Вторая половина XIX века может заслуженно считаться золотой эпохой тайных мистических организаций. Аристократия и интеллигенция всех сортов с радостью погружались в густой суп из мистических обрядов, ритуальных собраний и бесконечных интриг.
В общем-то, именно они и стали причиной стремительного развала герметического ордена Золотой Зари, общества не только могущественного, но и невообразимо популярного. А ведь ему прочили славу не хуже масонов.
Что собой представляет герметизм? Началось все с Гермеса. Да-да, того самого греческого бога-плута, торговца и посланца в крылатых сандалиях. Кроме всех прочих обязанностей, он также считался покровителем магов и алхимиков, да и в целом одним из первых божественных мудрецов.
Гермес убивает Аргуса / Хендрик Голциус
И вот однажды, одна из его ипостасей, Гермес Трисмегист (с греческого — «трижды величайший»), убив служащего богине Гере великана Аргуса, решил переждать гнев всевластной богини в Египте. Быстро обучив местное, тогда еще необразованное население, письменности и законам, Трисмегист взял имя Тот и стал почитаем как хранитель мудрости.
Так и не осмелившись вернуться на родину, он взялся за написание ряда сочинений философски-магического содержания, в которых изложил свои взгляды на суть мироздания. Данные события были «задокументированы» в разные времена такими уважаемыми людьми, как Марк Туллий Цицерон, Луций Лактанций и Августин Аврелий.
Гермес Трисмегист
Важнейшими из трудов Гермеса считаются: «Асклепий», «Изумрудная скрижаль» и «Герметический корпус» – общее название для четырнадцати (в другом издании – восемнадцати) небольших трактатов, объединенных общей темой. Именно они легли в основу герметизма – оккультного учения, посвятившего себя пристальному анализу текстов от самого бога мудрости.
Герметизм забыли на сотни лет, но затем им снова заинтересовались. В 1460 году монах по имени Леонардо, агент Козимо Медичи, вывез из Константинополя копии герметических трактатов. Впоследствии они были переведены с греческого на латынь и тут же оказались в центре пристального внимания всевозможных алхимиков и магов, жаждущих расшифровать древние знания.
Герметизм привлекал множество знаменитых людей – Парацельса, Джона Ди, Джордана Бруно. А в 1888 году в Великобритании был основан герметический орден Золотой Зари. В кратчайшее время Золотая Заря получила широкую известность, насколько это вообще возможно для тайного общества.
Изумрудная скрижаль / Генрих Кунрат
С 1888 по 1896 год были привлечены сотни адептов и основаны десять «храмов» – семь в Европе и три в США. Конечно, организация таких масштабов не могла возникнуть на пустом месте – просто семя упало в благодатную почву.
В 1850-х годах создано Французское Оккультное Возрождение, в 1848 году с легких рук сестер Фокс в США появился спиритизм, а за ним — ряд относительно небольших организаций медиумов и магов. В 1860-х набрало силу полузабытое масонство, отрастившее множество новых лож и собрав огромное число последователей.
Наконец, в 1875 небезызвестная Елена Блаватская и полковник Генри Олкотт основали в Нью-Йорке Теософическое общество, принимавшее в свои объятия как разочарованных традиционными религиями людей, так и искателей мистических таинств.
Елена Блаватская
В общем-то, на этом история тайных организаций могла и закончиться, поскольку теософия удовлетворяла почти все запросы мистического и религиозного характера. Но Блаватская со своим неудержимым характером попросту не могла ограничиться лишь одной областью знаний, поэтому обратила взор на Восток и подалась в буддизм. А вслед за ней – и все Теософическое общество, к огромному недовольству почитателей западных традиций.
Переубедить основательницу теософии было нереально, так что несогласные с ней члены общества, в том числе весьма высокопоставленные, ушли в отставку. А мистические идеи, оставленные за бортом теософами, пригодились при создании Золотой Зари.
Во главе Золотой Зари встали трое – лондонский коронер Уильям Уэсткотт, доктор Уильям Вудман и оккультист Сэмюель Лиддел Мазерс. Первоначально, несмотря на общую магическую направленность, организация придерживалась исключительно теоретической базы.
На лекциях неофитам преподавали герметизм, Каббалу, астрологию, основы алхимии, геомантию и Таро – достаточно обширный, но при этом обычный набор мистических знаний. В 1891 году Вудман скончался, его место осталось незанятым, и власть в ордене опустилась на плечи оставшихся двух человек.
Сэмюель Лиддел Мазерс
Мазерс, обожавший ритуализм, к тому времени разработал сложнейший обряд посвящения в степень Младшего Адепта. Звучит не особо серьезно, но на деле это была первая степень внутреннего круга – ордена Рубиновой Розы и Золотого Креста. Там уже не ограничивались теорией, а во всю шпарили практику, совершенствуясь в предсказаниях будущего, астральных путешествиях и «настоящей» алхимии.
Считалось, что существует еще и третий, абсолютно тайный орден, возглавляемый незримыми Владыками, не имеющими воплощения на физическом плане. Намеки на существование всеведущих божественных руководителей, безусловно, должны были утвердить последователей в уверенности выбранного ими пути.
Сейчас все эти рассуждения о бесконечных глубинах западного волшебства могут прозвучать как ненаучный бред, но в то время это работало очень неплохо. Среди членов Золотой Зари, возможно, хватало наивных людей, но дураков было мало: эзотерика бок о бок шла с философией, астрология – с астрономией, алхимия – со вполне реальной химией.
Во главе ордена стояли умнейшие персоны, знавшие, как привлечь сторонников. Ритуалы Мазерса были хитры, любопытны и многогранны, Уэсткотт же самолично расшифровал так называемый «Шифрованный манускрипт», основу всех традиций Золотой Зари.
Текст в свое время писал сам Кеннет Макензи, так же известный как автор Королевской Масонской Энциклопедии. Кроме этого Уэсткотт создал своему ордену «родословную», придумав письмо от некой фройлен Шпренгель, великого духовного лидера из Германии, якобы основательницы первого ордена Золотой Зари. Дым и зеркала, не более того, но народу определенно нравилось.
Безбедное существование общества почитателей магии Гермеса пошатнулось уже в 1895 году, когда Мазерс безобразно разругался с одним из главных спонсоров ордена – Анни Хорниман. Через два года организацию покинул Уэсткотт, так как английские власти прознали о его «тайной жизни» и пригрозили лишением должности.
Мазерс остался править чуть ли не единолично и справлялся с этим не лучшим образом, к примеру, разгласив тайну, что фройлен Шпренгель вовсе не существовало. Интриги и ссоры нарастали снежным комом, что и вылилось в окончательный раскол к началу XX века.
Ритуалы оказались забыты и переиначены, бывшие адепты спешно основывали собственные ордена, пытаясь нажиться на остатках популярности Золотой Зари, копируя привычную структуру и обряды.
К 1930-м годам от ордена осталась лишь бледная тень, а воспоминания, возможно, и вовсе бы канули в лету, если бы не труд Израиля Регарди. В 1937 он издал четыре тома «Золотой Зари», где тщательно описал большую часть ритуалов и лекций. Впоследствии его осуждали за разглашение тайны, но благодарили за сохранение знаний.
Неизвестно, написал труды по герметизму сам Гермес или какой-то талантливый аноним древности, и находилось ли в них истинное могущество. Орден Золотой Зари не смог потрясти основы мироздания с помощью забытых знаний, зато остался в истории как один из самых каноничных примеров магического тайного общества, расколовшегося из-за внутренних дрязг. Не исключено, что хитроумный греческий бог изначально все так и задумал.