Осенью 1914 года Турция вступила в Первую мировую войну на стороне Германии. Осенью того же года турецкие войска потерпели крупное поражение от русских под Сарыкамышем в Закавказье.
Турецкий военный министр Энвер-паша, координировавший действия турецких армий в Сарыкамышском сражении, объявил, что поражение произошло из-за предательства армян, сочувствовавших России. Это обвинение послужило спусковым крючком для геноцида.
Геноцид армян
В феврале 1915 года началось разоружение армян, служивших в турецкой армии. Разоружённые таким образом в большинстве случаев расстреливались. В марте турецкие власти приступили к депортациям армян из различных областей Османской империи. Вывозились армяне не только из прилегавших к российской границе районов, но также из Стамбула, Измира и других крупных городов, из многих районов Анатолии.
Чаще всего депортации служили поводом для массового уничтожения. Вывезенное население расстреливали (а также топили, сжигали, морили голодом и т.д.) в других местах. Взрослые мужчины выселялись отдельно от женщин и детей, но уничтожали турки всех одинаково. В некоторых местах армяне сопротивлялись выселению, подозревая об ожидающей их участи. Это служило поводом для тотального вырезания армянского населения данной местности.
Уже в августе 1915 года Энвер-паша признавался немецкому журналисту Эрнсту Якху, что в результате предпринятых мер погибло примерно 300 тысяч армян. В декабре 1915 года германский консул в Алеппо сообщал своему правительству, что к настоящему моменту уничтожено от 500 тысяч до 800 тысяч армян. Руководитель немецкой протестантской миссии Иоганнес Лепсиус насчитывал 1,1 млн. жертв геноцида армян за 1915-1918 гг.
Операция «Немезида»
В октябре 1918 года Турция потерпела поражение в Первой мировой войне. По условиям капитуляции, предусматривалась выдача союзным державам Энвера-паши и ещё двоих деятелей султанского режима (премьер-министра Талаат-паши и губернатора Сирии Джемаль-паши) как военных преступников. Члены этого «триумвирата» не стали дожидаться ареста, а бежали из Стамбула на немецкой подводной лодке.
5 июля 1919 года турецкий военный трибунал, заседавший в Стамбуле под наблюдением комиссаров Антанты, заочно приговорил всех трёх пашей к смертной казни через повешение. Хотя они и скрывались от правосудия, от возмездия им уйти не удалось.
Армянская партия «Дашнакцутюн» (дашнаки) поставила целью отомстить организаторам геноцида. Была предпринята операция «Немезида», развернувшаяся во многих странах мира.
Первым поплатился Мехмет Талаат-паша. 15 марта 1921 года он был застрелен в Берлине, где нелегально проживал. Суд присяжных оправдал убийцу.
Двое других – Ахмед Джемаль-паша и Исмаил Энвер-паша – ещё раньше познакомились в Берлине с большевиком Карлом Радеком, восторженно бредившим мировой революцией. Радек заинтересовался революционным потенциалом идей панисламизма и пантюркизма для подрыва Британской колониальной империи. Весной 1919 года Радек вместе с обоими международными преступниками прибыл в красную Москву.
Союз ислама и коммунизма
В Москве Энвер-паша возглавил «Общество единения революции с исламом». В сентябре 1920 года он участвовал в созванном большевиками в Баку Первом (он же оказался и последним) Конгрессе народов Востока. Джемаль-паша был отправлен в Среднюю Азию и в Афганистан готовить отряды басмачей для вторжения в Британскую Индию. Летом 1921 года к нему было решено присоединить и Энвера-пашу.
К этому времени относится налаживание тесных дружеских отношений между правительством советской России и новым турецким революционным правительством во главе с Мустафой Кемалем-пашой (Ататюрком). Кемаль-паша считал «младотурок» Энвера и Джемаля своими идеологическими противниками и соперниками в борьбе за власть. Советское правительство решило сплавить обоих подальше от границ Турции.
В то время как Джемаль работал советником у короля Афганистана, Энвер помогал молодой Бухарской советской республике в организации вооружённых сил. Но оба не собирались делать для большевиков чёрную работу. У них были свои далеко идущие планы. Особенно у Энвера-паши. В октябре 1921 года Энвер-паша перешёл на сторону басмачей. Несмотря на конкуренцию, он вскоре выдвинулся там в качестве одного из наиболее авторитетных полевых командиров. Движение басмачей направлялось теперь не против Англии, а против советской России.
Ликвидация Джемаля-паши
По-видимому, ликвидация обоих бывших деятелей султанского режима, один из которых вздумал играть свою игру, была задумана в Москве одновременно. Там не стали препятствовать операции «Немезида». 21 июля 1922 года, во время очередного своего приезда в советские республики, в Тбилиси дашнаки выследили и застрелили Джемаля-пашу.
Один из участников убийства – Петрос Тер-Погосян – был арестован советскими властями только в 1930 году. Дальнейшая его судьба неизвестна. Другой – Арташес Геворгян – остался в тот момент безнаказанным и до 1936 года преспокойно работал в советских учреждениях, когда был арестован по обвинению в создании «контрреволюционной организации» (расстрелян в 1937-м).
Ликвидация Энвера-паши
Вряд ли простым совпадением объясняется тот факт, что Энвер-паша был уничтожен в результате действий красноармейской части, которой командовал армянин. Яков Мелькумов (Акоп Мелкумян) был кадровым офицером царской армии, в 1917 году перешёл на сторону большевиков, одним из первых вступил в Красную Армию. Первой его спецоперацией стало участие в разгроме чрезвычайно опасного для большевиков мятежа левых эсеров в Москве в июле 1918 года.
С 1920 года Мелькумов был на командных должностях в Средней Азии. Очень многое в его деятельности здесь скрыто завесой тумана. Мелькумов находился в контакте с некоторыми полевыми командирами басмачей и, в частности, с Энвером-пашой уже после перехода того к басмачам. Кстати, поэтому многие басмачи подозревали Энвера-пашу в двойной игре. И не зря.
В феврале 1922 года войска Мелькумова разбили крупные басмаческие силы в районе Душанбе, причём поддержку им оказали именно части Энвера, устранившего таким образом одного из своих соперников. Сталин и Троцкий хотели предать Мелькумова суду за сотрудничество с басмачами, но армянский комбриг был спасён благодаря заступничеству самого Ленина.
Мелькумову удалось усыпить бдительность своей будущей жертвы. Летом 1922 года, командуя 2-й Туркестанской кавбригадой, он выманил и окружил силы Энвера-паши. 4 августа последний из трёх организаторов геноцида армян погиб у селения Чагана. Мелькумов потом хвастал, что лично зарубил бывшего османского министра шашкой.
В 1937 году Сталин таки арестовал Мелькумова, но тому удалось пережить «отца народов» и даже выпустить книгу мемуаров о борьбе с басмачами.