Путин внес поправки к законопроекту об изменениях в Конституции
Президент РФ Владимир Путин направил в Госдуму поправки ко второму чтению своего законопроекта о внесении изменений в Конституцию, они занимают 24 страницы. Об этом в понедельник сообщил спикер нижней палаты Вячеслав Володин.
В последний день, отведенный для внесения поправок ко второму чтению президентского законопроекта о конституционной реформе, свои предложения внес глава государства. Владимир Путин постарался учесть почти все предложения, которые обсуждались на его встречах с рабочей группой по подготовке поправок в Основной закон, в том числе самые резонансные — упоминание веры в Бога, государствообразующей роли русского народа, брака как союза мужчины и женщины и правопреемства России по отношению к СССР. Несколько расширены и уточнены блоки о социальных гарантиях и ограничениях для чиновников. Но главное предложение президента касается процедуры вступления поправок в силу: после принятия закона Конституционный суд (КС) проверит их на соответствие первой, второй и девятой главам Основного закона. Общероссийское голосование пройдет лишь в том случае, если КС не выявит несоответствий.
2 марта Владимир Путин внес поправки ко второму чтению законопроекта об изменениях в Основном законе. Поправок всего три. Первая корректирует название законопроекта — теперь он называется «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (добавлено слово «функционирования»). Вторая поправка самая объемная: на полутора десятках страниц уточняются формулировки ранее предложенных президентом изменений в главы 3–8 Конституции. Третья поправка дополняет законопроект статьей 3 о порядке вступления поправок в силу (до сих пор статьи было лишь две, вторая содержит норму о вынесении поправок на общероссийское голосование).
До сих пор предполагалось, что общероссийское голосование пройдет после подписания закона президентом. Теперь перед голосованием свое слово должен будет сказать Конституционный суд.Президент после подписания законопроекта направляет его в КС, который в течение семи дней должен будет проверить предлагаемые конституционные изменения и нормы о порядке их вступления в силу на их соответствие неизменным 1, 2 и 9-й главам Основного закона. Если КС найдет несоответствия, поправки в силу не вступают, и общероссийское голосование не проводится. Если несоответствий нет, статья закона, содержащая поправки, вступает в силу со дня опубликования результатов голосования при условии, что поправки поддержат более половины проголосовавших. Если поддержка окажется меньше, поправки в силу также не вступят. При условии одобрения поправок президент издаст указ об опубликовании текста Конституции с учетом изменений.
Отметим, предложенный вариант предполагает, что судьи КС, работающие на момент вступления поправок в силу, продолжают осуществлять свои полномочия до их прекращения в соответствии с законом о Конституционном суде. Действующая Конституция предполагает, что в КС входят 19 судей, по факту их 15, президентский проект поправок предполагает, что их станет 11.
КС при внесении поправок в Конституцию в 2014 году сам указывал законодателю на то, что ему должно быть предоставлено право проверять поправки на предмет их соответствия главам 1, 2 и 9, напоминает эксперт по конституционному правосудию Ольга Подоплелова. Она отмечает, что на тот момент формальное отсутствие таких полномочий помешало КС проверить конституционность ликвидации Высшего арбитражного суда. При этом госпожа Подоплелова считает, что такое полномочие КС было бы целесообразнее закрепить в соответствующей статье Конституции и в федеральном конституционном законе о КС, а не «предоставлять ad hoc по желанию законодателя». Как и норма о голосовании, которое не подразумевается конституционным режимом правки глав 3–8, предложенный порядок «с очевидностью противоречит положениям главы 9 Конституции». «Популизм в данном случае взял верх над конституционными требованиями»,— отмечает Ольга Подоплелова. Во второй президентской поправке, касающейся непосредственно текста Конституции, нашли отражение большинство предложений, высказанных членами рабочей группы на встречах с главой государства (последняя из них прошла 26 февраля).Участники встреч несколько раз подчеркивали, что, согласно социологическим исследованиям, наибольшей поддержкой граждан пользуются поправки о социальных гарантиях, о «национализации элит» и о государственном суверенитете. Предложенные президентом поправки отвечают этим акцентам. Так, в Конституцию предлагается вписать норму о недопустимости действий, направленных на отчуждение части территории РФ, за исключением делимитации, демаркации и редемаркации госграницы с сопредельными государствами.
Кроме этой поправки, статья 67, до сих пор содержащая нормы о границах и территории РФ, обогатится нормой о правопреемстве России по отношению к СССР. Как ранее сообщал “Ъ”, судья КС Константин Арановский выступил в феврале с особым мнением о том, что Россия ни в коем случае не должна считаться правопреемником «репрессивно-террористических деяний» советской власти. В эту же статью добавляется упоминание веры в Бога: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Сюда же записан запрет «умаления значения подвига народа при защите Отечества» и норма о том, что «дети являются важнейшим достоянием РФ».
В статью 68, посвященную русскому языку как государственному, президент предлагает внести уточнение о том, что русский — это язык «государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов РФ». Первоначально несколько депутатов и членов рабочей группы предлагали закрепить особый статус русского народа в РФ в преамбуле, однако ее было решено не менять. Предложения о статусе русского народа и русского языка вызвали ряд возражений, в том числе и в республиках в составе РФ. Пытаясь минимизировать их, президент предлагает усилить конституционные нормы о гарантиях прав всех народов и этнических общностей РФ, в том числе языковых и культурных.
Поправки расширяют и уточняют список предметов федерального ведения — к ним, например, отнесено установление единых правовых основ системы здравоохранения, деятельность в космосе, а также обеспечение безопасности личности и государства при обороте цифровых данных. В совместном ведении с регионами будет «формирование культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью» и «защита института брака как союза мужчины и женщины». Напомним, изначально закрепить традиционное определение брака предлагал вице-спикер Госдумы Петр Толстой.
Президент предлагает уточнить формулировку поправки о регулярной индексации пенсий: по новому варианту она должна происходить не реже одного раза в год. В статью 75 о денежной системе предложено включить норму о том, что РФ «уважает труд граждан, обеспечивает защиту их прав» и гарантирует МРОТ «не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ». Эта же статья дополнятся словами о создании в РФ условий «для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества», о гарантиях «защиты достоинства граждан и уважения прав человека труда», а также об обеспечении «сбалансированности прав и обязанностей гражданина, социального партнерства, экономической, политической и социальной солидарности».
Согласно новой статье 79.1, РФ «принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства». Ряд уточнений усиливают компонент «национализации элит»: так, требование запрета иностранного гражданства и счетов за границей распространяется теперь на губернаторов и уполномоченного по правам человека.
В главе о местном самоуправлении появится норма о том, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации». Напомним, что в том числе с этой темы и начались разговоры о необходимости изменения Конституции: Владимир Путин коснулся ее на встрече с руководством Госдумы в декабре прошлого года.
Вопросов конституционных полномочий президента, правительства и палат Федерального собрания новые поправки президента практически не затрагивают.Напомним, Владимир Путин на встрече с рабочей группой 26 февраля в ответ на предложение сенатора Андрея Клишаса перенести срок вступления в силу поправок о полномочиях президента до новых президентских выборов заявил, что все поправки в Конституцию должны вступить в силу по итогам голосования. В понедельник председатель Государственной думы Вячеслав Володин, отвечая на вопрос “Ъ”, отметил, что через новую процедуру утверждения Госдумой будут проходить только новые министры, если они появятся в правительстве Михаила Мишустина в случае отставки действующих.
Господин Клишас заявил “Ъ”, что внесенные президентом поправки подготовлены на основе предложений рабочей группы. Часть поправок действительно уже были ранее внесены в комитет в аналогичных формулировках, часть из них рассмотрены и рекомендованы к принятию — например, поправки о возможности размещения федеральных органов власти в других городах помимо столицы, а также ограничения на иностранные счета для губернаторов и руководителей органов исполнительной власти. Член комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Сергей Иванов (ЛДПР) пояснил “Ъ”, что «президентские поправки, согласно стандартной процедуре, будут рассмотрены на комитете» и совпадения учтут ко второму чтению. Кроме того, существует возможность отклонения дублирующихся поправок уже в процессе второго чтения. Оно, напомним, намечено на 10 марта.
В последний день, отведенный для внесения поправок ко второму чтению президентского законопроекта о конституционной реформе, свои предложения внес глава государства. Владимир Путин постарался учесть почти все предложения, которые обсуждались на его встречах с рабочей группой по подготовке поправок в Основной закон, в том числе самые резонансные — упоминание веры в Бога, государствообразующей роли русского народа, брака как союза мужчины и женщины и правопреемства России по отношению к СССР. Несколько расширены и уточнены блоки о социальных гарантиях и ограничениях для чиновников. Но главное предложение президента касается процедуры вступления поправок в силу: после принятия закона Конституционный суд (КС) проверит их на соответствие первой, второй и девятой главам Основного закона. Общероссийское голосование пройдет лишь в том случае, если КС не выявит несоответствий.
2 марта Владимир Путин внес поправки ко второму чтению законопроекта об изменениях в Основном законе. Поправок всего три. Первая корректирует название законопроекта — теперь он называется «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (добавлено слово «функционирования»). Вторая поправка самая объемная: на полутора десятках страниц уточняются формулировки ранее предложенных президентом изменений в главы 3–8 Конституции. Третья поправка дополняет законопроект статьей 3 о порядке вступления поправок в силу (до сих пор статьи было лишь две, вторая содержит норму о вынесении поправок на общероссийское голосование).
До сих пор предполагалось, что общероссийское голосование пройдет после подписания закона президентом. Теперь перед голосованием свое слово должен будет сказать Конституционный суд.Президент после подписания законопроекта направляет его в КС, который в течение семи дней должен будет проверить предлагаемые конституционные изменения и нормы о порядке их вступления в силу на их соответствие неизменным 1, 2 и 9-й главам Основного закона. Если КС найдет несоответствия, поправки в силу не вступают, и общероссийское голосование не проводится. Если несоответствий нет, статья закона, содержащая поправки, вступает в силу со дня опубликования результатов голосования при условии, что поправки поддержат более половины проголосовавших. Если поддержка окажется меньше, поправки в силу также не вступят. При условии одобрения поправок президент издаст указ об опубликовании текста Конституции с учетом изменений.
Отметим, предложенный вариант предполагает, что судьи КС, работающие на момент вступления поправок в силу, продолжают осуществлять свои полномочия до их прекращения в соответствии с законом о Конституционном суде. Действующая Конституция предполагает, что в КС входят 19 судей, по факту их 15, президентский проект поправок предполагает, что их станет 11.
КС при внесении поправок в Конституцию в 2014 году сам указывал законодателю на то, что ему должно быть предоставлено право проверять поправки на предмет их соответствия главам 1, 2 и 9, напоминает эксперт по конституционному правосудию Ольга Подоплелова. Она отмечает, что на тот момент формальное отсутствие таких полномочий помешало КС проверить конституционность ликвидации Высшего арбитражного суда. При этом госпожа Подоплелова считает, что такое полномочие КС было бы целесообразнее закрепить в соответствующей статье Конституции и в федеральном конституционном законе о КС, а не «предоставлять ad hoc по желанию законодателя». Как и норма о голосовании, которое не подразумевается конституционным режимом правки глав 3–8, предложенный порядок «с очевидностью противоречит положениям главы 9 Конституции». «Популизм в данном случае взял верх над конституционными требованиями»,— отмечает Ольга Подоплелова. Во второй президентской поправке, касающейся непосредственно текста Конституции, нашли отражение большинство предложений, высказанных членами рабочей группы на встречах с главой государства (последняя из них прошла 26 февраля).Участники встреч несколько раз подчеркивали, что, согласно социологическим исследованиям, наибольшей поддержкой граждан пользуются поправки о социальных гарантиях, о «национализации элит» и о государственном суверенитете. Предложенные президентом поправки отвечают этим акцентам. Так, в Конституцию предлагается вписать норму о недопустимости действий, направленных на отчуждение части территории РФ, за исключением делимитации, демаркации и редемаркации госграницы с сопредельными государствами.
Кроме этой поправки, статья 67, до сих пор содержащая нормы о границах и территории РФ, обогатится нормой о правопреемстве России по отношению к СССР. Как ранее сообщал “Ъ”, судья КС Константин Арановский выступил в феврале с особым мнением о том, что Россия ни в коем случае не должна считаться правопреемником «репрессивно-террористических деяний» советской власти. В эту же статью добавляется упоминание веры в Бога: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Сюда же записан запрет «умаления значения подвига народа при защите Отечества» и норма о том, что «дети являются важнейшим достоянием РФ».
В статью 68, посвященную русскому языку как государственному, президент предлагает внести уточнение о том, что русский — это язык «государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов РФ». Первоначально несколько депутатов и членов рабочей группы предлагали закрепить особый статус русского народа в РФ в преамбуле, однако ее было решено не менять. Предложения о статусе русского народа и русского языка вызвали ряд возражений, в том числе и в республиках в составе РФ. Пытаясь минимизировать их, президент предлагает усилить конституционные нормы о гарантиях прав всех народов и этнических общностей РФ, в том числе языковых и культурных.
Поправки расширяют и уточняют список предметов федерального ведения — к ним, например, отнесено установление единых правовых основ системы здравоохранения, деятельность в космосе, а также обеспечение безопасности личности и государства при обороте цифровых данных. В совместном ведении с регионами будет «формирование культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью» и «защита института брака как союза мужчины и женщины». Напомним, изначально закрепить традиционное определение брака предлагал вице-спикер Госдумы Петр Толстой.
Президент предлагает уточнить формулировку поправки о регулярной индексации пенсий: по новому варианту она должна происходить не реже одного раза в год. В статью 75 о денежной системе предложено включить норму о том, что РФ «уважает труд граждан, обеспечивает защиту их прав» и гарантирует МРОТ «не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ». Эта же статья дополнятся словами о создании в РФ условий «для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества», о гарантиях «защиты достоинства граждан и уважения прав человека труда», а также об обеспечении «сбалансированности прав и обязанностей гражданина, социального партнерства, экономической, политической и социальной солидарности».
Согласно новой статье 79.1, РФ «принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства». Ряд уточнений усиливают компонент «национализации элит»: так, требование запрета иностранного гражданства и счетов за границей распространяется теперь на губернаторов и уполномоченного по правам человека.
В главе о местном самоуправлении появится норма о том, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации». Напомним, что в том числе с этой темы и начались разговоры о необходимости изменения Конституции: Владимир Путин коснулся ее на встрече с руководством Госдумы в декабре прошлого года.
Вопросов конституционных полномочий президента, правительства и палат Федерального собрания новые поправки президента практически не затрагивают.Напомним, Владимир Путин на встрече с рабочей группой 26 февраля в ответ на предложение сенатора Андрея Клишаса перенести срок вступления в силу поправок о полномочиях президента до новых президентских выборов заявил, что все поправки в Конституцию должны вступить в силу по итогам голосования. В понедельник председатель Государственной думы Вячеслав Володин, отвечая на вопрос “Ъ”, отметил, что через новую процедуру утверждения Госдумой будут проходить только новые министры, если они появятся в правительстве Михаила Мишустина в случае отставки действующих.
Господин Клишас заявил “Ъ”, что внесенные президентом поправки подготовлены на основе предложений рабочей группы. Часть поправок действительно уже были ранее внесены в комитет в аналогичных формулировках, часть из них рассмотрены и рекомендованы к принятию — например, поправки о возможности размещения федеральных органов власти в других городах помимо столицы, а также ограничения на иностранные счета для губернаторов и руководителей органов исполнительной власти. Член комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Сергей Иванов (ЛДПР) пояснил “Ъ”, что «президентские поправки, согласно стандартной процедуре, будут рассмотрены на комитете» и совпадения учтут ко второму чтению. Кроме того, существует возможность отклонения дублирующихся поправок уже в процессе второго чтения. Оно, напомним, намечено на 10 марта.
0
244
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии