kalaputski.ru kalaputski.ru

И такое было. Австриец, талантливый инженер, истинный воин-интернационалист

И такое было. Австриец, талантливый инженер, истинный воин-интернационалист

И останутся, как сказка,
Как манящие огни,
Штурмовые ночи Спасска,
Волочаевские дни.
Штурмовые ночи Спасска,
Волочаевские дни.
Разгромили атаманов,
Разогнали воевод,
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
1920

В Серышевском районном музее выставлена фотография тихого и опрятного немецкого дедушки.
Зовут его Ганс Манхарт и музею он известен тем, что в 1929 году организовал первую на Дальнем Востоке машинно-транспортную станцию, оборудованною своей электростанцией и радиоузлом. Что само по себе круто.
А вот как он оказался на Дальнем Востоке и через что прошёл — это вообще, нечто запредельное.
И такое было. Австриец, талантливый инженер, истинный воин-интернационалист

Поэтому просто расскажем о жизни Ганса Манхарта поэтапно.
1. Родился Ганс в Вене, куда его родители переехали из Саксонии. В школе выиграл медаль по физике и поступил бесплатно на инженерный факультет. В девятнадцать лет получил диплом инженера-железнодорожника. А был как раз 1914 год.
2. Был призван в австро-венгерскую императорскую и королевскую армию. Как технически грамотный специалист Ганс Манхарт был направлен в авиацию. Проходил службу стрелком-наблюдателем.
И такое было. Австриец, талантливый инженер, истинный воин-интернационалист

3. Летом 1916 года австрийский аэроплан был сбит русскими, пилот погиб, а Ганс Манхарт попал в плен, и был отправлен в пересыльный лагерь в Дарнице на Днепре.
4. Из плена он совершил три побега.
Один в никуда — заблудился и оказался аж в Архангельске, откуда попал в самый ад строительства Мурманской железной дороги.
Второй побег совершал в Норвегию. Из-за заболевших товарищей и верноподданного финского телефониста беглецы были взяты прямо на границе.
Третий побег был в Персию. И снова Ганс был схвачен на самой границе.
5. После третьего побега Ганс попал в иркутский лагерь и шесть недель работал в Черемховских шахтах безвылазно, то есть его совсем не выпускали на поверхность. В шахтах военнопленные работали вместе с русскими политическими заключёнными и там Ганс стал убеждённым коммунистом.
Всего проработал на шахтах до октября 1917 года.
6. В октябре он был делегирован местной партийной организацией в Петроград, как представитель иркутских «революционных» немецких военнопленных.
В Петрограде Ганс Манхарт не захотел ходить на собрания и записался в 176-й рабочий боевой отряд, в составе которого принял участие в штурме Зимнего дворца.
7. Две недели в ноябре стоял в карауле в Смольном, один раз общался с Лениным.
8. В декабре 1917-го Ганс Манхарт вернулся в Балаганск, где формировался ударный кулак для отбития взятого мятежниками Иркутска.
При штурме Иркутска он командовал двумя батареями тяжёлых гаубиц, огнём которых подавил важнейшие узлы сопротивления мятежников.
9. Построил совместно с австрийским артиллеристом и инженером Лихтенауэром два бронепоезда.
Второй бронепоезд они построили в рекордные сроки, буквально из ничего, когда предатели передали первый бронепоезд белочехам.
Этот бронепоезд назывался «Защитник трудового народа».
10. Свой первый бронепоезд они с Лихтенауэром выследили. Когда тот стоял на подходящем пути, Ганс с помощниками, загрузил на мотодрезину пятьсот килограммов динамита и запустил её прямо в лоб паровоза.
Бронепоезд разлетелся на атомы вместе с командой.
Ещё один бронепоезд, «Таёжный дед», Ганс построил для амурских партизан самостоятельно из эрзац-материалов, и если скажете, что «г@вна и палок», то не ошибётесь.
11. В августе 1918 года, Ганс Манхарт во главе команды бронепоезда, разыскал читинских анархистов, похитивших местный золотой запас. Всё отобрал и вернул золото в казну.
12. При эвакуации Благовещенска командовал военным речным транспортом «Варяг».
13. Попал в плен к атаману Семёнову, пережил пытки, издевательства, был освобождён японцами по требованию Международного Красного Креста и был переведён в японский лагерь для военнопленных. Оттуда Ганс Манхарт бежал в Китай.
Командовал корейско-китайским партизанским отрядом в котором общались с помощью десятка русских слов и жестов. Отряд уничтожал семёновских и калмыковских фуражиров и японские патрули.
С отрядом Ганс Манхарт соединился с сибирскими партизанами и венграми, для которых и построил бронепоезд «Таёжный Дед».
14. Освобождал Читу.
15. В Волочаевском бою Ганс Манхарт командовал бронепоездом, с которого, умело маневрируя, крушил огнём орудий окопы и отсекал подкрепления противника от направления главного удара.
За этот бой был награждён лично Блюхером часами и представлен к ордену Красного Знамени.
16. Ганс Манхарт дрался под Спасском, боевой путь закончил во Владивостоке, где участвовал в торжественном параде и нёс знамя венгерских и немецких интернационалистов.
17. После демобилизации Ганс Манхарт остался работать в народном хозяйств. Как уже было сказано в начале, создал первую на Дальнем Востоке машинно-транспортную станцию, оборудованною своей электростанцией и радиоузлом.
В 1929 году организовал с нуля Белоноговскую МТС.
18. В 1929-31 годах Ганс Манхарт построил в Серышево литейный цех и наладил производство тракторных катков для ходовой части.
Тракторы выписывал через Крайком из Германии. Серышевские катки оказались качественнее импортных.
19. Тракторы Ганса неоднократно привлекались к учениям Красной Армии и вытаскивали застрявшие танки, за что Ганса наградили грамотой Наркомвоена.
И такое было. Австриец, талантливый инженер, истинный воин-интернационалист

20. В годы Великой Отечественной войны Ганс Манхарт отремонтировал или собрал с нуля тридцать тракторов, которые передал в Действующую армию.
21. В 1961 году Ганса Манхарта с семьей уговорили переехать в ГДР для укрепления партийного актива.
Сын Ганса Манхарта поступил в берлинский университет, где после одного из первых занятий, неизвестные люди на дорогой машине, предложили ему покататься по Западному Берлину. Стены тогда ещё не было.
Советский юноша доверчиво согласился, его угостили «жевачкой», импортными сигаретами и рассказали, что на Западе жить лучше. Парень сбежал от новой компании и всё рассказал отцу.
И такое было. Австриец, талантливый инженер, истинный воин-интернационалист

Ганс пошёл в свой райком и сказал, что теперь он будет командовать рабочей дружиной по охране участка границы в Берлине. На фото он — крайний слева.
Шестидесятилетний дед пинками выгнал дружину на недельные учения, вернул понятие о дисциплине, переловил всех провокаторов и вербовщиков на районе, лично со взводом задержал четырёх шпионов, и собственноручно навалял сутенёру-вербовщику из Западного Берлина.
23. В 1965 году, перенёсший инфаркт семидесятилетний Ганс Манхарт мечтал пройти с Красным Знаменем на Параде в Берлине в честь Октябрьской революции. Ходил на все репетиции, но за четыре дня до Парада сердце остановилось, и Ганс Манхарт умер во сне.
23. Хоронили его, согласно завещанию, на берлинском городском кладбище под звуки боевой песни дальневосточных партизан «По долинам и по взгорьям». Играл военный оркестр ГДР.
24. Всего за день до смерти, 2 ноября 1965 года в газете «Правда» вышла статья-очерк о Гансе Манхарте.
О Гансе Манхарте много писали в книгах о немецких интернационалистах «Поворот мирового значения» и «Ганс Манхарт. Записки интернационалиста». Вторая книжка состоит, по большей части, из воспоминаний соратников, сослуживцев и близко знавших Ганса Манхарта.
В интернете размещено очень много информации от дальневосточных краеведов.
Ганса Манхарта упоминают и большинство венгров, воевавших в Иркутске и Забайкалье.
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
0
279
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.