Пережив шок и потрясение со смертью Сталина, Советский Союз вступал в новый, 1954 год с надеждами на скорые перемены к лучшему. Завершавшаяся работа по послевоенному восстановлению страны и мощнейший подъём в промышленности давали людям право рассчитывать на долгожданное облегчение жизни, рост личного благосостояния.
1.
В Москве после реконструкции открылся ГУМ — витрина социалистического изобилия
2.
Ориентированный на зарубежного читателя журнал «Советский Союз» запечатлел в роскошных интерьерах ГУМа образцовую картину потребительского общества в СССР
3.
А в советских фильмах рекламировали свободную продажу личных автомобилей населению. Советский автосалон 1954 года в Минске Личные автомобили действительно были тогда в свободной продаже. Москвич-400 за 9000 рублей (эконом класс), Победа за 16000 рублей (бизнес класс) и ЗИМ (впоследствии Чайка) за 40000 рублей (представительский класс). Главное чтоб было на что купить.
4.
Многие не поверят, но в 1954-м СССР был запущен первый проект отечественного цветного телевидения «Радуга» Хотя для свободной продажи было выпущено несколько тысяч специальных телеприёмников, но всё же оказалось, что проект слишком опередил своё время. По-настоящему эра цветного телевещания в СССР наступит только в 1967 г., с помощью французов.
5.
По правде сказать, в 1954-м и черно-белое телевидение в СССР не было ещё особенно массовым, большинство людей по-прежнему узнавали новости из газет или по радио. 1954 год — , когда каждую вещь, от дома до радиоприёмника, старились делать изысканно красиво (правда часто аналоги были из-за бугра)
6.
Ещё в 1954-м открылась после реконструкции главная выставка страны — ВСХВ. Это событие запечатлели в цвете сразу несколько советских фотомастеров, в т.ч. Семён Фридлянд. Новый главный вход Всесоюзной сельскохозяйственной выставки
7.
Главный павильон выставки, «Механизация», сильно изменился за счёт пристройки к нему помпезного фасада
8.
А по вечерам там была настоящая феерия
9.
В 1954-м в Москве с опозданием в 7 лет установили памятник Юрию Долгорукому в ознаменование 800-летие города. На этом историческом снимке он ещё на территории завода
10.
Как и вообще все послевоенные годы, 1954-й в СССР был годом великих строек. На строительстве Горьковской гидроэлектростанции А Горячев, «Огонёк», 1954
11.
Начало строительства Братской ГЭС, Бальтерманц, 1954
12.
В общественно-политической жизни СССР наметились первые признаки «оттепели», само понятие которой связано с названием одноименной повести Ильи Эренбурга, вышедшей в 1954 году. Но громкие события были ещё впереди. Внешне ещё почти ничего не изменилось и советские люди традиционно выходили на парады под знамёнами Ленина-Сталина
13.
Страной в 1954-м фактически правил дуумвират Хрущёв-Маленков, причём до 1955-го не было понятно, кто из них окажется главнее. А Брежнев тогда был ещё 2 секретарём ЦК КП Казахстана
14.
Один из главных фильмов 1954 года — «Верные друзья»
15.
В картине с размахом показан масштаб строительства в стране и хорошо передана атмосфера послевоенного созидания. За этот обильный позитив фильм любят до сих пор.
16.
Другой кинохит 1954-го — «Укротительница тигров»
17.
Посмотрим, как выглядели улицы советских городов в 1954-м. Невский проспект, через 4 года после снятия трамвайных маршрутов
18.
Впрочем, за исключением центральных улиц Москвы и Ленинграда, автомобильного потока в советских городах тогда особенно и не было, тон задавали трамваи, автобусы, троллейбусы, грузовики.
Таллин-1954
19.
Улица Артёма в Донецке
20.
Нижний Тагил на снимке С. Фридлянда
21.
Сухуми
22.
Главное место в относительно немногочисленном советском автопарке прочно заняли автомобили «Победа», которые начнут понемногу уступать его «Волгам» лишь в конце десятилетия. На вокале в Риге в 1954-м
23.
А на советских железных дорогах ещё царили паровозы (выпуск которых будет прекращён в 1956 году). В 1954-м паровозы ещё строили
24.
Вокзал в Евпатории
25.
Вокзал в Минске
26.
А электрички в 1954 г. выглядели так
27.
А в пассажирской авиации продолжали господствовать ЛИ-2 (ещё довоенный лицензионный американский «Дуглас»), один из которых совершает посадку на минский аэродром на этом кинокадре. Но новая эра и здесь уже была не за горами. В июне 1954 года постановлением Совмина СССР предписывалось в кратчайшие сроки разработать отечественный пассажирский самолет с турбореактивными двигателями.
28.
1954 год — последний год старой, классической архитектуры в СССР. Строили красиво, помпезно, но относительно мало. Малые и многие средние города вообще целиком сохраняли дореволюционный облик. В следующем, 1955-м будет положено начало революции под названием «индустриальное домостроение», вспыхнет кампания борьбы с «архитектурными излишествами» и облик советских городов начнёт меняться гораздо более быстрыми темпами. А в середине 50-х фильмы о дореволюционной России можно было снимать без декораций: всюду были булыжные мостовые, покосившиеся амбары и деревянные телеграфные столбы.
Киев 1954-го на снимке Н. Козловского
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.