Баксанское ущелье. Прямая дорога на Эльбрус. Одно из самых знаменитых ущелий Центрального Кавказа. С этими местами связано множество легенд, которые рассказывают о сокровищах, спрятанных в горах. Говорят, что здесь хранятся мистические артефакты и даже Чаша Грааля скрыта в одной из пещер. Природные красоты манят к себе путешественников и туристов, а древние развалины притягивают к себе паломников, археологов и «чёрных» копателей.
Недавно мне на почту пришло письмо с неизвестного адреса с предложением купить наконечник копья, якобы обладающий магической силой. Письмо я переслал в полицию, а сам заинтересовался, что же это за исторические ценности предлагают купить в Пятигорске. Мы решили разобраться с этим вопросом. Армавирское местное отделение русского географического общества (РГО) отправляется в Пятигорск.
Пятигорск. Город-курорт в Ставропольском крае. Он известен своими минеральными источниками, которые и сейчас, и много тысячелетий назад привлекали людей своей живительной силой. Легенда гласит, что когда эта местность была пустынной, только царь-птица орёл парил над Пятигорьем, и однажды его ужалила ядовитая змея. Сжал он её в могучих лапах, но силы оставили гордую птицу.
Рухнул орёл в горячий источник и исцелился. Этот орёл, терзающий змею, стал символом города и всего района Кавказских Минеральных Вод. Если даже вода обладает здесь волшебными качествами, то и исторические артефакты могут также обладать магической силой.
Нас интересуют археологические находки, которые здесь предлагают на продажу, но ещё также не плохо было бы выяснить — это чисто исторические ценности или артефакты, обладающие како-то мистической силой? Так что для начала расспросим местных историков и для этого отправимся в краеведческий музей. Михаил Семендяев, заведующий научным отделом Пятигорского краеведческого музея, нам рассказывает:
Чёрное копательство – это настоящий бич археологии. Самое прискорбное здесь то, что уже где-то в середине 1990-х годов сложился чёрный рынок этих предметов. Всё это поставлено на коммерческую основу. Во многих антикварных магазинах можно легально увидеть археологию. Есть целый рынок, где люди собираются и продают исторические ценности совершенно открыто, и никто этому помешать не может.
— Михаил Васильевич, мне предложили приобрести наконечник копья. Сказали что нужно в Пятигорск приехать и прислали фотографию. Посмотрите на неё, что Вы можете сказать?
— Что я могу сказать? Судя по всему, это или ранний период Средневековья, или Сарматский период. Скорее всего, это какое-то метательное копьё. Если бы я его вживую видел, я бы гораздо больше о нём сказал. В районе Заюково был обнаружен разграбленный некрополь раннего Средневековья, могильник, можно сказать. Не исключено, что вот этот наконечник может относится к тому могильнику, тем более, что там была накрыта целая банда «чёрных» копателей.
Так что же именно нашли «чёрные копатели» в окрестностях села Заюково, и какие ещё тайны там могут скрываться? Это нам и предстоит узнать. От Пятигорска до Заюкова около семидесяти километров. Добраться можно разными способами. Кто-то предпочтёт живописные горные дороги, с которых открываются потрясающие виды, но передвигаться по ним под силу только опытным водителям, ведь горный серпантин не прощает ошибок. Мы выбрали более прямую и безопасную трассу. Впрочем, и с неё можно наслаждаться окрестными горами и долинами. Полтора часа и мы на месте, в Баксанском ущелье.
Баксанское ущелье
Название села происходит от исторического названия этой местности, которое русскому человеку не так то просто даже выговорить Зэикъуэ, что в переводе с кабардино-черкесского языка означает «кизиловая рощица». Рощи эти можно разглядеть на правом склоне ущелья.
В окрестностях села Заюково есть также три вершины которые называются: Заюко (1 401 метр), Хара Хора (1 233 метра) и Матхука (1 071 метр). Местность эта довольно обжитая, но, как говорят, хранит немало тайн, которые ещё только предстоит разгадать.
Современное село образовалось после слияния нескольких окрестных аулов. Его основателем считается князь из рода Атажукиных. Один из его потомков стал даже прототипом героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Измаил-Бей». Он воевал под командованием Потёмкина, Суворова, Кутузова. Потом сражался с российскими войсками, усмиряющими Кавказ.
Есть предположение, что князья Атажукины не случайно основали село именно здесь. Они были уверены, что где-то в этом ущелье хранится клад, оставленный их предшественниками, князьями Шегемоковыми, которые владели этими землями в семнадцатом веке.
Существует легенда, что князья Шегемоковы владели таинственным артефактом, который их воинов наделял невиданной силой, а им самим позволял видеть будущее. Они якобы и резиденцию свою перенесли в Баксанское ущелье, потому что в окрестных пещерах проще спрятать и таинственный талисман, и другие сокровища. Так это или нет, неизвестно, но легенда о кладе Шегемоковых веками будоражило воображение людей.
Так может «чёрные» копатели смогли найти клад князей Шегемоковых? Маловероятно. Предметы, которые продавали «чёрные» копатели, как нам удалось выяснить, относятся к более раннему историческому периоду и вряд ли хранились в княжеских сокровищницах. Что за талисман был у князей Шегемоковых и куда он делся, так и осталось тайной. И загадка эта волновала не только охотников за сокровищами, но и поклонников мистических учений.
Окрестности Заюково
Тайн и загадок с каждой минутой становится всё больше. Местные жители рассказали нам, что на плато, прямо над селом, есть древние катакомбные захоронения. Плато хорошо видно из Заюково. Мы взяли в селе проводников — местного охотника, краеведа Муайеда Шикабахова и его друга.
Добраться до плато непросто: этой дорогой можно проехать только в сухую погоду, а не так давно прошли дожди. С другой стороны подниматься пешком от села по крутым скалистым склонам слишком опасно, тем более с грузом аппаратуры.
В более поздние времена местное население перешло к скотоводству и земледелию. Об этом свидетельствуют оставшиеся террасы чуть выше по склону. Террасное земледелие известно по всему миру, но самыми древними из всех сохранившихся террас, считаются те, которые недавно обнаружены археологами именно на Кавказе.
Позже мы выяснили, что наш проводник показал нам средневековое аланское захоронение, которое относят к VIII-IX векам нашей эры. Когда археологи обнаружили некрополь, он уже был основательно разграблен, причём разворовывать его начали ещё за много веков до современных «чёрных» копателей, а значит, сокровища которые мы ищем, взяты явно не отсюда.
Однако наш поход на плато преподнёс нам очередную загадку. Среди множества современных надписей попадаются и старые, причём весьма любопытные. Вот например: 43е/119. Если предположить, что 43 — это год, то данную надпись мог оставить кто-нибудь из непрошенных немецких гостей. Здесь же рядом, кстати, есть и свастика.
Ожесточённые бои за Кавказ проходили в 1942-1943 годах. Для фашистов было очень важно лишить Советский Союз одного из основных источников нефти, но не только эти задачи ставил Гитлер перед своими войсками. Кроме боевых частей на Кавказе были и подразделения «Аненербе», секретного института, занятого поисками следов древних цивилизаций, а также таинственной Шамбалы и мистических артефактов, таких как Чаша Грааля.
Гитлер считал Кавказ одним из мест силы, и не только он. В СССР тоже было секретное подразделение спецслужб, изучающее мистические учения, и в его планах тоже была большая экспедиция в Баксанское ущелье. Но ей не суждено было состояться. Мистический отдел НКВД был ликвидирован. Владимир Битюков, Заместитель Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики, поведал нам при личной встрече:
Мы знаем, что вся верхушка Вермахта активно занималась вопросами мистики и институт «Аненербе» здесь неоднократно бывал. Что их сюда влекло? Мы не знаем и придерживаемся той точки зрения, что здесь что-то искали, но не нашли. И вы наверняка знаете эту историю про замёрший батальон. Вот они все что-то искали. Свидетельств о том, что что-либо было найдено и вывезено, никаких нет.
