Дискотеки в СССР, как это было
Думаю, многие из вас, кто застал СССР в более-менее сознательном возрасте, бывал на дискотеках — в Советском Союзе это было популярное место для отдыха и знакомств, и в целом для молодежных тусовок.
В семидесятые годы, в период брежневского правления для танцев существовало множество ограничений — туда (особенно в провинции) могли не пустить в джинсах или в другой «стиляжьей» одежде, а также в целом придраться к внешнему виду, который «не подобает советскому человеку» — слишком длинным волосам у парней и так далее.
Ну а ближе к концу восьмидесятых все запреты сняли.
Ну а ближе к концу восьмидесятых все запреты сняли.
Советские танцплощадки.
Для начала немного истории. Танцплощадки как место проведения досуга существовали практически с первых лет СССР, но они несколько отличались от, собственно, «позднесоветских» дискотек. В 40-50-60 гг. на танцах часто играла живая музыка, а сама атмосфера немного напоминала дореволюционные балы — мужчины и женщины собирались отдельно, танцы имели названия и часто шли в определенном порядке, у вечера нередко был конферансье. Также встречались «квартирные» варианты танцев, когда люди приглашали друг друга потанцевать под патефон.
Проводились такие танцы в домах культуры, клубах, а летом — в парках под открытым небом. Специализированных площадок и клубов именно для танцев в те времена не существовало.
Проводились такие танцы в домах культуры, клубах, а летом — в парках под открытым небом. Специализированных площадок и клубов именно для танцев в те времена не существовало.
ВИА и западная эстрада.
Ближе к семидесятым годам на танцах стали выступать различные ансамбли, часто копирующие западную эстраду. С ансамблями была вообще интересная история — у молодежи была потребность в новой музыке, но при этом западные ансамбли запрещались, и поэтому в СССР появились т.н. «ВИА», которые сохраняли всю внешнюю атрибутику и частично музыкальные ритмы западной эстрады, но при этом тексты песен были идеологически верными либо просто нейтральными.
На фото — классический ВИА 1970-х годов: удлиненные волосы «под битлов», брюки-клёш, модные отложные воротники. Музыкальные инструменты — отдельная тема. Настоящих фирменных инструментов, вроде Fender или Gibson в СССР практически не было (они были доступны только «небожителям» из Госконцерта и закупались за валюту), поэтому местечковые ВИА чаще всего обходились чем-то попроще, вроде чехословацкой Iolana или восточногерманской Musima, либо на худой конец СССР-овскими гитарами, именуемыми в музыкальной среде «лопатами», «веслами» и «дровами».
На фото как раз такие экземпляры, у басиста — четырехструнный болгарский бас «Orpheus», у вокалиста — знаменитый свердловский «Урал-650», у второго гитариста на заднем плане — кажется, ленинградская 12-струнная полуакустика.
На фото — классический ВИА 1970-х годов: удлиненные волосы «под битлов», брюки-клёш, модные отложные воротники. Музыкальные инструменты — отдельная тема. Настоящих фирменных инструментов, вроде Fender или Gibson в СССР практически не было (они были доступны только «небожителям» из Госконцерта и закупались за валюту), поэтому местечковые ВИА чаще всего обходились чем-то попроще, вроде чехословацкой Iolana или восточногерманской Musima, либо на худой конец СССР-овскими гитарами, именуемыми в музыкальной среде «лопатами», «веслами» и «дровами».
На фото как раз такие экземпляры, у басиста — четырехструнный болгарский бас «Orpheus», у вокалиста — знаменитый свердловский «Урал-650», у второго гитариста на заднем плане — кажется, ленинградская 12-струнная полуакустика.
Как появились дискотеки.
Собственно то, что можно назвать «дискотекой», стало появляться где-то в начале-середине 1980-х годов; некоторые источники сообщают, что первая в СССР дискотека появилась в Латвии. Это вполне похоже на правду, так как всякие модные новинки в СССР часто приходили первыми именно в приграничные города/республики.
Главное отличие дискотеки от «танцев» в том, что вместо живого ансамбля там играли музыкальные записи, за состав и очередность которых отвечал диджей (или, как тогда говорили, «диск-жокей»), нередко с помощником. Диск-жокей размещался, как правило, за отдельным столиком (если дискотека проходила например в ресторане) либо на каком-нибудь подиуме или сцене. Записи включались с пластинок либо с бобин, а позже — с аудиокассет. Если техника была пленочной, то у диск-жокея было, как правило, два магнитофона — пока с первого магнитофона играла музыка, диск-жокей готовил на втором новую композицию, перематывая пленку на нужный момент.
Особо продвинутые диск-жокеи пользовались звукорежиссерскими пультами (вроде «Электроника» серии ПМ) — технику, подключенную через пульт, можно было выводить как на общие колонки для зала, так и себе отдельно на наушники (этот канал на пульте был подписан как «стереотелефоны»). Плюс с помощью пульта записи можно было пускать одну за другой практически без паузы, пользуясь фейдерами регулировки громкости — это было очень удобно.
Главное отличие дискотеки от «танцев» в том, что вместо живого ансамбля там играли музыкальные записи, за состав и очередность которых отвечал диджей (или, как тогда говорили, «диск-жокей»), нередко с помощником. Диск-жокей размещался, как правило, за отдельным столиком (если дискотека проходила например в ресторане) либо на каком-нибудь подиуме или сцене. Записи включались с пластинок либо с бобин, а позже — с аудиокассет. Если техника была пленочной, то у диск-жокея было, как правило, два магнитофона — пока с первого магнитофона играла музыка, диск-жокей готовил на втором новую композицию, перематывая пленку на нужный момент.
Особо продвинутые диск-жокеи пользовались звукорежиссерскими пультами (вроде «Электроника» серии ПМ) — технику, подключенную через пульт, можно было выводить как на общие колонки для зала, так и себе отдельно на наушники (этот канал на пульте был подписан как «стереотелефоны»). Плюс с помощью пульта записи можно было пускать одну за другой практически без паузы, пользуясь фейдерами регулировки громкости — это было очень удобно.
А вот очень крутой фотоснимок рабочего места хорошо упакованного диск-жокея тех лет. На столе можно увидеть два бобинных магнитофона (скорее всего, что-то типа «Сатурна», «Астры» или «Маяка»), на столе справа — две кассетные магнитолы, что-то типа «Вильма-102 стерео» — как их тогда называли «магнитофон-приставка». Что стоит в чемоданном корпусе на стуле я не знаю, но предположу, что это пульт управления светом — вот теми самыми развешанными штанге прожекторами)
А еще обратите внимание еще и на скошенные мониторные колонки (причем аж двух видов, ближнего и дальнего поля) — они нужны для того, чтобы сам диск-жокей хорошо слышал то, что играет в зале. В дополнение к мониторам есть и наушники (те самые «стереотелефоны»), они надеты на шее диск-жокея:
А еще обратите внимание еще и на скошенные мониторные колонки (причем аж двух видов, ближнего и дальнего поля) — они нужны для того, чтобы сам диск-жокей хорошо слышал то, что играет в зале. В дополнение к мониторам есть и наушники (те самые «стереотелефоны»), они надеты на шее диск-жокея:
А это рабочее места диджея попроще — видимо, это какая-то институтская дискотека.
Какая музыка играла на дискотеках?
В основном это были западные ансамбли вперемешку с советской эстрадой, вроде Пугачевой или Валерия Леонтьева. С началом Перестройки, примерно с 1985 года цензура в отношении музыки ослабла, и музыка на дискотеках практически полностью стала состоять из «ритмов зарубежной эстрады», популярными были такие группы, как ABBA, Modern Talking, CC-Catch, Boney M. В самые последние годы существования СССР были также популярны синтпоп-команды вроде Depeche Mode, Pet Shop Boys, Erasure.
Сама музыкальная программа строилась обычно так — 4-5 быстрых танцевальных треков, потом один «медляк», во время которого можно было пригласить понравившуюся во время быстрых танцев девушку, затем опять быстрые композиции. Практически обязательным был «белый танец», во время которого девушки приглашали парней.
Сама музыкальная программа строилась обычно так — 4-5 быстрых танцевальных треков, потом один «медляк», во время которого можно было пригласить понравившуюся во время быстрых танцев девушку, затем опять быстрые композиции. Практически обязательным был «белый танец», во время которого девушки приглашали парней.
Медленный танец на школьной дискотеке 1980-х:
Одежда и запреты.
Как обычно одевались на дискотеки? Разумеется, и парни, и девушки стремились показать себя в лучшем виде, поэтому надевалось всё самое лучшее, что было в гардеробе. Если дискотека была организована по линии ВЛКСМ, то на ней не приветствовались длинные волосы у парней, модная западная одежда и в целом «хиповый» вид. Впрочем, к началу перестройки все эти ограничения если не исчезли вовсе, то сильно ослабли.
В общем, в 1970-х собравшиеся на танцы модники выглядели примерно вот так. Здесь же есть и кадр с «дресс-кодом», объявленным некой загадочной «администрацией»)
В общем, в 1970-х собравшиеся на танцы модники выглядели примерно вот так. Здесь же есть и кадр с «дресс-кодом», объявленным некой загадочной «администрацией»)
Ближе к концу восьмидесятых посетители дискотек стали одеваться как-то так. Тут и модная «фарцовая» одежда, и кроссовки на липучках, и химические завивки, и броский макияж. Сейчас выглядит немного смешно, но в те времена на таких девушек у парней всё аж дымилось
В настоящее время дискотеки как отдельный вид отдыха практически исчезли, танцевальные вечерники стали проводиться в профессиональных музыкальных клубах, с соответствующим оборудованием и программой.
+2
364
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии