Рассказы о вампирах можно найти практически во всех культурах мира, даже в самых древних. Так, в вавилонской демонологии есть упоминание о Лилу — вампироподобных духах, а кровососущие акшары — демонессы, под покровом ночи убивающие новорожденных младенцев и беременных женщин, – встречаются еще в более ранней шумерской мифологии.
Даханаваром в древнеармянской мифологии называли вампира, жившего в горах Ултиш Альто-тэм. Он был великодушен к жителям своих земель и никогда не убивал их, но зато беспощадно расправлялся с чужаками, выпивая их кровь. Существует история, якобы написанная в 1854 году неким бароном Августом фон Аксаусеном, которая рассказывает о двух путешественниках, попавших во владения Даханавара.
Зная о «проделках» вампира, путешественники заснули таким образом, чтобы их ноги были подложены под головы друг друга. Обескураженный зрелищем странного существа с двумя головами и без ног, Даханавар покинул эти края, и о нем больше ничего не слышали.
В древнем Китае тоже существовал аналог вампира, которого называли Хромающий труп. Правда, питался он не кровью, а жизненной «эссенцией» человека — так называемой энергией ци. Мудрые китайцы, как всегда, подметили куда больше, нежели европейские народы, и попали в точку.
Самое известное вампироподобное существо у цыган называют Кали. На самом деле, это индийское божество с клыками, увешанное гирляндами трупов и черепов и имеющее четыре руки. Храмы Кали расположены возле тех мест, где проводят кремацию.
Ведь в современной популярной психологии тоже существует термин «вампиризм», который обозначает способность некоторых людей буквально «высасывать» из других их жизненную» силу и энергию. После, казалось бы, невинного общения с таким человеком можно почувствовать серьезную опустошенность, испытывая состояние «выжатого лимона».
В Риме призраков, сосущих кровь, называли ламиями, эмпузами и лемурами. Среди них — ночная птица Стрикс, питавшаяся человеческой кровью и плотью. Именно от названия этой птицы образовано румынское слово «стригой» (вампир, ведьма, в которых превращаются повешенные), как и албанское Штрига. Хотя сами мифы об этих существах имеют по большей части славянское происхождение.
Если верить славянским мифам, упырем мог стать любой, кто был рожден в «рубашке», с зубами и хвостом, кто был зачат в определенные дни, кто умер «неправильной» (неестественной, преждевременной) смертью, кто был отлучен от церкви и над кем были совершены неправильные похоронные ритуалы.
Для того чтобы покойник не стал вампиром, в гроб к нему следовало положить распятие, а под подбородок — какой-нибудь предмет, чтобы мертвец не съел похоронный саван. Еще можно было приколотить одежду умершего к гробу или положить туда опилки.
Считается, что вампиры страшно любят что-нибудь пересчитывать, поэтому, пока проснувшийся мертвец пересчитывает каждую из этих опилок, он попросту умирает. Вдобавок к этому можно проколоть тело мертвеца шипами или кольями (отсюда традиция вбивать кол в могилу), пригвоздив его таким образом к земле. Еще одно верное и всем известное средство против вампиров — чеснок.
Существуют и общие черты вампиров, которые присущи большинству фольклорных традиций. В первую очередь это относится к свойствам самого вампира. Так, все вампиры относительно бессмертны. И хотя убить упыря можно, он никогда не стареет. Вампир обладает сверхъестественной силой и способностями. Труп, по которому можно распознать вампира, имеет здоровый вид и румяную кожу, а также совершенно не разлагается.