный герой во весь экран осеняет себя крестным знамением. Авторы фильма отважно показывают правду: в войну победили не коммунисты-безбожники, не подонки-атеисты, а строго верующие. Бондарчук не даст соврать.
Зрителю понятно, что сценарист смотрел сериал Walking Dead. Вот танк проезжает прямо по солдату — крупным планом, как принято в Голливуде. А бойцу хоть бы что — кидается гранатой и всех убивает. Странно, что за такую сцену сразу „Оскара“ не дали».
Ещё и русские солдаты вместо советских — что за антисоветчина?
«А зори здесь тихие»
«А вот ещё свежий фильм. Тут вместо бойцов Красной армии нам вообще показывают толпу голых девок. Как водится, показывают во всех подробностях. Фильм же про войну. Наверняка все девки спали с командиром. Или не все? Это, стало быть, основная интрига фильма.
А командир-то — орёл! Прямо Рэмбо! Один всех врагов поубивал! А кого не поубивал — так в плен взял. И всё один. Зачем в фильме были нужны ещё и девки — решительно непонятно.
Может, хватит? Нет! Никак не угомонятся наши мастера культуры».
«В бой идут одни старики»
«Думаете, наши лётчики воюют? Нет! Оказывается, они, как в индийском кино, танцуют и поют — с девушками. Вот в советское время актёры играть умели, а тут… Вы ещё скажите, что этот верзила войну не по телевизору видел!
А что это за самолёты, на которых летают герои? Это ж просто позор!
Неправильные самолёты
При СССР сам Джордж Лукас показывал продюсерам старую советскую фантастику как образец — наверное, её в гулаге снимали. А сейчас не то что воздушного боя — правильный истребитель показать не могут! Я видел фильм, в котором всадники вообще без лошадей скакали!»
«Баллада о солдате»
«Или вот 1942 год. Молодой парнишка при погонах в ужасе бегает от немецкого танка.
А потом р-р-раз — и подбил! Потом — второй подбил! Именно так СССР и победил — чудом.
Конечно, паренька тут же убирают с фронта в тыл. И он тут же находит девушку Шуру. А война? Война подождёт.
Авторам фильма очень важно заявить, что им, авторам, плевать на родину, они за неё воевать не станут. Другое дело — Шура! Тут, безусловно, есть за что жизнь положить».
Стали бы вы смотреть хоть один фильм из описанных выше?
А если подумать?
Перечисленные фильмы — подлинная классика советского кино, прошедшая проверку временем. Пересмотрите «Живых и мёртвых» — историю военкора по личному опыту Константина Симонова.
«Они сражались за Родину» с «клоуном-раздолбаем» Никулиным, который прошёл две войны, и «уголовником» Шукшиным (из семьи репрессированных) снял Бондарчук-отец. Ветеран, который и крестился, и молился в советском кино.
Да, не все могли достать настоящие танки времён войны. Тому же Бондарчуку пришлось снимать реактивные самолёты L-29 и танки Т-44. И те танки несколько раз лишь чудом не подавили людей, включая новичка-актёра Андрея Ростоцкого. Куда уж достовернее!
Сценарий «А зори здесь тихие», где девушки одна за другой гибнут, написал другой ветеран — Борис Васильев. А снял Станислав Ростоцкий, по которому под Дубно ездил немецкий танк. Буквально.
Вот, что вспоминал сам Ростоцкий: «По мне танк проехал… Жив я остался только благодаря друзьям и тому, что вот эта (нижняя — Прим. ред.) часть тела провалилась в окопчик. Поэтому была разрушена только нога и грудная клетка. И рука была оторвана. А потом ещё осколком в лоб съездило… Я был абсолютно беспомощный, и молодцы ребята, что отняли у меня пистолет. Потому что, если бы они не отняли, то я бы, наверное, застрелился».
Алексей Смирнов
Алексей Смирнов, «В бой идут одни старики»: при внешности полного балбеса — кавалер ордена Красной Звезды и орденов Славы II и III степеней.
Самолёты неправильные, да. Скажите спасибо Покрышкину, что хоть такие смог выбить.
«Баллада о солдате» с Шурой — фронтовика Чухрая.
Уж они-то знали о той войне не понаслышке. И снимали кино, которое западает в душу. Да, у них были не те ресурсы и не те бюджеты, но, когда всё «по любви», «заклёпки» не так уж важны.
«Баллада о солдате»
Парадокс: на словах советское кино любят все. А на деле — с такими претензиями мы бы не увидели ни одного хорошего фильма. Кстати, немало картин из перечисленных выше ретивые советские критики и правда хотели прикрыть — но повезло показать более высоким «чинам», включая Брежнева.
Так что с лёгкостью разнести можно и бессмертную классику. Заплевать можно любой фильм — и для этого даже не обязательно его смотреть. А с таким подходом не то что без нового — и без старого кино можно остаться.
Евгений Белаш
Фильмов о войне с каждым годом становится всё больше. «Несокрушимый», «Т-34», «Спасти Ленинград», «Ржев»… Список можно продолжать бесконечно, если, конечно, удастся вспомнить названия.
Хоть одна из картин «выстрелила»? Увы!
И отзывы от фильма к фильму практически не меняются: «клюква», «халтура», «всё было не так».
Современный зритель весьма привередлив, а если ещё военной историей интересуется и в технике разбирается — всё, товарищи киношники, у вас нет шансов. Ведь надо, чтобы и зрелищно, и правдиво, и «заклёпки» везде правильные. Если бой — так чтобы как в жизни. И чтобы не нудно, не затянуто — за три часа в кино и спина затечь может.
А если все эти запросы переложить на нашу военную классику? Какими были бы типичные отзывы?
«Живые и мёртвые»
«Отсмотрел новинку. Обещали, как водится, всю правду о войне — и что нам показывают авторы фильма? А главное — кого?
Главный герой — журналист. Про кого же ещё сейчас снимать военное кино, как не про журналиста?
Этот военкор почему-то ходит в форме и попадает прямо на войну. Много вы на ютубе видели репортёров в военной форме, ещё и со знаками различия? Но авторам фильма виднее! Они войну знают! Наверное, тоже много работали в архивах, как Михалков.
Поэтому у них в фильме единственный нацистский истребитель спокойно сбивает советские бомбардировщики один за другим. А наш сбитый пилот при виде своих же бойцов тут же стреляется. Наверняка — чтобы не попасть в руки „кровавой гэбне“.
Серпилин
Красная армия в этом фильме просто не умеет воевать. Единственный толковый командир с лицом старого гопника — конечно же, недавно репрессирован. И конечно же, только он и может преградить путь немецким танкам.
Остальные красноармейцы способны только бегать от немцев и погибать. Причём погибать максимально дурацки, бросаясь на броню танков с камнями. Поляки бросались с шашками — а наши бойцы с камнями. Понимаете, куда клонят авторы?
Но вот наш герой-журналист наконец добирается до своих. И попадает — прямиком к особисту! Еле вырвался — и пошёл в бой рядовым! Сколько можно снимать про кровавую гэбню? Не надоело им?»
Может, другие фильмы лучше?
«Они сражались за Родину»
«Вот ещё один „шедевр“.
Вместо армии, остановившей всю Европу, — толпа расхристанных мужиков, почему-то с винтовками. В них даже свои, советские жители вместо помощи плюют! А рожи? Нет, вы видели эти рожи?! У одного морда, как у клоуна, второй — как из тюрьмы сбежал…
«Как у клоуна»
Само собой, перед боем главный герой во весь экран осеняет себя крестным знамением. Авторы фильма отважно показывают правду: в войну победили не коммунисты-безбожники, не подонки-атеисты, а строго верующие. Бондарчук не даст соврать.
Зрителю понятно, что сценарист смотрел сериал Walking Dead. Вот танк проезжает прямо по солдату — крупным планом, как принято в Голливуде. А бойцу хоть бы что — кидается гранатой и всех убивает. Странно, что за такую сцену сразу „Оскара“ не дали».
Ещё и русские солдаты вместо советских — что за антисоветчина?
«А зори здесь тихие»
«А вот ещё свежий фильм. Тут вместо бойцов Красной армии нам вообще показывают толпу голых девок. Как водится, показывают во всех подробностях. Фильм же про войну. Наверняка все девки спали с командиром. Или не все? Это, стало быть, основная интрига фильма.
А командир-то — орёл! Прямо Рэмбо! Один всех врагов поубивал! А кого не поубивал — так в плен взял. И всё один. Зачем в фильме были нужны ещё и девки — решительно непонятно.
Может, хватит? Нет! Никак не угомонятся наши мастера культуры».
«В бой идут одни старики»
«Думаете, наши лётчики воюют? Нет! Оказывается, они, как в индийском кино, танцуют и поют — с девушками. Вот в советское время актёры играть умели, а тут… Вы ещё скажите, что этот верзила войну не по телевизору видел!
А что это за самолёты, на которых летают герои? Это ж просто позор!
Неправильные самолёты
При СССР сам Джордж Лукас показывал продюсерам старую советскую фантастику как образец — наверное, её в гулаге снимали. А сейчас не то что воздушного боя — правильный истребитель показать не могут! Я видел фильм, в котором всадники вообще без лошадей скакали!»
«Баллада о солдате»
«Или вот 1942 год. Молодой парнишка при погонах в ужасе бегает от немецкого танка.
А потом р-р-раз — и подбил! Потом — второй подбил! Именно так СССР и победил — чудом.
Конечно, паренька тут же убирают с фронта в тыл. И он тут же находит девушку Шуру. А война? Война подождёт.
Авторам фильма очень важно заявить, что им, авторам, плевать на родину, они за неё воевать не станут. Другое дело — Шура! Тут, безусловно, есть за что жизнь положить».
Стали бы вы смотреть хоть один фильм из описанных выше?
А если подумать?
Перечисленные фильмы — подлинная классика советского кино, прошедшая проверку временем. Пересмотрите «Живых и мёртвых» — историю военкора по личному опыту Константина Симонова.
«Они сражались за Родину» с «клоуном-раздолбаем» Никулиным, который прошёл две войны, и «уголовником» Шукшиным (из семьи репрессированных) снял Бондарчук-отец. Ветеран, который и крестился, и молился в советском кино.
Да, не все могли достать настоящие танки времён войны. Тому же Бондарчуку пришлось снимать реактивные самолёты L-29 и танки Т-44. И те танки несколько раз лишь чудом не подавили людей, включая новичка-актёра Андрея Ростоцкого. Куда уж достовернее!
Сценарий «А зори здесь тихие», где девушки одна за другой гибнут, написал другой ветеран — Борис Васильев. А снял Станислав Ростоцкий, по которому под Дубно ездил немецкий танк. Буквально.
Вот, что вспоминал сам Ростоцкий: «По мне танк проехал… Жив я остался только благодаря друзьям и тому, что вот эта (нижняя — Прим. ред.) часть тела провалилась в окопчик. Поэтому была разрушена только нога и грудная клетка. И рука была оторвана. А потом ещё осколком в лоб съездило… Я был абсолютно беспомощный, и молодцы ребята, что отняли у меня пистолет. Потому что, если бы они не отняли, то я бы, наверное, застрелился».
Алексей Смирнов
Алексей Смирнов, «В бой идут одни старики»: при внешности полного балбеса — кавалер ордена Красной Звезды и орденов Славы II и III степеней.
Самолёты неправильные, да. Скажите спасибо Покрышкину, что хоть такие смог выбить.
«Баллада о солдате» с Шурой — фронтовика Чухрая.
Уж они-то знали о той войне не понаслышке. И снимали кино, которое западает в душу. Да, у них были не те ресурсы и не те бюджеты, но, когда всё «по любви», «заклёпки» не так уж важны.
«Баллада о солдате»
Парадокс: на словах советское кино любят все. А на деле — с такими претензиями мы бы не увидели ни одного хорошего фильма. Кстати, немало картин из перечисленных выше ретивые советские критики и правда хотели прикрыть — но повезло показать более высоким «чинам», включая Брежнева.
Так что с лёгкостью разнести можно и бессмертную классику. Заплевать можно любой фильм — и для этого даже не обязательно его смотреть. А с таким подходом не то что без нового — и без старого кино можно остаться.
Евгений Белаш
0
232
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии