Взгляд из Америки. Гитлер против Untermenschen. Миф и реальность
Явно доминирующий взгляд среди представителей западных элит.
Стандартные нарративы Третьего Рейха долгое время подчеркивали концепцию “недочеловеков” (Untermenschen) как Центральную для национал-социалистической мысли и политики в отношении расы. Вот типичный пример из Википедии (по состоянию на 23 марта 2016 года):
Недочеловек... — термин, который приобрел дурную славу, когда нацисты использовали его для описания “низших людей”, часто называемых “массами с Востока”, то есть евреев, цыган и славян (в основном этнических поляков, сербов, а позже и русских). Этот термин также применялся к большинству чернокожих и цветных, за некоторыми исключениями. ...
Историки часто ссылаются на " недочеловек", чтобы объяснить расовую политику Третьего Рейха, но, поразительно, почти никогда в контексте цитаты из Гитлера или какого-либо другого национал-социалистического источника. Причина проста: Гитлер и, возможно, большинство других национал-социалистов почти никогда не использовали этот термин. Просматривая тысячи страниц книг, речей и частных бесед Гитлера, я нашел ровно четыре упоминания о недочеловеке и его производных (особенно недочеловечество). В этой статье я хотел бы поместить понятие недочеловек и его фактическое использование Гитлером в его исторический контекст, как можно более свободный от багажа мифологии победителей Второй мировой войны. ...
Недочеловечество: вырождение, а не этническая концепция
Само использование слова «недочеловек» с его зловещими коннотациями несколько вводит в заблуждение. Это были не немцы, а американский расовый мыслитель и евгеник Лотроп Стоддард (https://ru.wikipedia.org/wiki/Стоддард,_Лотроп), который, возможно, наиболее широко использовал термин “недочеловек” в своей книге 1922 года «Восстание против цивилизации: угроза недочеловека». Недочеловек Стоддарда относится не к конкретной этнической группе, а скорее к постепенному вырождению населения в результате ослабления избирательного давления, обеспечиваемого цивилизацией. Он использовал следующее определение: «недочеловек — человек, кретерии которого не соответствуют стандартам способностям и приспособляемости, навязанными социальным порядком, в котором он живет.»
Согласно Стоддарду, цивилизация парадоксальным образом создает население, слишком глупое, чтобы создать эту цивилизацию и, в конечном счете, поддерживать ее. Результатом этого является экспансия менее одаренных и более антисоциальных элементов европейских наций, которые затем толпой побуждаются к содействию революционному хаосу и тирании в Великих потрясениях, таких как французская и большевистская революции. Это употребление термина " недочеловек", который также можно противопоставить “сверхчеловеку" Ницше, не имеет целью очернить или оправдать господство других народов (напр. славян), но скорее для описания дегенеративных процессов внутри нации, в том числе и своей собственной. По меньшей мере три из четырех зафиксированных случаев употребления Гитлером терминов «недочеловек» соответствуют этому значению.
Примечательно, что немецкие национал-социалисты находились под непосредственным влиянием Стоддарда. Альфред Розенберг, признанный ведущий теоретик национал-социализма (хотя на самом деле он не всегда одобрялся Гитлером), прямо цитирует определение Стоддарда " недочеловек" в своем бестселлере «Миф двадцатого века». И здесь уже есть неловкий факт в основной антинацистской версии. Убийства национал-социалистами, как утверждается, мотивированы концепцией " недочеловека". Затем утверждается или намекается, что все расовое и евгеническое измышление должны логически вести к таким зверствам (даже такой тонкий мыслитель, как Раймонд Арон, сделал это вывод). Однако на самом деле в Третьем Рейхе велись широкие дебаты о расовой политике, причем более про славянские и ассимиляционные позиции часто поддерживались ведущими идеологами и расовыми мыслителями.
Сам Розенберг в качестве рейхсминистра по оккупированным восточным территориям был последовательным, хотя и довольно неэффективным сторонником улучшения отношения к славянам и общей стратегии укрепления независимости подвластных Советскому Союзу наций в качестве союзников против Москвы. Еще одной примирительной фигурой был Ганс Гюнтер. ((wr) Что Западу на сегодня удалось успешно реализовать, притянув в свои объятья с молчаливого согласия М.Горбачева и Б. Ельцина практически отдавших в эти объятья все бывшие страны социализма и многие республики бывшего Советского Союза). Он был лучшим расовым ученым и евгеником Германии, в той мере, в какой он был известен как Рассенгюнтер и Рассенпапст (“расовый папа”).[2]
Гюнтер, например, считал, что четыре пятых поляков в Северном Данциге генетически достаточно близки, чтобы их можно было германизировать и ассимилировать.[3] ((wr) Неужели полякам не обидно, что 1/5 часть населения их страны недоразвитые люди и их не плохо было бы просто истребить?)
Существует явное совпадение между представлениями Стоддарда о недочеловеках, происходящих из-за дисгеннизации цивилизации, и более старым представлением о неравенстве между расами (то есть если чужая раса становится неполноценной в результате дегенерации). Некоторые идеологии и пропаганда Третьего Рейха поддерживали это, утверждая, что североевропейские (нордические) и германские расы были исключительно идеальными и обладали превосходными способностями к государственному строительству и созданию культуры.[4] ((wr)Мне просто интересно, какое же культурное наследие сформировали североевропейские народы, которое могло бы сравниться с русской культурой?
Даже культура германских народов вряд ли сможет конкурировать с российской, даже учитывая утерю огромного количества ее артефактов в годы революций и войн только прошлого столетия.)
...
Понятие «господствующей расы» (Herrenvolk) также сильно выделяется в основных работах о Третьем Рейхе. На самом деле Гитлер никогда не использовал термин “господствующая раса” ни в своих книгах, ни в речах, ни в записях частных застольных бесед. Более широкая идея о том, что более развитые в культурном или биологическом отношении народы имеют право или даже обязанность доминировать над менее одаренными народами, не была национал-социалистической инновацией. Напротив, в то время эта идея была широко распространена во всем мире, в том числе британскими империалистами, французскими масонами, американскими сегрегационистами, японскими военачальниками и еврейскими комиссарами.[6]] ((wr) Интересно было бы узнать кто из «еврейских комиссаров» говорил о господстве чьей-то расы)
Недочеловек в речах Гитлера
Ни в “Майн Кампф”, ни в неопубликованной второй книге нет упоминания о “недочеловеках” или «недочеловечестве». В многочисленных речах Гитлера, наиболее полно собранных за период 1932-1945 годов в монументальном четырехтомном собрании Макса Домаруса, я могу найти не более трех упоминаний на более чем 3000 страницах. И даже здесь”недочеловеки“ (Untermenschentum) употребляются дважды, а ”недочеловеки " — только один раз. В каждом случае Гитлер использовал этот термин скорее в Стоддардовском смысле, имея в виду низшие элементы общества, которые были подняты толпой и возглавлялись коммунистами, а не в этническом смысле, нацеленном на славян и цыган, не говоря уже о евреях.
Гитлер впервые использовал это в речи 30 января 1934 года в Рейхстаге, где он использовал термин «недочеловечество для обозначения части Германии, которая стала чувствительной к марксизму:
Кроме того, тот факт, что ряд коммунистических идеологов считают необходимым повернуть ход истории вспять и при этом использовать недочеловечество, которое ошибочно принимает концепцию политической свободы за идею предоставления преступным инстинктам свободы воли, также не вызывает у нас особого беспокойства. Мы смогли справиться с этими элементами, когда они были у власти, а мы были в оппозиции. В будущем мы будем еще более уверены в том, что сможем справиться с ними, потому что они сейчас в оппозиции, а мы у власти.[7]
Второе упоминание Гитлера о недочеловечестве — в речи 28 апреля 1939 года в Рейхстаге против Франклина Рузвельта — снова относится к способности коммунистов разжигать революцию, апеллируя к низшим элементам западноевропейской нации, на этот раз Гражданской войны Испании:
Целые населенные пункты деревень и городов были буквально истреблены под молчаливым, милостивым покровительством апостолов гуманистического мира из демократий Западной Европы и Северной Америки. В этом параде Победы, бок о бок со своими итальянскими товарищами, добровольцы нашего немецкого легиона будут маршировать в рядах доблестных испанских солдат. Вскоре после этого мы надеемся приветствовать их здесь, на родине. Тогда немецкий Фольк узнает, как и в этом случае, его доблестные сыновья сражались за свободу благороднейшего народа и как, в конце концов, они внесли свой вклад в спасение европейской цивилизации. Ибо победа большевистского недочеловечества в Испании могла слишком легко захлестнуть Европу.[8] ((wr) Здесь как нигде явно просматривается причина необходимости использования унизительного термина недочеловечество по отношению к тем угнетенным людям, которые посмели ослушаться своих великодушных олигархов – их угнетателей и грабителей, пытающихся переформатировать общество с наличием более справедливого распределения результатов труда. Потому СССР стало самым большим злом на Земле, а его народы неотесанным быдлом, задумавшим свершить всемирную революцию. Лозунги интернационалистов стали раздражающей тряпкой для мировой олигархии и их управляемых политиков.)
В третьем случае, в речи, произнесенной 8 ноября 1941 года в Мюнхенском Левенбройкеллере в годовщину путча, есть единственное подтвержденное публичное произнесение Гитлером слова » недочеловек”:
Время между тем доказало то, что мы, национал-социалисты, отстаивали в течение многих лет: это [Советский Союз] действительно государство, в котором вся национальная интеллигенция была истреблена и где остались только бездуховные, насильственно пролетаризированные недочеловеки. Над ними стоит гигантская организация еврейских комиссаров, то есть установленных рабовладельцев. Часто люди задавались вопросом, не победят ли там в конечном счете националистические тенденции. Но они совершенно забыли, что носителей сознательного националистического взгляда больше не существует. Что, в конце концов, человек, временно ставший правителем этого государства, есть не что иное, как орудие в руках этого всемогущего еврейства. Если Сталин стоит на сцене и выступает перед занавесом, то Каганович и все эти евреи стоят за ним, евреи, которые в десятитысячном масштабе управляют этой могущественной империей.[9] ((wr) Откровенно ложный посыл, которым манипулируют западные идеологи. Да, действительно, что в Октябрьскую революцию, что и в Перестрестроечную революцию в общей пене, как обычно, появилось не мало представителей еврейских ловкачей, стремящихся урвать из временного хаоса и безвластия что-нибудь пожирней из того что всплывало на пенной поверхности. И они урывали и в первом, и во втором случае. Это их стайное правило, — оказываться там, где можно что-то пограбить и на чем можно навариться. Еврейские банкиры всегда оказывались рядом, не забывая про свой гешефт. Сталин, как потом и Путин понял это и при первой же возможности пустил всех в распыл.)
Это употребление можно было бы считать соответствующим тому “недочеловечеству”, к которому призывали коммунисты в Германии и Испании, с той лишь разницей, что революция, провалившаяся там, восторжествовала в России. Гитлера можно было бы рассматривать как подразумевающего в новом смысле, что советские народы являются «недочеловеками», но это никоим образом не является явным. Также следует отметить, что нет никаких предположений о том, что евреи являются “недочеловеками”, но вместо этого евреи жестоко правят над недочеловеками как “рабовладельцы".”
Гитлер о евреях: смертельные соперники, а не «недочеловеки”.
Гитлер явно не считал евреев “недочеловеками” в том смысле, в каком он, возможно, считал цыган или низшие элементы европейских наций, в частности славянских, и его основания для преследования их были совершенно иными. Гитлер выступал не за ликвидацию еврейства по евгеническим соображениям, а за европейскую самозащиту от развращающего и жестокого чужеземного господства.
...
Если бы господствующая историография признала, что антисемитизм Гитлера был основан не на заботе о дисгенных „недочеловеках“, а на еврейской власти и привилегиях, это вполне могло бы заставить людей задуматься о еврейских привилегиях в современном мире, наиболее ярко проявляющихся в Соединенных Штатах[11] и Франции. Действительно, это высветило бы возможности многорасовых союзов тех, кто считает себя жертвами еврейской власти, особенно между европейцами и мусульманами.[12]
Я не могу не отметить сходство между оценкой Гитлером евреев и коммунизма и оценкой Уинстона Черчилля, описанной в его знаменитой газетной статье 1920 года „Большевизм против сионизма”:
Некоторые люди любят евреев, а некоторые нет; но ни один вдумчивый человек не может усомниться в том, что они, вне всякого сомнения, самая грозная и самая замечательная раса, которая когда-либо появлялась в мире.... В яростном противостоянии всей этой сфере еврейских усилий [патриотически настроенными русскими евреями] возникают схемы интернациональных евреев. Приверженцы этой зловещей Конфедерации — в основном люди, выросшие среди несчастного населения стран, где евреев преследуют за их расу. [.. .] Это движение среди евреев не является новым. Со времен Спартака -Вейсгаупта до Карла Маркса и вплоть до Троцкого (Россия), Белы Куна (Венгрия), Розы Люксембург (Германия) и Эммы Гольдман (США) этот всемирный заговор с целью свержения цивилизации и восстановления общества на основе замедленного развития, завистливой злобы и невозможного равенства неуклонно разрастался. Она сыграла, как очень умело показала современная писательница миссис Уэбстер, определенно узнаваемую роль в трагедии Французской революции. Она была главной движущей силой всякого подрывного движения в течение XIX века, и теперь, наконец, эта группа выдающихся личностей из преступного мира великих городов Европы и Америки схватила русский народ за волосы и стала практически бесспорными хозяевами этой огромной империи.
Складывается отчетливое впечатление, что Гитлер и Черчилль были в основном согласны относительно дисгеников, коммунизма и евреев, но просто расходились в том, на чьей стороне они предпочли служить. Это, кстати, имеет огромное значение для этики Черчилля, учитывая, что он утверждал, что сражается так, чтобы “Британская Империя и ее Содружество продержались тысячу лет» [13] (это верно: Черчилль сражался за тысячелетний Рейх) для того, чтобы «сохранить Англию белой!»[14] ((wr)В сентябре 1934 на партийном съезде в Нюрнберге Гитлер провозгласил окончание революции. «Эта революция достигла без исключения всего, что от нее ожидали… В ближайшие тысячу лет новых революций в Германии не будет!». С этого момента выражение «Тысячелетний рейх» стало широко использоваться в нацистской Германии.)
Либо Черчилль был монументально неискренен, либо он был невероятно близорук, заключив фаустовский пакт с силами в Америке и России, которые неизбежно будут работать на уничтожение империи и расы, которые он считал дорогими.
Славянофобия Гитлера
Я могу найти только одно упоминание Гитлера о Untermenschen, которое подходит для основного повествования. В разговоре в ночь с 14 на 15 сентября 1941 года Гитлер осуждает судей за слишком мягкое отношение к жестоким немецким преступникам и сравнивает последних с русскими военнопленными:
Почти две тысячи человек в Германии ежегодно бесследно исчезают-жертвы, по большей части, маньяков или садистов. Известно, что эти последние, как правило, рецидивисты, но адвокаты очень стараются налагать на них только очень легкие наказания. И все же эти недочеловеки — закваска, которая подрывает государство! Я не делаю различия между ними и теми животными, которые населяют наши русские лагеря для военнопленных.[15]
Это шокирующее сравнение: Гитлер не считает своих противников на войне достойными соратниками, призванными злой коммунистической тиранией, но не лучше, чем самые низкие немецкие преступники. Этот образ мыслей можно легко связать с жестоким обращением немцев с советскими военнопленными, которое варьировалось от убийства до умышленного пренебрежения, приведшего к гибели более 3 миллионов человек.
Таким образом, как и во всех эффективных повествованиях, в господствующем мнении есть зерно истины. В то время как он явно карикатурно изображает расовое мышление в Третьем Рейхе и радикально преувеличивает и искажает концепцию недочеловеков, факт заключается в том, что в случае Гитлера это действительно лежало в основе бессердечного и даже убийственного отношения на восточных территориях. Это чем-то похоже на статус антисемитизма в кинематографе Третьего Рейха. В то время как фильмам типа «Вечный еврей» и «Еврей Зюсс» уделяется огромное внимание, на самом деле из более чем 1000 фильмов, выпущенных в национал-социалистической Германии, только полдюжины были в основном антисемитскими.
Как подчеркивают некоторые современные ученые, поддержка германским народом национал-социализма культивировалась не путем разжигания зависти и злобы по отношению к “бессильному меньшинству”, а путем обращения к высшему идеализму и чувству самопожертвования в служении своему народу.[16]
Поскольку Гитлер отождествлял расы Советского Союза с коммунистической идеологией (предполагаемой уязвимостью этих рас перед коммунизмом, возглавляемым евреями), он способствовал убийственной политике и отчуждению наций, которые
могли бы быть союзниками против коммунизма и еврейства, и, следовательно, разгрому Третьего Рейха.
...
Жесткая политика Гитлера на восточных территориях была оправдана следующими причинами:
Реальная политика: негерманские национальные государства по своей природе ненадежны или опасны, поэтому их население не должно расти, а их государства должны быть уничтожены. Это было основано на невероятно негативной реакции Гитлера на мультикультурализм в Австро-Венгерской империи и ненадежность немцев в Первой мировой войне в сочетании с изначально конфликтным взглядом на жизнь и международные отношения, состоящим из постоянной конкуренции между национальными государствами.
Нордицизм: негерманские популяции не могут быть ассимилированы в Германию без риска того, что такое смешение будет дисгенным, что приведет к квазипостоянному генетическому повреждению. Это было продиктовано недавними расовыми теориями об успехе Запада и навязчивым страхом, что смешение поколений с меньшими корнями привело к упадку Древней Греции и Рима.
Планы Гитлера в отношении Востока — одни из самых пугающих в его личной застольной беседе (правдивость которой редко оспаривается): неоднократные требования стереть с лица Земли Москву и Санкт-Петербург, чтобы навсегда уничтожить любое русское государство к западу от Урала, чтобы славянам не предоставлялось ни здравоохранения, ни образования (чтобы они не размножались и не самоорганизовывались), чтобы немцы систематически отделялись от туземцев и чтобы Крым, в частности, был этнически очищен, чтобы освободить место для немецких поселенцев. Гитлер абсурдно утверждал, что границы «Европы» заканчиваются там, где начинается славянофильство, и утверждал, что с туземцами следует обращаться так же, как с красными индейцами Америки или с индейцами Британской империи. Гитлер допускал возможность ассимиляции некоторых славян, но настаивал на том, чтобы эта ассимиляция была крайне ограниченной и разборчивой (лучше перестраховаться, чем потом жалеть, как он полагал). Время от времени он заявлял, что туземцам в любом случае будет лучше под немецким правлением, но это не было поверхностным заверением, и в любом случае его предпочтительным гуманным исходом, по-видимому, была стерилизация.
В подходе Гитлера есть какая-то безжалостная логика. Мейнстрим прав, отмечая, что расовое и евгеническое мышление может привести к таким выводам, но он ошибается, утверждая, что это неизбежно должно быть так (в конце концов, любая линия мышления, такая как христианство или марксизм, может быть принята к насильственным выводам). Но нельзя обойти тот факт, что генетическое мышление неизбежно приводит к тому, что одна жизнь ценится выше другой жизни (или, по крайней мере, некоторые гены выше других генов), если человеческая раса хочет совершенствоваться. (Даже самый здравомыслящий либерал, если на него надавить, признает, что распространение болезнетворных генов — это плохо.)
Между прочим, Черчилль приводил аргументы, сходные с аргументами Гитлера: о необходимости евгеники в Англии, о том благе, которое заключалось в замене австралийских аборигенов “более сильной расой”, то есть англосаксонскими австралийцами, и об отказе обеспечить продовольствием голодающих бенгальцев, которые “размножались как кролики".- Однажды во время войны он сказал: «Я ненавижу индейцев. Это отвратительный народ с отвратительной религией.”
Это также факт, что европейские народы наблюдали ошеломляющее относительное снижение численности и могущества в мире, именно из — за политики, которую критиковал Гитлер: предоставления здравоохранения и развития афро-азиатскому населению, которое было неспособно самостоятельно производить их, и, таким образом, обеспечения массовых демографических взрывов в отсутствие какой-либо политики контроля над населением. Этнические европейцы сократились с более чем трети населения мира в 1900 году до примерно 10 процентов сегодня. Ожидается, что число африканцев, особенно жителей субсахарского региона, в этом столетии увеличится в четыре раза и превысит 4 миллиарда человек. Ожидается, что к середине столетия численность мусульман, которая в некоторой степени совпадает с численностью африканцев, почти удвоится и превысит 2,75 миллиарда человек. Между тем сыны Европы, которые в 1900 году контролировали практически весь мир, до 2100 года будут сведены к меньшинствам на своих бывших родных землях как в Северной Америке, так и в Западной Европе. Эти факты оба подчеркивают недостатки Гитлера – разрыв между германцами и славянами кажется исключительно мелким в более широком контексте европейского краха – но также помогает нам понять его презрение к колонизаторам-благодетелям (которым он даже угрожал посадить в концентрационные лагеря).
Восточная политика Гитлера была в высшей степени достойной порицания, в конечном счете преступно безответственной и безумной. Вот классическая история гордыни и Немезиды (Немези́да — в древнегреческой мифологии крылатая богиня возмездия). Можно спросить: почему бы даже не попытаться превратить Польшу в антикоммунистическое буферное государство? Почему это нежелание, в этой войне насмерть, максимизировать шансы на победу, предоставив даже нерусским народам их собственные национальные государства, учитывая их очевидную заинтересованность в разрушении советской „тюрьмы наций“? Рискуя недооценить человеческую и моральную катастрофу: C'est pire qu'un crime, c'est une faute (Это хуже, чем преступление, это вина).
Но задавая такие вопросы, можно упустить главное. Ретроспектива всегда 20/20 и удобное кресло — генералы всегда знают лучше, не так ли? Мы должны учиться на страданиях. Всемирно-историческая фигура, подобная Гитлеру, которую следует поставить в один ряд с Александром Македонским, Иисусом Христом или Наполеоном, — не добивается таких успехов (поразительных вплоть до 1941 года), будучи “разумной” и идя на компромисс со своими идеалами и целями. Розенберг возлагал вину за трагические ошибки Гитлера в этом отношении на его художественную склонность [19] за страсти, подхваченные опьянением зрелищных массовых митингов и его ошеломляющими ранними триумфами. Гитлер, со своей стороны, вполне мог бы сказать о себе следующее общее утверждение: “Я давно понял, что у актеров и художников часто бывают такие фантастические идеи, что приходится время от времени предостерегающе погрозить им пальцем и вернуть их на землю.»[20]
Стандартные нарративы Третьего Рейха долгое время подчеркивали концепцию “недочеловеков” (Untermenschen) как Центральную для национал-социалистической мысли и политики в отношении расы. Вот типичный пример из Википедии (по состоянию на 23 марта 2016 года):
Недочеловек... — термин, который приобрел дурную славу, когда нацисты использовали его для описания “низших людей”, часто называемых “массами с Востока”, то есть евреев, цыган и славян (в основном этнических поляков, сербов, а позже и русских). Этот термин также применялся к большинству чернокожих и цветных, за некоторыми исключениями. ...
Историки часто ссылаются на " недочеловек", чтобы объяснить расовую политику Третьего Рейха, но, поразительно, почти никогда в контексте цитаты из Гитлера или какого-либо другого национал-социалистического источника. Причина проста: Гитлер и, возможно, большинство других национал-социалистов почти никогда не использовали этот термин. Просматривая тысячи страниц книг, речей и частных бесед Гитлера, я нашел ровно четыре упоминания о недочеловеке и его производных (особенно недочеловечество). В этой статье я хотел бы поместить понятие недочеловек и его фактическое использование Гитлером в его исторический контекст, как можно более свободный от багажа мифологии победителей Второй мировой войны. ...
Недочеловечество: вырождение, а не этническая концепция
Само использование слова «недочеловек» с его зловещими коннотациями несколько вводит в заблуждение. Это были не немцы, а американский расовый мыслитель и евгеник Лотроп Стоддард (https://ru.wikipedia.org/wiki/Стоддард,_Лотроп), который, возможно, наиболее широко использовал термин “недочеловек” в своей книге 1922 года «Восстание против цивилизации: угроза недочеловека». Недочеловек Стоддарда относится не к конкретной этнической группе, а скорее к постепенному вырождению населения в результате ослабления избирательного давления, обеспечиваемого цивилизацией. Он использовал следующее определение: «недочеловек — человек, кретерии которого не соответствуют стандартам способностям и приспособляемости, навязанными социальным порядком, в котором он живет.»
Согласно Стоддарду, цивилизация парадоксальным образом создает население, слишком глупое, чтобы создать эту цивилизацию и, в конечном счете, поддерживать ее. Результатом этого является экспансия менее одаренных и более антисоциальных элементов европейских наций, которые затем толпой побуждаются к содействию революционному хаосу и тирании в Великих потрясениях, таких как французская и большевистская революции. Это употребление термина " недочеловек", который также можно противопоставить “сверхчеловеку" Ницше, не имеет целью очернить или оправдать господство других народов (напр. славян), но скорее для описания дегенеративных процессов внутри нации, в том числе и своей собственной. По меньшей мере три из четырех зафиксированных случаев употребления Гитлером терминов «недочеловек» соответствуют этому значению.
Примечательно, что немецкие национал-социалисты находились под непосредственным влиянием Стоддарда. Альфред Розенберг, признанный ведущий теоретик национал-социализма (хотя на самом деле он не всегда одобрялся Гитлером), прямо цитирует определение Стоддарда " недочеловек" в своем бестселлере «Миф двадцатого века». И здесь уже есть неловкий факт в основной антинацистской версии. Убийства национал-социалистами, как утверждается, мотивированы концепцией " недочеловека". Затем утверждается или намекается, что все расовое и евгеническое измышление должны логически вести к таким зверствам (даже такой тонкий мыслитель, как Раймонд Арон, сделал это вывод). Однако на самом деле в Третьем Рейхе велись широкие дебаты о расовой политике, причем более про славянские и ассимиляционные позиции часто поддерживались ведущими идеологами и расовыми мыслителями.
Сам Розенберг в качестве рейхсминистра по оккупированным восточным территориям был последовательным, хотя и довольно неэффективным сторонником улучшения отношения к славянам и общей стратегии укрепления независимости подвластных Советскому Союзу наций в качестве союзников против Москвы. Еще одной примирительной фигурой был Ганс Гюнтер. ((wr) Что Западу на сегодня удалось успешно реализовать, притянув в свои объятья с молчаливого согласия М.Горбачева и Б. Ельцина практически отдавших в эти объятья все бывшие страны социализма и многие республики бывшего Советского Союза). Он был лучшим расовым ученым и евгеником Германии, в той мере, в какой он был известен как Рассенгюнтер и Рассенпапст (“расовый папа”).[2]
Гюнтер, например, считал, что четыре пятых поляков в Северном Данциге генетически достаточно близки, чтобы их можно было германизировать и ассимилировать.[3] ((wr) Неужели полякам не обидно, что 1/5 часть населения их страны недоразвитые люди и их не плохо было бы просто истребить?)
Существует явное совпадение между представлениями Стоддарда о недочеловеках, происходящих из-за дисгеннизации цивилизации, и более старым представлением о неравенстве между расами (то есть если чужая раса становится неполноценной в результате дегенерации). Некоторые идеологии и пропаганда Третьего Рейха поддерживали это, утверждая, что североевропейские (нордические) и германские расы были исключительно идеальными и обладали превосходными способностями к государственному строительству и созданию культуры.[4] ((wr)Мне просто интересно, какое же культурное наследие сформировали североевропейские народы, которое могло бы сравниться с русской культурой?
Даже культура германских народов вряд ли сможет конкурировать с российской, даже учитывая утерю огромного количества ее артефактов в годы революций и войн только прошлого столетия.)
...
Понятие «господствующей расы» (Herrenvolk) также сильно выделяется в основных работах о Третьем Рейхе. На самом деле Гитлер никогда не использовал термин “господствующая раса” ни в своих книгах, ни в речах, ни в записях частных застольных бесед. Более широкая идея о том, что более развитые в культурном или биологическом отношении народы имеют право или даже обязанность доминировать над менее одаренными народами, не была национал-социалистической инновацией. Напротив, в то время эта идея была широко распространена во всем мире, в том числе британскими империалистами, французскими масонами, американскими сегрегационистами, японскими военачальниками и еврейскими комиссарами.[6]] ((wr) Интересно было бы узнать кто из «еврейских комиссаров» говорил о господстве чьей-то расы)
Недочеловек в речах Гитлера
Ни в “Майн Кампф”, ни в неопубликованной второй книге нет упоминания о “недочеловеках” или «недочеловечестве». В многочисленных речах Гитлера, наиболее полно собранных за период 1932-1945 годов в монументальном четырехтомном собрании Макса Домаруса, я могу найти не более трех упоминаний на более чем 3000 страницах. И даже здесь”недочеловеки“ (Untermenschentum) употребляются дважды, а ”недочеловеки " — только один раз. В каждом случае Гитлер использовал этот термин скорее в Стоддардовском смысле, имея в виду низшие элементы общества, которые были подняты толпой и возглавлялись коммунистами, а не в этническом смысле, нацеленном на славян и цыган, не говоря уже о евреях.
Гитлер впервые использовал это в речи 30 января 1934 года в Рейхстаге, где он использовал термин «недочеловечество для обозначения части Германии, которая стала чувствительной к марксизму:
Кроме того, тот факт, что ряд коммунистических идеологов считают необходимым повернуть ход истории вспять и при этом использовать недочеловечество, которое ошибочно принимает концепцию политической свободы за идею предоставления преступным инстинктам свободы воли, также не вызывает у нас особого беспокойства. Мы смогли справиться с этими элементами, когда они были у власти, а мы были в оппозиции. В будущем мы будем еще более уверены в том, что сможем справиться с ними, потому что они сейчас в оппозиции, а мы у власти.[7]
Второе упоминание Гитлера о недочеловечестве — в речи 28 апреля 1939 года в Рейхстаге против Франклина Рузвельта — снова относится к способности коммунистов разжигать революцию, апеллируя к низшим элементам западноевропейской нации, на этот раз Гражданской войны Испании:
Целые населенные пункты деревень и городов были буквально истреблены под молчаливым, милостивым покровительством апостолов гуманистического мира из демократий Западной Европы и Северной Америки. В этом параде Победы, бок о бок со своими итальянскими товарищами, добровольцы нашего немецкого легиона будут маршировать в рядах доблестных испанских солдат. Вскоре после этого мы надеемся приветствовать их здесь, на родине. Тогда немецкий Фольк узнает, как и в этом случае, его доблестные сыновья сражались за свободу благороднейшего народа и как, в конце концов, они внесли свой вклад в спасение европейской цивилизации. Ибо победа большевистского недочеловечества в Испании могла слишком легко захлестнуть Европу.[8] ((wr) Здесь как нигде явно просматривается причина необходимости использования унизительного термина недочеловечество по отношению к тем угнетенным людям, которые посмели ослушаться своих великодушных олигархов – их угнетателей и грабителей, пытающихся переформатировать общество с наличием более справедливого распределения результатов труда. Потому СССР стало самым большим злом на Земле, а его народы неотесанным быдлом, задумавшим свершить всемирную революцию. Лозунги интернационалистов стали раздражающей тряпкой для мировой олигархии и их управляемых политиков.)
В третьем случае, в речи, произнесенной 8 ноября 1941 года в Мюнхенском Левенбройкеллере в годовщину путча, есть единственное подтвержденное публичное произнесение Гитлером слова » недочеловек”:
Время между тем доказало то, что мы, национал-социалисты, отстаивали в течение многих лет: это [Советский Союз] действительно государство, в котором вся национальная интеллигенция была истреблена и где остались только бездуховные, насильственно пролетаризированные недочеловеки. Над ними стоит гигантская организация еврейских комиссаров, то есть установленных рабовладельцев. Часто люди задавались вопросом, не победят ли там в конечном счете националистические тенденции. Но они совершенно забыли, что носителей сознательного националистического взгляда больше не существует. Что, в конце концов, человек, временно ставший правителем этого государства, есть не что иное, как орудие в руках этого всемогущего еврейства. Если Сталин стоит на сцене и выступает перед занавесом, то Каганович и все эти евреи стоят за ним, евреи, которые в десятитысячном масштабе управляют этой могущественной империей.[9] ((wr) Откровенно ложный посыл, которым манипулируют западные идеологи. Да, действительно, что в Октябрьскую революцию, что и в Перестрестроечную революцию в общей пене, как обычно, появилось не мало представителей еврейских ловкачей, стремящихся урвать из временного хаоса и безвластия что-нибудь пожирней из того что всплывало на пенной поверхности. И они урывали и в первом, и во втором случае. Это их стайное правило, — оказываться там, где можно что-то пограбить и на чем можно навариться. Еврейские банкиры всегда оказывались рядом, не забывая про свой гешефт. Сталин, как потом и Путин понял это и при первой же возможности пустил всех в распыл.)
Это употребление можно было бы считать соответствующим тому “недочеловечеству”, к которому призывали коммунисты в Германии и Испании, с той лишь разницей, что революция, провалившаяся там, восторжествовала в России. Гитлера можно было бы рассматривать как подразумевающего в новом смысле, что советские народы являются «недочеловеками», но это никоим образом не является явным. Также следует отметить, что нет никаких предположений о том, что евреи являются “недочеловеками”, но вместо этого евреи жестоко правят над недочеловеками как “рабовладельцы".”
Гитлер о евреях: смертельные соперники, а не «недочеловеки”.
Гитлер явно не считал евреев “недочеловеками” в том смысле, в каком он, возможно, считал цыган или низшие элементы европейских наций, в частности славянских, и его основания для преследования их были совершенно иными. Гитлер выступал не за ликвидацию еврейства по евгеническим соображениям, а за европейскую самозащиту от развращающего и жестокого чужеземного господства.
...
Если бы господствующая историография признала, что антисемитизм Гитлера был основан не на заботе о дисгенных „недочеловеках“, а на еврейской власти и привилегиях, это вполне могло бы заставить людей задуматься о еврейских привилегиях в современном мире, наиболее ярко проявляющихся в Соединенных Штатах[11] и Франции. Действительно, это высветило бы возможности многорасовых союзов тех, кто считает себя жертвами еврейской власти, особенно между европейцами и мусульманами.[12]
Я не могу не отметить сходство между оценкой Гитлером евреев и коммунизма и оценкой Уинстона Черчилля, описанной в его знаменитой газетной статье 1920 года „Большевизм против сионизма”:
Некоторые люди любят евреев, а некоторые нет; но ни один вдумчивый человек не может усомниться в том, что они, вне всякого сомнения, самая грозная и самая замечательная раса, которая когда-либо появлялась в мире.... В яростном противостоянии всей этой сфере еврейских усилий [патриотически настроенными русскими евреями] возникают схемы интернациональных евреев. Приверженцы этой зловещей Конфедерации — в основном люди, выросшие среди несчастного населения стран, где евреев преследуют за их расу. [.. .] Это движение среди евреев не является новым. Со времен Спартака -Вейсгаупта до Карла Маркса и вплоть до Троцкого (Россия), Белы Куна (Венгрия), Розы Люксембург (Германия) и Эммы Гольдман (США) этот всемирный заговор с целью свержения цивилизации и восстановления общества на основе замедленного развития, завистливой злобы и невозможного равенства неуклонно разрастался. Она сыграла, как очень умело показала современная писательница миссис Уэбстер, определенно узнаваемую роль в трагедии Французской революции. Она была главной движущей силой всякого подрывного движения в течение XIX века, и теперь, наконец, эта группа выдающихся личностей из преступного мира великих городов Европы и Америки схватила русский народ за волосы и стала практически бесспорными хозяевами этой огромной империи.
Складывается отчетливое впечатление, что Гитлер и Черчилль были в основном согласны относительно дисгеников, коммунизма и евреев, но просто расходились в том, на чьей стороне они предпочли служить. Это, кстати, имеет огромное значение для этики Черчилля, учитывая, что он утверждал, что сражается так, чтобы “Британская Империя и ее Содружество продержались тысячу лет» [13] (это верно: Черчилль сражался за тысячелетний Рейх) для того, чтобы «сохранить Англию белой!»[14] ((wr)В сентябре 1934 на партийном съезде в Нюрнберге Гитлер провозгласил окончание революции. «Эта революция достигла без исключения всего, что от нее ожидали… В ближайшие тысячу лет новых революций в Германии не будет!». С этого момента выражение «Тысячелетний рейх» стало широко использоваться в нацистской Германии.)
Либо Черчилль был монументально неискренен, либо он был невероятно близорук, заключив фаустовский пакт с силами в Америке и России, которые неизбежно будут работать на уничтожение империи и расы, которые он считал дорогими.
Славянофобия Гитлера
Я могу найти только одно упоминание Гитлера о Untermenschen, которое подходит для основного повествования. В разговоре в ночь с 14 на 15 сентября 1941 года Гитлер осуждает судей за слишком мягкое отношение к жестоким немецким преступникам и сравнивает последних с русскими военнопленными:
Почти две тысячи человек в Германии ежегодно бесследно исчезают-жертвы, по большей части, маньяков или садистов. Известно, что эти последние, как правило, рецидивисты, но адвокаты очень стараются налагать на них только очень легкие наказания. И все же эти недочеловеки — закваска, которая подрывает государство! Я не делаю различия между ними и теми животными, которые населяют наши русские лагеря для военнопленных.[15]
Это шокирующее сравнение: Гитлер не считает своих противников на войне достойными соратниками, призванными злой коммунистической тиранией, но не лучше, чем самые низкие немецкие преступники. Этот образ мыслей можно легко связать с жестоким обращением немцев с советскими военнопленными, которое варьировалось от убийства до умышленного пренебрежения, приведшего к гибели более 3 миллионов человек.
Таким образом, как и во всех эффективных повествованиях, в господствующем мнении есть зерно истины. В то время как он явно карикатурно изображает расовое мышление в Третьем Рейхе и радикально преувеличивает и искажает концепцию недочеловеков, факт заключается в том, что в случае Гитлера это действительно лежало в основе бессердечного и даже убийственного отношения на восточных территориях. Это чем-то похоже на статус антисемитизма в кинематографе Третьего Рейха. В то время как фильмам типа «Вечный еврей» и «Еврей Зюсс» уделяется огромное внимание, на самом деле из более чем 1000 фильмов, выпущенных в национал-социалистической Германии, только полдюжины были в основном антисемитскими.
Как подчеркивают некоторые современные ученые, поддержка германским народом национал-социализма культивировалась не путем разжигания зависти и злобы по отношению к “бессильному меньшинству”, а путем обращения к высшему идеализму и чувству самопожертвования в служении своему народу.[16]
Поскольку Гитлер отождествлял расы Советского Союза с коммунистической идеологией (предполагаемой уязвимостью этих рас перед коммунизмом, возглавляемым евреями), он способствовал убийственной политике и отчуждению наций, которые
могли бы быть союзниками против коммунизма и еврейства, и, следовательно, разгрому Третьего Рейха.
...
Жесткая политика Гитлера на восточных территориях была оправдана следующими причинами:
Реальная политика: негерманские национальные государства по своей природе ненадежны или опасны, поэтому их население не должно расти, а их государства должны быть уничтожены. Это было основано на невероятно негативной реакции Гитлера на мультикультурализм в Австро-Венгерской империи и ненадежность немцев в Первой мировой войне в сочетании с изначально конфликтным взглядом на жизнь и международные отношения, состоящим из постоянной конкуренции между национальными государствами.
Нордицизм: негерманские популяции не могут быть ассимилированы в Германию без риска того, что такое смешение будет дисгенным, что приведет к квазипостоянному генетическому повреждению. Это было продиктовано недавними расовыми теориями об успехе Запада и навязчивым страхом, что смешение поколений с меньшими корнями привело к упадку Древней Греции и Рима.
Планы Гитлера в отношении Востока — одни из самых пугающих в его личной застольной беседе (правдивость которой редко оспаривается): неоднократные требования стереть с лица Земли Москву и Санкт-Петербург, чтобы навсегда уничтожить любое русское государство к западу от Урала, чтобы славянам не предоставлялось ни здравоохранения, ни образования (чтобы они не размножались и не самоорганизовывались), чтобы немцы систематически отделялись от туземцев и чтобы Крым, в частности, был этнически очищен, чтобы освободить место для немецких поселенцев. Гитлер абсурдно утверждал, что границы «Европы» заканчиваются там, где начинается славянофильство, и утверждал, что с туземцами следует обращаться так же, как с красными индейцами Америки или с индейцами Британской империи. Гитлер допускал возможность ассимиляции некоторых славян, но настаивал на том, чтобы эта ассимиляция была крайне ограниченной и разборчивой (лучше перестраховаться, чем потом жалеть, как он полагал). Время от времени он заявлял, что туземцам в любом случае будет лучше под немецким правлением, но это не было поверхностным заверением, и в любом случае его предпочтительным гуманным исходом, по-видимому, была стерилизация.
В подходе Гитлера есть какая-то безжалостная логика. Мейнстрим прав, отмечая, что расовое и евгеническое мышление может привести к таким выводам, но он ошибается, утверждая, что это неизбежно должно быть так (в конце концов, любая линия мышления, такая как христианство или марксизм, может быть принята к насильственным выводам). Но нельзя обойти тот факт, что генетическое мышление неизбежно приводит к тому, что одна жизнь ценится выше другой жизни (или, по крайней мере, некоторые гены выше других генов), если человеческая раса хочет совершенствоваться. (Даже самый здравомыслящий либерал, если на него надавить, признает, что распространение болезнетворных генов — это плохо.)
Между прочим, Черчилль приводил аргументы, сходные с аргументами Гитлера: о необходимости евгеники в Англии, о том благе, которое заключалось в замене австралийских аборигенов “более сильной расой”, то есть англосаксонскими австралийцами, и об отказе обеспечить продовольствием голодающих бенгальцев, которые “размножались как кролики".- Однажды во время войны он сказал: «Я ненавижу индейцев. Это отвратительный народ с отвратительной религией.”
Это также факт, что европейские народы наблюдали ошеломляющее относительное снижение численности и могущества в мире, именно из — за политики, которую критиковал Гитлер: предоставления здравоохранения и развития афро-азиатскому населению, которое было неспособно самостоятельно производить их, и, таким образом, обеспечения массовых демографических взрывов в отсутствие какой-либо политики контроля над населением. Этнические европейцы сократились с более чем трети населения мира в 1900 году до примерно 10 процентов сегодня. Ожидается, что число африканцев, особенно жителей субсахарского региона, в этом столетии увеличится в четыре раза и превысит 4 миллиарда человек. Ожидается, что к середине столетия численность мусульман, которая в некоторой степени совпадает с численностью африканцев, почти удвоится и превысит 2,75 миллиарда человек. Между тем сыны Европы, которые в 1900 году контролировали практически весь мир, до 2100 года будут сведены к меньшинствам на своих бывших родных землях как в Северной Америке, так и в Западной Европе. Эти факты оба подчеркивают недостатки Гитлера – разрыв между германцами и славянами кажется исключительно мелким в более широком контексте европейского краха – но также помогает нам понять его презрение к колонизаторам-благодетелям (которым он даже угрожал посадить в концентрационные лагеря).
Восточная политика Гитлера была в высшей степени достойной порицания, в конечном счете преступно безответственной и безумной. Вот классическая история гордыни и Немезиды (Немези́да — в древнегреческой мифологии крылатая богиня возмездия). Можно спросить: почему бы даже не попытаться превратить Польшу в антикоммунистическое буферное государство? Почему это нежелание, в этой войне насмерть, максимизировать шансы на победу, предоставив даже нерусским народам их собственные национальные государства, учитывая их очевидную заинтересованность в разрушении советской „тюрьмы наций“? Рискуя недооценить человеческую и моральную катастрофу: C'est pire qu'un crime, c'est une faute (Это хуже, чем преступление, это вина).
Но задавая такие вопросы, можно упустить главное. Ретроспектива всегда 20/20 и удобное кресло — генералы всегда знают лучше, не так ли? Мы должны учиться на страданиях. Всемирно-историческая фигура, подобная Гитлеру, которую следует поставить в один ряд с Александром Македонским, Иисусом Христом или Наполеоном, — не добивается таких успехов (поразительных вплоть до 1941 года), будучи “разумной” и идя на компромисс со своими идеалами и целями. Розенберг возлагал вину за трагические ошибки Гитлера в этом отношении на его художественную склонность [19] за страсти, подхваченные опьянением зрелищных массовых митингов и его ошеломляющими ранними триумфами. Гитлер, со своей стороны, вполне мог бы сказать о себе следующее общее утверждение: “Я давно понял, что у актеров и художников часто бывают такие фантастические идеи, что приходится время от времени предостерегающе погрозить им пальцем и вернуть их на землю.»[20]
0
282
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии