Известно, что один и тот же отрезок времени может протекать по-разному для разных людей: для одних он пролетает незаметно, для других – тянется очень медленно. Ирландские ученые из Тринити-Колледжа решили выяснить, не происходит ли так и с разными биологическими видами.
Для этого они проанализировали все имеющиеся данные о частоте слияния мельканий более 30 видов рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Было установлено, что для разных видов животных время течет по-разному. Наиболее насыщен событиями каждый отрезок времени для небольших существ с активным обменом веществ.
Частота слияния мельканий (ЧСМ) – это характеристика зрительного восприятия организма, измеряемая в герцах (число мельканий в секунду). После того, как частота мерцания света достигает ЧСМ, он начинает казаться немигающим.
Чем больше ЧСМ, тем больше отдельных событий сетчатка глаза может воспринять в единицу времени, и, следовательно, тем медленнее время идет для живого существа. Например, если для человека брошенный баскетбольный мяч кажется единой оранжевой полосой, то организм с большой ЧСВ в этот момент видит, как мяч постепенно перемещается из точки А в точку Б и так далее.
Анализ научных статей показал, что в «замедленном» времени живут небольшие организмы с высоким уровнем метаболизма – больше всего ЧСМ у золотистого суслика (120 Гц) и у скворца (100 Гц).
Более же крупные создания отличаются пониженным ЧСМ: у волка она равна 80 Гц, у человека — 60 ГЦ, а у кошки – 55 Гц. Быстрее же всего время пролетает для организмов с низкой скоростью обмена веществ – у угря ЧСМ равна всего 14 Гц.
Как отмечают исследователи, зрительные органы, способные различать большое количество событий за короткий интервал времени, требуют значительных затрат энергии, и поэтому крупные животные от них отказываются.
Однако мелким и маневренным животным имеет смысл жить в «медленном» времени: пока для кошки проходит одна секунда, для скворца — уже две, так что у него появляется дополнительное время, чтобы оценить обстановку, сориентироваться и попытаться ускользнуть.
Улитки живут в мире, где временные интервалы менее четверти секунды остаются незамеченными. Для улитки время летит незаметно. Птицы различают меньший интервал времени. Для голубя время течет медленнее, чем для нас.
У мухи восприятие еще более ускоренно. Для нее всё происходящее замедляется многократно. Если для человека проходит одна секунда, для мухи — почти семь секунд, а для черепахи — всего 0,37 секунды (она воспринимает время в 2,5 раза быстрее, чем мы).
Хотя разные животные воспринимают время по разному, взрыв не делает между ними различия. Голуби реагируют очень быстро, муха еще быстрее, а вот улитка слишком медлительна, чтобы вообще зафиксировать взрыв. Для нее как будто ничего не случилось.
Механические часы помогают нам отслеживать суточный цикл Солнца, но внутри нас и каждого живого организма есть и собственные биологические часы. Одну и ту же секунду можно воспринимать по-разному.
Глаз мухи реагирует так быстро, что растягивает секунду в 10 раз. Такое зрение вполне соответствует её быстрой жизни и её рефлексы также в 10 раз быстрее наших. Глаза мухи с виду состоят из множества отделов (сеточек), но они видят одно целое изображение, а не множество. Им не под силу различить мелкие детали, зато быстрота восприятия позволяет рассмотреть каждый кадр по отдельности.
Если глаз насекомого воспринимает больше сигналов в секунду, чем человеческий глаз, то и мозг должен успевать обрабатывать все эти сигналы. Муха, конечно, не великий мыслитель, но она очень быстро может принимать правильные решения.
Быстрое зрение и скорость реакции жизненно необходимы для маленького насекомого. Пауки с приторможенным чувством времени могут поймать муху лишь при помощи паутины. Крылатые насекомые-хищники также нуждаются в быстром зрении и хорошей реакции.
Птица должна подсуетиться, чтобы поймать стрекозу. Во время погони скорость реакции решает всё. Конфликт между охотником и жертвой — это конфликт между мирами, где время течет по-разному.
Наше сложное зрение работает медленнее, чем у мухи. Кинематограф использует это проецируя на экран 24 неподвижных кадра в секунду. Мы сплавляем их вместе, создавая иллюзию движения. Паукам свойственно столь же медленное восприятие, они реагируют на киноизображения как и мы.
А вот зрительная система собаки имеет частоту обновления выше, чем у экрана телевизора. И когда наш четвероногий друг смотрит на экран, он видит лишь мерцание. Все потому, что телевизионный экран рассчитан на наши глаза, и быстрое мерцание обеспечивает нам иллюзию неподвижного изображения. Но для собак это мерцание не слишком быстрое, потому вместо ровной картинки они видят полосы.
Восприятие времени у животных зависит от темпа жизни. Например, тигровый жук (или жук-скакун) бежит быстрее, чем видят его глаза, что приводит к тому, что он практически слепнет. Жуку приходится останавливаться, чтобы повторно определить местоположение своей жертвы.
Способность воспринимать время в сверхмалых масштабах как раз может означать разницу между жизнью и смертью для быстрых организмов, хищников и их жертв.