В собрании доктора Кабреры есть значительное число камней, изображения на которых свидетельствуют, что в данной древней культуре астрономия находилась на достаточно высоком уровне развития. Наиболее примечателен один крупный камень, который Хавьер Кабрера приобрел еще в 1970 году. Это андезитовый валун высотой около 75 сантиметров и весом более 150 килограмм.
Вся поверхность этого камня покрыта гравированными изображениями астрономической тематики, а его плоская «макушка» представляет собой своего рода карту звездного неба, на которой изображены различные виды небесных объектов.
Удивительно то, что все символы, использованные древними художниками, не только легко понятны современному человеку, но и, можно сказать, привычны. Так, луна изображена в виде полумесяца с профилем человеческого лица.
Остальную часть «карты» занимают изображения звезд, туманностей и комет. Каждый из этих символов не вызывает сомнений в том, какой из небесных объектов изображен. На этом камне выгравированы три кометы, причем, их символы несколько отличаются один от другого. Все изображения комет имеют ядро кометы и хвост.
На боковой поверхности камня по всему периметру выгравированы фигуры трех астрономов, изучающих звездное небо в подзорные трубы. Две человеческие фигуры обращены лицом друг к другу, а между ними помещено изображение какого-то объекта, напоминающего растение, очевидно, связанного определенным образом с общим смыслом всей композиции.
О том, что это именно символ, свидетельствуют многочисленные камни с достаточно детализированными рисунками различных видов растений. На обратной стороне камня помещены изображения трех высоких гор и третьего астронома, также держащего в руках подзорную трубу. Не вызывает сомнения, что представители этой древней цивилизации использовали для проведения астрономических наблюдений высокие вершины Анд.
В коллекции доктора Кабреры имеются и другие камни с изображениями астрономов, наблюдающих небосвод с помощью подзорных труб. Но они, как правило, небольшого размера, и рисунки выполнены более примитивно. Можно предположить, что это более поздние копии.
Среди камней Ики очень многочисленны изображения Солнца, и присутствуют они на камнях с различными сюжетами. Это вполне естественно. При всем разнообразии таких изображений, солнечный диск всегда показывался в виде человеческого лица, в отличие от Луны, изображенного анфас. Изображение «солнечного лика» — явление типичное для многих древних культур и это не простой антропоморфизм, якобы присущий «примитивному и религиозному» мировосприятию.
В музее Кабреры хранится один крупный камень, изображение на котором свидетельствует, что представители этой древней цивилизации хорошо знали об огромном влиянии Луны на жизнь нашей планеты. На этом валуне высотой более 1 метра изображены два человека в коленопреклоненной позе, чьи взоры обращены к лунному диску.
Между людьми помещено изображение высоких гор. Один из людей держит в руке жезл со звездообразным навершием, острый нижний конец которого упирается в вершину горы. Этот рисунок еще раз наглядно свидетельствует о том, что древние астрономы проводили свои наблюдения на высоких андских вершинах.
Особого внимания при рассмотрении упомянутого выше камня заслуживает также сам лунный диск. Он изображен традиционно: профиль человеческого лица, примыкающий к полумесяцу и вписанный в общий круг. На поверхности диска нанесены символы гор и, очевидно, лунных морей, изображенных в виде символов, аналогичных символам звездных туманностей, таких же как на описанных ранее «картах» звездного неба.
Помимо Солнца и Луны, особое место в комплексе камней Ики занимают изображения кометы, причем значительной по размерам. Рисунки комет присутствуют не только в астрономических сюжетах, но и в сценах бытовых: плавание на судне, похоронная процессия, военный поход. Можно с уверенностью предположить, что представители этой древней цивилизации особое внимание уделяли данному небесному явлению.
О развитии других наук в этой древней цивилизации судить сложно. Столь подробных изображений, как на камнях с медицинской и астрономической тематикой, но посвященных другим направлениям научно-исследовательской деятельности, мало.
На одном из камней изображен человек, рассматривающий в лупу зародыши нескольких живых существ, помещенных внутрь овалов. Данный камень заслуживает особого внимания. Понятно, что ученый в характерном головном уборе занимается исследованием именно различных зародышей. Дальше остается только строить предположения.
Два из изображенных существ — это змея и ящерица или зародыш динозавра, поскольку аналогичные рисунки маленьких динозавров достаточно многочисленны на других камнях, которые уже описывались выше. Вполне логично было бы предположить, что эти зародыши показаны внутри яиц. Но третий зародыш представляет собой русалку. Композиция сама по себе является странной по набору существ: змея, ящер и русалка. Отдельные изображения русалок встречаются и на других, как правило, маленьких камнях.
Фотографии из архива Андрея Жукова