5 самых странных, но при этом реальных причин оказаться за решеткой в СССР
В СССР все точно знали, что советский суд — самый гуманный и справедливый в мире. Граждане страны могли жить абсолютно спокойно — они были надежно защищены не только от преступных, но и всевозможных неблагонадежных элементов. Верите в это? Мы тоже не верим. Но давайте посмотрим, кто считался нарушителем Уголовного кодекса Советского Союза и врагом строительства коммунизма.
Советский тоталитаризм сломал немало судеб и его действие сказывается на наших гражданах до сих пор. То, что на Западе считалось совершенно естественным, у нас каралось по всей строгости закона. Когда СССР прекратил свое существование, некоторые статьи исчезли из Уголовного кодекса и каждому новому поколению все сложнее поверить в их существование.
Обучение восточным боевым искусствам
В ноябре 1989 года выходит Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об административной и уголовной ответственности за нарушение правил обучения карате». Сразу же после этого в уголовных кодексах всех союзных республик появились статьи «Незаконное обучение карате» и «Нарушение правил обучения карате».
Несмотря на то что в законах говорилось только про карате, пострадали также секции ушу, айкидо и других восточных единоборств. Максимальным наказанием, предусмотренным за обучение карате, было лишение свободы сроком на пять лет. Известный тренер Валерий Гусев, тайно учивший карате за деньги в лесах, стал самым известным осужденным по этим статьям.
Интересно, но всего за пару лет до запрета карате, в прокат вышел советский фильм «Пираты XX века», в котором были наглядно показаны многие приемы боевых искусств. Эта картина стала невероятно популярной, и именно она пробудила у жителей Союза интерес к карате.
Но скоро концепция изменилась и этот вид спорта стал «вредным» и «травмоопасным», а главное — не пропагандирующим насилие и жестокость. На страницах газет и журналов появилось множество статей об опасности карате, а также о непосредственной связи этого спорта с преступностью.
На самом деле дисциплинированные люди, умевшие за себя постоять, были опасны для власти. В секциях боевых искусств культивировалась преданность и почитание учителям, что могло вылиться в появление организованных группировок. Считается, что во время забастовок «Солидарности» в Польше, проходивших в 1981 году, основной ударной силой протестующих стали именно воспитанники секций карате.
Еще одной причиной запрета боевых искусств было то, что учителя получали так называемые «нетрудовые» доходы, которые проходили мимо государства. К счастью, запрет карате действовал недолго и его отменили в 1989 году в самый разгар Перестройки.
Нетрудовые доходы
Все то, что в мире считалось частным предпринимательством и всячески поощрялось, в СССР называлось «нетрудовыми доходами» и строго каралось законом. В стране, где дефицитом были самые простые товары, а качество сервиса не выдерживало никакой критики, людям также хотелось хорошо одеваться, иметь на столе качественные продукты и получать достойные услуги.
Если есть спрос, то всегда будет и предложение. Джинсы, кроссовки, виниловые пластинки, аппаратура, парфюмерия и многое другое попадали в страну с дипломатами, моряками и командировочными и продавалось по «рыночной» цене людьми, которых пренебрежительно называли фарцовщиками и спекулянтами.
Все знали, что спекуляция — это плохо, но с удовольствием отдавали свои кровные рубли за качественные импортные товары. Также в стране были подпольные мастерские по ремонту бытовой техники, таксисты-частники и, разумеется, продавцы изготовленной своими руками продукции. Все эти люди, зарабатывающие свою копейку трудом, считались жуликами, наживающимися на советских гражданах.
Отдельно стоит сказать о валютчиках. В СССР все операции с денежными знаками других государств были монополией государства. За куплю-продажу долларов можно был получить солидный тюремный срок, а в отдельных случаях даже высшую меру. В 1991 году из УК убрали статью о спекуляции, а в 1994 произошла легализация валютных операций.
Однополая любовь
Известно, что в СССР секса не было, а однополой любви тем более. По крайней мере, так внушали гражданам страны Советов СМИ. Еще в 30-е годы в Уголовный кодекс ввели статью 121, которая предусматривала наказание за гомосексуализм сроком до 5 лет.
Это была исключительно мужская статья, так как женщины нетрадиционной сексуальной ориентации считались психически больными и отправлялись на лечение в специальные клиники. В 70-х годах прошлого века ежегодно за однополую любовь привлекалось не менее 1000 человек.
Кинорежиссер Сергей Параджанов
За решеткой оказывались, в первую очередь, творческие люди: музыканты, танцоры, художники, режиссеры и писатели. Чтобы избежать преследований многие известные личности были вынуждены бежать на Запад. Очень показательной можно считать историю танцовщика Рудольфа Нуреева, который совершил легендарный «прыжок в свободу», сбежав от сопровождавших его во Франции на гастролях сотрудников КГБ.
Статья 121 стала удобным инструментом борьбы тоталитарного режима с инакомыслием. По ней судили тех, кто не скрывал свое негативное отношение к действующим порядкам. Так был отправлен в лагерь режиссер Сергей Параджанов, известный своим не слишком лояльным отношением к власти.
Интересно, но в социалистических Польше и Чехословакии однополая любовь не преследовалась, хотя и не поощрялась. Статья 121 Уголовного кодекса перестала использоваться в Перестройку, но отменили ее только в 1993 году.
Фильмы для взрослых
Первые видеомагнитофоны появились в Советском Союзе в начале 80-х годов, а вместе с ними в страну попали и видеокассеты с продукцией западной киноиндустрии. К некоторым фильмам у власти претензий не было, но вот взрослое видео попадало под статью 228 УК РСФСР. За хранение, просмотр и распространение подобных фильмов можно было запросто получить три года.
В категорию запрещенных фильмов попадали не только откровенно порнографические продукты, но и эротические фильмы, которые по нашим меркам могут считаться совсем безобидными. «Греческая смоковница», «Ночной портье», «Горячая жевательная резинка» — фильмы, которые в годы Перестройки шли в кинотеатрах, до наступления оттепели считались опасными и способствующими моральному разложению граждан.
Существовали специальные списки, в которых перечислялись запрещенные фильмы. Вы были бы удивлены, если бы узнали, какие кинокартины в него входили. Милиционеры с дружинниками ходили по ночным улицам городов и смотрели, не горит ли где в окне синий экран телевизора.
Если было замечено подозрительное свечение, квартиру или дом отключали от электроэнергии, а в квартиру, где шел просмотр, вламывались правоохранители, чтобы изъять застрявшую в видеомагнитофоне кассету, которая станет главной уликой на суде.
В 1988 году за просмотр зарубежных фильмов, эротических и боевиков, преследовать перестали. Доходило до абсурда — когда фильм «Крестный отец» уже шел в кинотеатрах, некоторые осужденные за его просмотр еще досиживали свои сроки.
Тунеядство
В СССР каждый трудоспособный гражданин был обязан трудиться на благо Родины и своего народа. Тех, кто увиливал от этой обязанности, называли тунеядцами и преследовали по закону. В УК была статья 209, предусматривающая ответственность для тех, кто жил нетрудовыми доходами или уклонялся от работы на государство.
Виктор Цой в котельной
В категорию тунеядцев попадали не только асоциальные элементы, но и творческая интеллигенция — поэты, музыканты, писатели и художники. В зоне риска оказывались также те, кто работал по «шабашкам» — строители, садоводы, водители, занимавшиеся частным извозом.
В период, когда страной управлял Ю.В, Андропов, в магазинах, парках и кинотеатрах в рабочее время проводились настоящие облавы на тех, кто не трудится. Многие творческие люди были вынуждены устраиваться хоть на какую-то работу, чтобы не попасть под статью. Например, кумир молодежи 80-х и 90-х рок-музыкант Виктор Цой был вынужден совмещать занятия музыкой с работой в ленинградской котельной.
Некоторые люди искусства привлекались к уголовной ответственности и получали условные и реальные сроки. Поэта Иосифа Бродского судили за тунеядство в 1964 году и присудили максимально возможное наказание — пять лет принудительных работ с высылкой в отдаленную местность.
И.А. Бродский, отбывающий наказание в Архангельской области
Во время одного из судебных заседаний Бродский на вопрос о роде своих занятий ответил — «Я поэт», но это не было принято во внимание, так как профессией написание стихов могло считаться лишь в том случае, если человек состоял в Союзе писателей.
- Комментарии