Какой подвох кроется в истории непримечательного куска льда, который смог преодолеть расстояние свыше 8000 тысяч километров на автомобиле без искусственного охлаждения и не растаять при этом? Далёкой осенью 1959 года ледяная глыба весом 3 тонны взяла начало своего путешествия в городе Му-и-Рана, расположенном в Норвегии за Полярным кругом, и окончила свой путь на экваторе в Африке. Длительная экспедиция, которая заняла четыре недели, включала в себя проезд и через обширную территорию Сахары в жару 50 градусов.
Идея экспедиции принадлежала радиостанции Radio Luxembourg, которая бросила вызов любому, кто смог бы перевезти три тонны льда от Полярного круга до экватора. Самая интересная часть задания заключалась в том, что в поездке запрещалась рефрижерация или, проще говоря, искусственное охлаждение. Уверенные, что никто не сможет справиться с таким безумным заданием, радиостанция объявила о вознаграждении в размере 100 000 франков за каждый оставшийся килограмм в пункте назначения. На то время эта сумма была эквивалентна 200 долларам или примерно 1400 долларам США в переводе на современную валюту. Хорошие деньги.
И здесь объявляется Биргер Натвик (Birger Natvik) — директор норвежской компании по производству изоляционных материалов Glassvatt (сегодня Glava AS). Он увидел объявление и предложил компании принять вызов. Биргер предположил, что если они обернут лёд стекловатой, то это позволит минимизировать таяние льда и компания сможет заработать несколько миллионов франков. Вдобавокпоездка стала бы рекламной кампанией Glassvatt, которая показала бы, насколько хорош их продукт.
В Glassvatt заявили, что они принимают вызов, и по стране прокатился фурор. Люди обсуждали, сколько льда будет потеряно в этом путешествии, а СМИ размышляли о том, сколько компании придётся вложить денег в длительную поездку, и сколько она сможет заработать. Когда Radio Luxembourg осознали свою наивность и потенциальную потерю, они отказались от предложения. Но к этому моменту запланированной экспедиции было уделено столько внимания, что стороне пришлось согласиться. Другие компании так же захотели принять участие в путешествии. Shell спонсировала топливо, а Scania предоставила грузовик. В общей сложности экспедицию финансировали спонсоры из восьми стран.
Итак, лёд был доставлен с ледника Свартисен в Норвегии, где его чуть растопили, чтобы слить все куски в один большой блок. Блок был помещен в железный контейнер, в котором была проложена древесина и стекловата. Контейнер двинулся в путь на грузовике в сопровождении фургона и автомобиля с оборудованием и съёмочной группой.
Маршрут экспедиции
Пересекая Европу, путешественникам устраивали церемонии везде, где они останавливалась. В Осло в грузовик было загружено 300 кг лекарств для доставки в больницу города Ламбарене, который находился недалеко от конечного пункта назначения — Либревиль, столица Габона. В Париже экспедиция сопровождалась полицией, и членам команды было предложено поужинать с мэром. В Марселе грузовик был поднят на борт грузового корабля. Так экспедиция пересекла Средиземное море. Когда транспорт высадился в Алжире, контейнер был вскрыт для проверки. Несмотря на необычайно жаркую европейскую погоду в тот сезон, команда потеряла всего четыре литра воды.
Первый этап экспедиции прошёл легко. Но впереди предвиделись трудности — пески Сахары. Что ещё хуже, Алжир в тот момент находился в разгаре кровопролитной войны за независимость против французских колонистов. Путь был сопряжён с огромными рисками. В пустыне не было никаких дорог, и сильно загруженный грузовик несколько раз застревал в песке. Каждый раз экипажу приходилось выходить на жаркое солнце и часами выкапывать песок из-под колёс. Их запас питьевой воды был ограничен, а температура в пустыне часто поднималась до 50 градусов.
Наконец, после 27 дней путешествия экспедиция достигла конечного пункта назначения в Либревиле. Глыба льда была взвешена — за всю поездку она потеряла всего 336 кг в весе или 11 процентов от общего веса ледяного блока. Истощенные тяжёлым путешествием, мужчины стремились вернуться домой. Поэтому, когда президент Франции Шарль де Голль сообщил, что он лично встретит команду под Триумфальной аркой, если они отвезут грузовик в Париж, недоверчивая команда отказалась и вместо этого улетела домой.
Сам лёд был рассечён и разделён между африканскими местными жителями — людьми, которые никогда раньше не видели льда. Часть льда была доставлена домой и использовалась в напитках в Осло. А экспедиция по версии норвежских СМИ была названа «величайшим рекламным трюком в мире». Ведь команда не только достигла сложной цели, но и смогла получить широкое освещение компании Glassvatt и её продукта в мировой прессе.