История про замёрший немецкий батальон нас заинтересовала. Мы выяснили, что пару лет тому назад некий альпинист обнаружил тела немецких солдат, погребённых под толщей льда. Он показал это место нескольким местным жителям. По их свидетельствам, никаких видимых ран на телах солдат не было, не было и оружия у них в руках. Значит погибли они не в бою.
По деталям экипировки было понятно, что это подразделение егерей. Эти люди явно что-то искали в окрестных пещерах, но что стало причиной их гибели и почему их тела остались непогребёнными? Ведь историки утверждают, что немцы вытаскивали с поля боя даже одиночные тела и хоронили их. А здесь целый батальон так и остался лежать в ущелье.
Возможно, они и в правду обнаружили некий ценный артефакт, но в этом случае руководству «Аненербе» не нужны были ни живые свидетели, ни какое бы то ни было упоминание о них. Видимо поэтому пропавший батальон никто не искал. А может и само сокровище, которое искали немцы, до сих пор скрывается где-то в этих горах.
Может быть, тогда «чёрные» копатели нашли именно то, что в своё время разыскали и спрятали археологи из Вермахта? Вот только где они могли сделать тайник для найденных сокровищ? Мы отправляемся к горе Хара Хора, говорят там видели камни со знаками, похожими на свастику.
Одной из главных целей «Аненербе» были поиски Шамбалы – мистической страны, источника мистической силы. Владеть Шамбалой в их понимании означало владеть всем миром. Согласно древним верованиям, Шамбала находилась в Тибете, но было несколько боковых входов, через которые можно было в неё проникнуть, и один из них располагался как раз на Северном Кавказе.
Эти легенды выглядят не так уж неправдоподобно. Сейчас в мире обнаружено около десятка древних подземных городов, связанных между собой сотнями километров тоннелей. В Турции — это подземные города Каппадокии, в Иране — огромный Кариш, в Шотландии под Эдинбургом скрывается сеть тоннелей вырубленных в песчанике. Так почему не могло существовать тоннеля, связывающего Кавказ и Тибет? Может быть, именно его искали немецкие егеря?
Дорога здесь очень трудная. В некоторых местах проводник высаживает нас, чтобы, не рискуя экипажем, совершить спуск или подъём в очередной обрыв. Иногда путь ничем не отличается от горной тропы. Преодолев за один час восемь километров, приходиться машину оставлять.
Впереди третья вершина — Хара Хора. Ну всё, дальше только пешком. Идти, вроде, не далеко, до вершины рукой подать, но без проводника мы просто не найдём то, что ищем. Нам очень сильно повезло с погодой: говорят, что в туман здесь могут заблудиться даже опытные туристы.
Камней со свастикой на Хара Хора мы не обнаружили, но нам повезло в другом. В поход на Хара Хора нас согласился сопровождать известный в Кабардино-Балкарии писатель и краевед Виктор Николаевич Котляров. Он много лет посвятил изучению местных тайн и рассказал нам об удивительной пещере, обнаруженной на Хара Хора. Не похоже что мы очень быстро найдём вход в пещеру. Так и вышло.
Виктор Котляров
Мы блуждали около часа, а то и двух, пока нам её удалось обнаружить. Вообще, ощущения, конечно, странные. С одной стороны, мы пробираемся сквозь какие-то дебри в поисках таинственной пещеры, а с другой стороны, не возникает ощущения дикости, потому что Заюково находится в пределах нашей видимости. Виктор Котляров — руководитель Русского географического общества (РГО) Республики Кабардино-Балкария возле входа в таинственную пещеру нам объясняет:
Вот мы с вами находимся в том месте, куда каждое утро в октябре месяце уезжала бригада из дивизии «Волчья пасть», с которой мы связываем «Аненербе». Они говорили: «Мать, мы едем на работу» и уезжали, а вечером возвращались. Никто так и не знает, что именно они искали. Возможно, они искали эту шахту, кто его знает.
По свидетельствам местных жителей, во время войны в Заюково стояло немецкое подразделение. Их считали егерями. Они не принимали участия в боях, а грузили каждое утро какие-то ящики и уезжали на целый день куда-то в горы. Однажды отряд не вернулся. Возможно, это и был тот замёрзший батальон, который обнаружили в здешних краях. Мы никогда уже не узнаем, нашли ли они загадочную шахту-пещеру. В.Н. Котляров продолжает нам рассказывать:
Пещеру обнаружил в 2011 году Артур Жемухов. Если определение сталкер кому-то уместно, так это именно к нему. Он был уверен, что где-то здесь в районе Заюково есть подземные ходы, ведущие к Эльбрусу и в соседние ущелья. Он целенаправленно год за годом искал эти места, но нашёл совершенно случайно. Сама шахта-пещера была закрыта камнем, который свалился сверху и закрывал её. Но каким-то провидческим образом Артур догадался, что этот камень нужно отодвинуть. Он отодвинул этот камень и перед ним открылся проход, очень узкий, примерно 40 сантиметров на метр восемьдесят и глубиной семь метров.
К сожалению, спуск в пещеру без специального снаряжения возможен только до первой отметки где-то на шесть метров в глубину, а дальше камера путешествовала одна без людей. После первого спуска следует ещё один. Шахта глубиной шестнадцать метров. Потом ещё одна десятиметровая шахта. Завершает всё огромный зал высотой тридцать шесть метров. В центре этого зала над землёй висит огромный камень. Он как мостик с одной стороны на другую. Как он туда попал, неизвестно.
Артур Жемухов
Ряд экспертов утверждают, что этому сооружению не меньше четырёх тысяч лет. Стены больше всего напоминают кладку Египетских пирамид. Те же ровные, огромные каменные блоки, сложенные один на другой и подогнанные так, что даже иголку не вставить в шов. Да и сама гора напоминает по форме пирамиду. В. Котляров дополняет:
Отправной точкой стали слухи, или хабары, как говорят местные жители — кабардинцы и балкарцы, о том, что в верховьях Заюково, где мы с вами сейчас и находимся, на Хара Хора есть подземный город. В этом подземном городе будто бы находится комната знаний. Вот от этих хабаров Артур Жемухов оттолкнулся, связал их с пирамидами Хеопса и прочее. Эта идея для Артура была идеей фикс.
Может быть это действительно часть древнего подземного города, обитатели которого знали дорогу в таинственную Шамбалу. Пещера заканчивается многочисленными лазами, многие из которых настолько узкие, что даже ребёнок не сможет просунуть туда руку. Возможно, перед нами гигантская вентиляционная система, предназначенная для подземного города, в который исследователям пока ещё не удалось проникнуть, а может быть и место проведения древних обрядов.
Пещера в массиве Хара Хора
Есть ещё одна интересная, но не слишком правдоподобная теория. Шахта-пещера — это гигантский резонатор, излучающий колебания, вызывающий панику и ужас у приближающихся врагов, то есть это мощное акустическое оружие древних цивилизаций. Возможно, именно его искали исследователи из «Аненербе». Впрочем, эта версия вызывает много вопросов. В.Н. Котляров:
Египетские пирамиды считаются как бы резонаторами, что вполне возможно. Но это совершенно другая система, другая версия, потому что здесь некого и не на что настраивать.
Есть и ещё один мистический факт, который роднит Баксанскую пещеру с египетскими пирамидами. Считается, что первооткрыватели пирамид вскоре умерли из за того, что потревожили древние сооружения. Артур Жемухов, обнаруживший Баксанскую пещеру погиб относительно недавно при загадочных обстоятельствах. Его сбила машина. Произошло это на холме, где он тоже искал вход в таинственный подземный город, а значит, это как то может быть связано с найденной им пещерой. Виктор Котляров:
Эта шахта ведёт в никуда или, вернее, мы знаем что мы по ней не пройдём, но подземный город, город Асгард, который мечтал увидеть Артур Жемухов, когда-то обязательно будет найден.
Впрочем, у учёных нет однозначного ответа, чем на самом деле является эта шахта. Возможно, это не творение рук человека, а естественный туфовый разлом, что, впрочем, не исключает, что это место могли использовать люди для своих нужд. Кем бы ни была создана шахта, древними строителями или силами природы, это место отлично подходит для того чтобы спрятать ценный артефакт. Вот только, что это был за артефакт и как он мог сюда попасть?
Есть легенда, согласно которой тамплиеры после разгрома ордена бежали на Кавказ и принесли с собой Священный Грааль, который и спрятали в местных лабиринтах. Видимо, именно его и искали археологи из «Аненербе», но не нашли. Во всяком случае, данных о том, что реликвия оказалась в руках фашистов, нет. Но искали они его в Кавказких горах совсем не случайно.
Тамплиеры, или храмовники, — средневековый духовный рыцарский орден. Он был основан после Первого крестового похода в XII веке. Из Святой земли рыцари якобы привезли бесценный трофей — Чашу Грааля. Считается, что это кубок, из которого Иисус Христос пил вино во время Тайной вечери, а потом в него собрали кровь распятого Спасителя. Своему обладателю, Чаша даровала богатства, бессмертие и непобедимость.
Тамплиеры, действительно, на протяжении веков обладали огромным могуществом и несметными сокровищами. Но в начале XIV века орден был разгромлен французским королём Филиппом IV Красивым. Главные руководители ордена были сожжены на костре, но большинству его членов всё-таки удалось спастись. То, что часть тамплиеров бежало на Кавказ, утверждают наскальные рисунки, изображавшие рыцарей со щитами, украшенными восьмиконечным крестом — символом тамплиеров.
Ни нам, ни другим исследователям, которые побывали в пещере Артура Жемухова, не удалось обнаружить ни сокровищ, ни артефактов. Вообщем, никаких предметов, которые мог бы там оставить человек. Значит, искать нужно совершенно в другом месте. Возвращаемся в Заюково.
Гонителям тамплиеров достались их деньги, земли, замки, а вот главной сакральной реликвии — Чаши Грааля — среди их сокровищ обнаружено не было. Возможно храмовники смогли унести волшебный артефакт и спрятать его. Кавказ для этого подходил идеально. Во-первых, здесь достаточно много труднодоступных пещер, во-вторых, в этом районе были катакомбные христианские монастыри, в которых с удовольствием принимали беглецов крестоносцев.
Возможно, именно в поисках Святого Грааля в Баксанское ущелье вторгся легендарный завоеватель Тамерлан. В XIV веке его войска в окрестностях Заюково разгромили местные племена, поддерживающие хана Золотой Орды Тохтамыша. Однако преследовать отступающего врага Тамерлан не стал. Он разослал во все стороны разведывательные отряды. По одной из версий, они искали Византийский катакомбный мужской монастырь, монахи которого хранили какую-то важную реликвию.
Воины Тамерлана не знали, где именно искать монастырь, но у нас теперь есть надёжный проводник — Виктор Котляров, который подскажет нам путь к местным тайнам и загадкам. Мы вновь возвращаемся на плато над Заюково, монастырь располагался на южной его стороне. Мы были совсем рядом, но возможно не увидели самого главного.
Опять знакомая горная дорога с её ужасными спусками и подъёмами. Попасть на само плато, на котором находится монастырь, совсем несложно, поэтому здесь побывало до нас уже огромное количество туристов. Некоторые из них оставили о себе память, впрочем, не самую лучшую. В.Н. Котляров объясняет нам на месте монастыря:
По рассказам хабаров, которые передаются из поколения в поколение, и многие балкарцы ещё помнят их, ситуация такая: здесь был в своё время монастырь, в нашем понятии не такой уж и большой, всего несколько келий.
— Откуда те, кто тут жил, брали воду?
— Воду? Сверху есть очень хороший родник.
Здешние склоны состоят из песчаника, это мягкая порода. Выдолбить пещеру или приспособить для проживания уже имеющиеся, не составляло особого труда. Поэтому монахи были не первыми, кто освоил здешние места, но то, что они здесь были, не вызывает сомнений.
В монастыре жили греческие и византийские монахи. Когда они решили поселиться здесь, неизвестно, но точно установлено, что это произошло не позднее Х века нашей эры. А в XIV веке монахи, узнав о приближении Тамерлана, собрали священные книги и замуровали их в стенах монастыря. В.Н. Котляров:
Мы долго думали, что именно в этом подземелье, в этой подземной комнате находятся священные книги, то есть Библия, Евангелия и так далее. К сожалению, ничего не нашли. Но есть ещё нюансы, которые позволяют говорить о том, что здесь далеко ещё не всё исследовано.
Возможно, что среди сокровищ монахов была и некая чудесная реликвия, за которой охотился Тамерлан. По другой версии, монахам удалось унести артефакт с собой. После его победы им пришлось спасаться бегством, так как пленных грозный завоеватель не брал. Хотя не исключено, что Тамерлану всё-таки удалось заполучить Грааль.
Существуют легенды, в которых говорится, что Священная Чаша у Тамерлана была, и именно этим объясняется сверхъестественная сила древнего полководца. Утверждают, что, используя некий артефакт, он наложил заклинание на собственную могилу. Ведь существует поверье, что вскрытие могилы Тамерлана привело к началу Второй мировой войны. Что же за артефакт мог привезти Тамерлан из кавказского похода?
Некоторые легенды утверждают, что Грааль — это не чаша, а камень. Вот свидетельство средневекового французского поэта Кретьена де Труа (1135-1183). Его перу принадлежит самое раннее известное литературоведам повествование о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и Грааля – одном из важнейших духовных символов:
Грааль — это камень особой породы.
На наш язык пока что нет перевода,
Он излучает волшебный свет!
Но как попасть в Граалево братство?
Надпись на камне сумей прочитать!
Она появляется время от времени,
С указанием имени, рода, племени,
А также пола того лица,
Что призван Граалю служить до конца.
Чудесная надпись ничем не стирается,
А по прочтении, за словом слово,
Гаснет, чтобы появиться снова.
Камень, упавший с неба и излучающий волшебный свет. Что это? Метеорит? Дар Богов или послание внеземных цивилизаций? Мог ли загадочный артефакт в действительности быть подарком инопланетян, так и останется загадкой. А вот на вопрос, почему он именно оказался в Баксанском ущелье, ответ есть. Уфологи утверждают, что в этом районе часто видят НЛО. Есть и другие основания предполагать, что без инопланетян здесь дело не обошлось. Виктор Николаевич Котляров рассуждает вслух:
Вы посмотрите, вот конкреции — каменные шары. Их сделала природа. К сожалению, мы видим только семь, а их было значительно больше. В советские времена сюда загнали трактор, трактористы баловались между собой и эти круглые шары скинули вниз. Когда мы рассматривали эти каменные конкреции, они лежали как звёздное созвездие. Получается, что их вытолкала сюда не природа. Очень сложно представить, чтобы эти камни образовались здесь, скорее всего они образовались на краю. Вы посмотрите, там видно как образовываются эти каменные шары. Или их расставили в таком положении как звёздное небо.
Если смотреть на расположение камней сверху, то они действительно напоминают некое созвездие. Исследователи уверены, что это древняя обсерватория, устроенная по такому же принципу, как Стоунхендж в Англии или наш Аркаим. Так, может быть, версия о внеземном происхождении артефакта, который хранился в Баксанском ущелье, не так уж неправдоподобна?
Может быть, камни расположены не только в виде созвездия, а указывают на какой-то космический ориентир, связанный с прищельцами. Отсюда и технология каменной кладки в загадочной шахте, и эта древняя обсерватория. А, возможно, люди обошлись и без помощи таинственных инопланетян. Просто мы успели забыть то, что знали и умели наши предки. В.Н. Котляров:
В Нартском эпосе есть один сюжет, когда нарты играют каменными шарами. Вот именно эти каменные шары и рассматривают как те, которыми играли нарты. И захоронение, которое здесь находится, они тоже называли, причём ещё до того, как оно было обнаружено.
Нарты — сказочные богатыри, герои эпоса всех кавказских народов. Сказания о нартах, защитниках и покровителях появились в VII-VIII веках до нашей эры и до сих пор передаются из уст в уста:
Ты обезглавишь сотни чудовищ,
Сотни сокровищ нартам раздашь.
…Спи моё счастье, храбрый мой львёнок,
Славен и звонок будет твой путь.
Будешь ты светом рода людского,
Здравицы словно скажут тебе.
Это строки из колыбельной, которую пели младенцу нарту, герою местного эпоса. Но богатыри нарты – это народ сказочный, а кто же тогда покоится в захоронениях, и можно ли считать тех людей строителями диковинной обсерватории? Виктор Котляров:
Мы находимся на плато, которое совмещает в себе сразу несколько функций. На мой взгляд, и это подтверждено уже многими учёными, над нами находится могильник. Учёные дали ему название «третий заюковский могильник». Захоронения в нём сделаны очень необычным способом: они лежат как бы в три ряда, захоронение на захоронении. Там захоронены аланы, ниже — скифы, и мы высказали такую версию — киммерийцы.
Почему возникла именно такая версия? Говорят, что киммерийцев здесь не было и не могло быть, но мы обнаружили киммерийские шлемы. Не мы обнаружили, а, к сожалению, «чёрные» копатели. Некоторые из этих шлемов были в идеальном состоянии. Меня, когда я обнародовал эту версию, что здесь возможно находилось киммерийское кладбище, подняли в прямом смысле на смех. Какие киммерийцы в Кабардино-Балкарии? Киммерийцы были в Крыму и ушли в Европу, и так далее, и тому подобное.
— Кстати, я хотел у Вас спросить, например, такого плана наконечники могли быть из этих мест?
— Конечно, могли. Здесь их было найдено великое множество.
— Вот таких же?
— Да, они примерно все одинаковые. Это кобанская культура. Но здесь самое главное — это железные наконечники, это чуть позже, а ведь было найдено очень много всего. Все вещи, которые были найдены в этих могилах, бронзовые. Понимаете? Это — ранняя культура.
Древний некрополь первыми обнаружили «чёрные» копатели. Они же стали главной опасностью для бесценной находки, и пока учёные вели споры о том, к какому периоду истории относится некрополь, наследие это киммерийской или кобанской культуры, «чёрные» копатели набивали карманы, продавая археологические ценности. В.Н. Котляров:
Обнаружено оно было чёрными копателями примерно 4-5 лет тому назад. На рынках Пятигорска появились десятки, если не сотни артефактов. Одна могила позволяла «чёрному» копателю собрать полведра артефактов, потрясающих артефактов, в том числе, представьте себе, киммерийские шлемы, которые изображены на греческих вазах и, вообще, уникальны. Вот такая история.
Буквально за год «чёрные» копатели могли настолько сбить цену на эти предметы, что если они до этого стоили тысячи рублей на чёрном рынке, то стали стоить десятки, потому что их было великое множество. Несколько лет мы боролись за то, чтобы этот могильник был взят под охрану государства. Писали разные письма, обращались в различные инстанции, но, к сожалению, дело никак не двигалось.
Сейчас для защиты некрополя от «чёрных» копателей создана специальная рабочая группа, в которую входят сотрудники УФСБ и МВД Кабардино-Балкарии. Однако большая часть археологических находок утрачена навсегда. Здесь на плато, которое нависает над Заюково, какая-то особенная атмосфера. Здесь чувствуешь умиротворение и покой. Даже не верится, что кто-то мог прийти сюда с преступными намерениями. Но местные красоты не остановили «чёрных» копателей.
Неужели нам так и не удасться увидеть подлинные находки из некрополя, обнаруженного на плато над Заюково и узнать какими магическими качествами они могут быть наделены? Неужели наша экспедиция была напрасной? В. Котляров:
Только два года назад было принято решение, чтобы здесь была охранная зона. После того, как мы обратились в Государственный исторический музей и передали им те артефакты, которые были найдены, здесь начались раскопки. Первые раскопки велись в прошлом году. В этом году они продолжатся. Ведёт их учёный Анна Кадеева, она со мной разговаривала и сказала, что артефакты уже прошли атрибуцию и реставрированы, то есть их можно увидеть.
Мы побывали на месте, где были найдены археологические ценности, узнали связанные с ними легенды, нам приоткрылись некоторые тайны, которые хранит Баксанское ущелье. Теперь нам предстоит увидеть сами сокровища. В историческом музее хранятся подлинные находки из заюковского некрополя. Наконец мы узнаем, кому принадлежат эти вещи. Поиск приводит нас в Москву. Иванна Кадиева — научный сотрудник Государственного исторического музея рассказывает:
В нашем музее есть находки из района Заюково. Большая часть этих находок относятся к так называемой кобанской культурно-исторической общности. Пожалуй, самой интересной находкой является бронзовый шлем. Его фрагменты были найдены среди грабительских отвалов. К нам он поступил в виде разрозненных пластин, и реставраторы его уже собрали. Прежде всего, этот шлем датируется VIII веком до нашей эры и является шлемом так называемого киммерийского типа.
Такие шлемы получили название киммерийских, потому что находились именно в киммерийское время. Шлемы этого типа достаточно тонкие, они состоят из тонкого бронзового листа, который прошивался с помощью заклёпок или бронзовых лент. Разумеется такая конструкция не могла служить достаточной защитой от удара топора, булавы и тем более меча. Поэтому киммерийские шлемы являлись не столько защитным снаряжением, сколько знаком отличия или своеобразной короной.
Дело в том, что такие шлемы по форме подражают ассирийским шлемам, которые известны нам по ассирийским рельефам. Те шлемы, разумеется, были литыми, то есть имели полноценную защиту. А здесь, судя по всему, горцы Северного Кавказа копировали материалы, которые они подсмотрели у ассирийцев.
Находки из заюковского некрополя свидетельствуют о контактах местных жителей с другими древними народами, например, римские воинские фибулы, выполнявшие роль застёжки, так как пуговиц тогда ещё не изобрели. Это значит, что римляне проходили через здешние края. Среди сокровищ некрополя — воинское вооружение: наконечники копий и стрел, боевые топорики разного времени, вплоть до X века нашей эры.
Во время раскопок на некрополе сотрудникам музея удалось найти меч. Сохранился он плохо, но, с точки зрения историков, это — бесценная находка, ведь IV век до нашей эры — как раз то время, когда кобанская культура по неизвестным причинам прекратила своё существование.
Скорее всего, эти находки не обладают никакими магическими свойствами. Это реальные, а не мистические ценности. Что же касается загадочных артефактов, таких как Чаша Грааля, их будут искать всё новые и новые энтузиасты и, возможно, когда-нибудь найдут и, очень может быть, что именно на Северном Кавказе. То, что здесь остаётся множество тайн и загадок, не вызывает сомнений.