Больше сотни изображений раскиданы по всему центру Боровска, удивляя и маня заезжих туристов, а заодно повествуя об истории города. Маленький полусонный провинциальный городок в окружении густых лесов и холмов, славится своим прошлым.
В XVII веке туда сослали неистового протопопа Аввакума – вождя старообрядчества и борца с церковными реформами. Там похоронена умершая от голода непокорная боярыня Морозова, стоит Пафнутьевский монастырь и возвышается монумент бросившего вызов самим звездам Циолковского, который в позапрошлом веке поселился в Боровске.
В последние годы дивный городок пришел в запустение: заваливаются набок старинные дома, со стен облетает штукатурка, стоит заброшенным единственный кинотеатр. Чтобы вдохнуть в Боровск новую жизнь, пенсионер Владимир Овчинников взял в руки кисть, краски и стал рисовать.
Первую роспись он сделал на стене бывшего дома купца Санина. На отштукатуренной поверхности запечатлел главный городской собор и уходящую к нему дорогу. Получилось так реалистично, что кто-то из водителей свернул на эту дорогу и врезался в стену. Пришлось перед картиной поставить заборчик.
Постепенно на забитых фанерой окнах, тоскливых глухих заборах и потемневших от времени стенах домов стали появляться картины, в которых оживала богатая история города. На стене бывшего здания райкома КПСС художник-самоучка нарисовал ссыльного протопопа Аввакума, боярыню Морозову и ее сестру Евдокию Урусову – мучеников от старообрядчества. С тех пор они грозно глядят на боровчан и туристов.
На одном из домов, где когда-то жил Циолковский, живописец-любитель изобразил его сидящим на скамеечке, а рядом поместил строки из письма ученого, которое нашел в местном архиве. Кстати, всего в двух шагах установлен памятник ученому-самоучке работы скульптора Сергея Бычкова: Константин Эдуардович сидит на пенечке в смешных валенках и картузе и задумчиво смотрит в небо.
На насосной станции, возле пешеходного моста через реку Протву, возник портрет адмирала Сенявина, известного флотоводца начала XIX века, уроженца этих мест. Военачальник стоит точно на таком же мосту, держась за поручень, а на заднем плане плещется река и плывут боевые корабли.
На базарной площади Овчинников изобразил лавки купцов, среди которых есть и Полежаев, основатель суконной фабрики. На городской гостинице красуется Козьма Прутков.
В октябре 1812 года через Боровск отступала армия Наполеона. Французы не пощадили старинный городок, сожгли пять шестых его построек. В связи с этим Овчинников не преминул изобразить полководца и его сильно потрепанную армию на картине «Фиаско Бонапарта».
Но самое монументальное произведение Овчинникова находится на одном из домов по улице Коммунистической — это глобус Боровска. На нем запечатлена вся история города: и мятежный протопоп Аввакум, и властный Наполеон, и пытливый Циолковский, и даже поэт Пушкин.
«Солнце русской поэзии», правда, сам в Боровске никогда не бывал, а лишь однажды упомянул Боровск в письме к другу: «Душа моя Каверин, каково поживаешь ты в свином городке?» С тех пор боровчане великого поэта не жалуют, но слов из песни не выкинешь.
Новоявленный художник не стал ограничиваться одними лишь историческими мотивами. Боровские огурцы всегда славились на всю округу, и Овчинников сделал овощ одним из главных героев картины в центре города. А рядом поместил подпись, которая не может не вызвать улыбку: «Во молодец наш огурец».
На торце магазина «Горячий хлеб» появилась девушка, балансирующая по «всамделишной» трубе». В руках у «акробатки» две авоськи с хлебом. Ну, чем не местная «Девочка на шаре». На одном из домов расцвели ромашки, на другом в любое время года радует глаз весенний пейзаж.
Конечно, картины или фрески, как их называет сам автор, в чем-то очень наивны, примитивны, порой сильно грешат художественным и техническим несовершенством. Да и к стихам его жены Эльвиры, что сопровождают работы художника, при желании можно сильно придраться. Но живописцу-любителю и его музе не откажешь в искренности, душевности и огромном желании возродить любимый городок.
Поначалу у художника и представителей власти было полное взаимопонимание. Но потом, рисуя свой «параллельный город», живописец, по мнению властей, начал хулиганить. Прямо в центре города взял да и намалевал диптих: слева – Лужков на фоне восстановленного храма Христа Спасителя, справа – губернатор Калужской области Артамонов на фоне полуразрушенного храма в Боровске.
Чиновникам такое сравнение не понравилось, и вскоре вместо диптиха на стене появился оранжевый квадрат. А своенравному мастеру выписали штраф в размере 1 000 рублей за «самовольные росписи фасада здания».
С тех пор война между власть предержащими и художником разгорелась не на шутку. Были и суд, и критические статьи в газетах, и нападки со стороны некоторых художников. Какое-то время Овчинников держался – продолжал рисовать «фрески», но когда его работы стали замазывать оранжевой и черной краской, перестал.
Картины, нарисованные им раньше, постепенно выцветают, линяют, трескаются и облупливаются. «Паралелльный город» медленно умирает. Но пока еще можно разглядеть на стенах его домов «очень плохие картины» и «запредельно плохие стихи», которые, по остроумному замечанию Артемия Лебедева, вкупе с городским пейзажем создали «гениальный творческий союз». Жаль, сетует все тот же Лебедев, если все это через пару лет исчезнет.