Жизнь и смерть иранской феминистки Куррат Уль-Айн, имевшей редкий дар убеждения
Несложно себе представить, насколько опасной была доля феминисток в исповедующей ислам Центральной Азии два столетия назад. Тем не менее даже тогда были отважные женщины, которые не боялись проповедовать идеи равенства полов и добились в этом значительных успехов. Одной из немногих героинь этого движения была Тахире по прозвищу Куррат Уль-Айн, жившая в начале XIX столетия в Персии.
История Куррат Уль-Айн похожа на восточную сказку, но о реальности деяний этой женщины свидетельствуют десятки очевидцев. Она была очень красива, но очаровывала своих преследователей даром убеждения — многие из арестов этой женщины заканчивались раскаянием тюремщиков, которые переходили на ее сторону.
Появилась на свет Тахире в 1817 году иранском городе Казвин и при рождении получила имя Фатима. Ее семья, Барагани, подарила Персии нескольких известных богословов и была богатой и очень уважаемой. Отец девочки, мулла Мухаммад Салих, заметив рано проявивший острый ум ребенка, сокрушался, что Аллах не сделал ее мальчиком.
Считается, что это портрет и единственная фотография Тахире
У девочек в Персии не было ни малейших перспектив в науке, но отец Фатимы не смог удержаться и дал девочке хорошее богословское образование на дому. Также ее познакомили с сокровищами персидской литературы и преподали уроки поэзии, которые дочь муллы отлично усвоила.
Но обычаи ислама диктовали свои условия и, несмотря ни на что, девочку выдали замуж в 14 лет за двоюродного брата. В браке Фатима родила двух сыновей и дочь, но даже появление детей не отбило у нее охоту заниматься науками. Ее увлекли идеи мистика Сейида Казима Рашти, с которым девушка вступила в оживленную переписку.
Казим Решти
Точно неизвестно что Фатима говорила своему мужу, но тот позволил ей отправиться с группой паломников в священный для шиитов город Кербелу. На этом семейная жизнь молодой красавицы закончилась — со своим мужем после этого она увиделась всего лишь раз и то для того, чтобы объявить о разводе.
Увлеченная богословием женщина страстно желала встретиться с Рашти, но, к сожалению, застала только траур по старому философу. Он умер за несколько дней до прибытия Фатимы, но та нашла повод остаться в его доме под предлогом утешения семьи покойного.
Очень скоро женщина стала проповедовать идеи Рашти, называя себя его ученицей. Она выступала не только перед женщинами, но и перед мужчинами, используя для этого специальную ширму. Ее слава разнеслась далеко за пределы Кербелы и послушать проповеди Фатимы люди приходили из очень отдаленных мест.
Сейид Али Мухаммад Ширази, известный как Баб
В это же время Фатима вступила в переписку с другим мистиком и философом, по имени Сейид Али Мухаммад Ширази, который называл себя Баб («Божьи врата»). После непродолжительного общения и нескольких личных встреч Фатима была объявлена Бабом семнадцатым апостолом из восемнадцати и получила имя Тахире («Чистая»), которое носила до конца своей жизни.
Труды Баба, записанные с его слов Тахире, стали для адептов бабизма аналогом Евангелия для христиан. Единственная женщина-апостол нового персидского мессии оставила дом Рашти и отправилась проповедовать новую религию людям. К духовному имени женщины люди добавили прозвище — Куррат Уль-Айн, что означает «утешение глаз».
Ее речи, в которых говорилось о равноправии людей и особенно женщин и мужчин, смущали умы мусульман, поэтому Тахире неоднократно арестовывали. Однажды, прибыв в Багдад, проповедница была задержана городской стражей и доставлена в дом местной судьи. Обвинения против Тахире были очень серьезными — ей вменяли богохульство и склонение народа к мятежу.
Дом Баба в Ширазе, ставший священным местом для бабидов (сейчас уничтожен)
Представьте себе, что эти слова говорила женщина странствующая по мусульманским странам Ближнего и Среднего востока в начале XIX столетия! Надежды на оправдание у Тахире просто не было.
Так как задержанная была из знатной семьи, то ей удалось избежать каменного подземного мешка, выполнявшего на Востоке роль тюремной камеры. Тахире Куррат Уль-Айн держали в доме судьи и тот был очарован красотой, познаниями и мудростью женщины.
Багдад. Фото XIX века
Впечатление, оказанное арестованной на высокого чиновника, решило ее судьбу. Благодаря ходатайству судьи султан приказал выслать Тахире из страны, чтобы она не смущала людей своими речами. Оставить в Багдаде ее было нельзя, так как из-за нее число последователей бабизма росло в угрожающих масштабах. Казнить женщину также было опрометчиво — ее тут же объявили святой и мученицей, что доставило бы дополнительные хлопоты властям.
Тахире покинула Багдад с 30 учениками, но не отказалась от мысли обратить жителей султанской столицы в бабизм. Женщина направилась в Хорасан, где собирал своих сподвижников Баб, а оттуда с группой единоверцев пошла в город Карманшах. Там проповедница обратила в бабизм почти всех жителей и в том числе губернатора.
Уверившись в своих силах Куррат Уль-Айн опять пошла в негостеприимно встретивший ее Багдад. Чтобы помешать ей, один из султанских вельмож нанял шайку разбойников, чтобы те напали на проповедницу и ее спутников в пустыне. Душегубам строго запретили прикасаться к Тахире и их задачей было ограбление женщины и ее соратников.
Разбойники должны были обобрать своих жертв до нитки, чтобы те упали духом и разбежались. Так те и сделали, но Куррат Уль-Айн не дала своим спутникам разочароваться — она поддержала их своими речами и воодушевила на дальнейшее путешествие. В первом же поселке женщине и ее путникам предоставили все, что было нужно для продолжения миссии.
Дом в Казвине, где жила семья Куррат Уль-Айн
По пути проповедница заглянула в родной Казвин, чтобы объявить мужу о разводе. Эта новость привела в ярость как супруга, так и их общих родственников. Женщина и ее соратники подверглись репрессиям — одного из адептов казнили, а еще нескольких арестовали под вымышленными предлогами.
Саму Тахире спас ее верный соратник Бахаулла — он тайно вывез ее из Казвина и они вместе отправились в Тегеран. Обращение жителей Багдада в новую веру было сорвано, но это не смутило проповедницу — ее ждали во множестве других мест в Ираке и Иране.
Вместе с Бахауллой Куррат Уль-Айн прибыла в Тегеран, где как раз в это время проходил съезд бабидов. Там она выступила с пламенной речью о равенстве бедных и богатых, а также женщин и мужчин. Тогда еще осторожные адепты были шокированы откровениями женщины-апостола.
Тахире утверждала, что у мужчины может быть только одна жена. Также из ее речей следовало, что женщины имеют право наравне с представителями сильного пола учиться, торговать и заниматься политикой. И самое главное — женщина не должна прятаться от посторонних глаз в задних комнатах дома мужа и скрывать свое лицо.
В Персии времен Тахире компания девушек на улице могла выглядеть только так
Ее оппоненты тут же направили самому Бабу послание, в котором оповестили учителя, что его последовательница проповедует равноправие женщин. К их огромному удивлению сам основатель новой веры подтвердил, что в словах его семнадцатого апостола заключается суть его учения.
Лагерь бабидов раскололся на две части — одни полностью поддерживали женщину, другие обвиняли ее в преступном нарушении вековых устоев. Враги добились у властей официального запрета на выступления Тахире перед мужчинами, но та отважно вышла в разгар дебатов между богословами в саду Бахауллы.
Явление Куррат Уль-Айн вдвойне поразило присутствующих, так как она не просто нарушила суровый запрет, но и появилась перед множеством мужчин с открытым лицом. Один из новообращенных бабидов был так шокирован, что полоснул себя по горлу кинжалом и только вмешательство других помешало ему довести самоубийство до конца. Поняв, что умереть не получилось, мужчина в ужасе убежал из сада.
Большинство бабидов в саду посчитали себя оскверненными таким поступком женщины и этот случай рассорил Тахире и Бахауллу с остальными верующими. Поэтому им, в сопровождении всего нескольких верных людей, пришлось срочно бежать из Тегерана, пока весть о событии не дошла до ушей всемогущих духовных властей.
Но в следующем же городе, где беглецы решили переночевать, их арестовали и поместили в дом градоначальника. Новость о прибытии Куррат Уль-Айн быстро облетела округу и вскоре к дому начали сходиться люди, желавшие услышать ее проповеди. Среди них были как бедняки, так и представители правящей династии. Среди почтивших Тахире визитом была сама принцесса Каджар, родственница шаха.
Персидский шах Насреддин
Градоначальник и его домочадцы быстро прониклись уважением к женщине и она чувствовала себя под арестом почетным гостем. Прослышав о Тахире сам шах Насреддин пожелал лично увидеть красивую и умную проповедницу бабизма. Ее привезли к нему во дворец, где между правителем и Куррат Уль-Айн произошла долгая беседа.
Шах был единственным в Персии мужчиной, перед которым женщинам было разрешено открывать лица и Тахире воспользовалась этим правилом. Молодой Насреддин был поражен тем, как ум сочетается в собеседнице с невероятной красотой и казался смущенным.
После возвращения под арест Тахире получила от шаха письмо, где тот предлагал ей стать одной из его жен, но при этом вернуться в ислам. Женщина в тот же день вернула письмо Насреддину, написав на его обратной стороне такие слова:
В 1852 году бабиды, подвергавшиеся гонениям по всей Персии, подняли восстание, которое было жестоко подавлено. Тысячи бабидов были арестованы и затем казнены без суда. Пришли солдаты шаха и за Куррат Уль-Айн. Им было строго предписано не смотреть в лицо женщине и не слушать ее речей — опасения, что Тахире снова очарует своих противников были совсем небеспочвенными.
Дом, в котором провела последние свои часы Тахире
Солдаты отвели женщину в полицейское управление, где ее принялись жестоко избивать. Увидев, что Куррат Уль-Айн не испытывает ни малейшего страха и не намерена отступаться от своих взглядов, полицейские задушили ее собственным платком во внутреннем дворе.
Случайным свидетелем гибели Тахире оказался австрийский врач Якоб Эдуард Полак, который находился в Персии по приглашению шаха. Позднее очевидец рассказал, что смерть Куррат Уль-Айн была долгой и мучительной, но она не показала слабости духа ни на мгновение.
После убийства женщины полицейские сожгли ее вещи, а по некоторым сведениям, и сам труп. Судя по тому, что о теле Тахире нет никаких упоминаний, это может быть правдой. Властям очень не хотелось, чтобы у последователей Куррат Уль-Айн была ее могила, куда они могли совершать паломничества.
Смерть Тахире стала настолько значимым событием, что о ней 13 октября 1852 года сообщила газета The Times. Если верить информации, предоставленной журналистами, в своих последних словах героиня выразила убеждение, что освобождение женщин во всем мире неизбежно.
- Комментарии