Наглядно показать смену климата и глобальные изменения состояния окружающей среды — непростая задача. Но для фотографа Дэниела Белтры документировать воздействие человека на нашу планету стало страстью на всю жизнь. Он снимал полярные районы, Амазонию, Исландию, Гренландию и даже разлив нефти компании BP.
С юного возраста Белтра любил гулять на воздухе, но, когда в его руках оказалась камера, он понял, насколько фотография может менять представления людей. «Фотография стала инструментом демонстрации того, что происходит с планетой, и всей агрессии, которую природа испытывает от нас, даже несмотря на то, что мы, возможно, самые разумные существа в мире», — поясняет фотограф.
За время своей карьеры Белтра открыл удивительно эффективный способ донести свою мысль: абстрактные снимки с высоты, которые, по его мнению, имеют больше эффекта, чем традиционные способы рассказывать истории. «Эти фотографии живописны, абстрактны, красивы и пугающи — в зависимости от того, что на них изображено, — поясняет автор снимков. — Это помогает немного абстрагироваться от больших проблем — вырубки лесов, глобального потепления, изменения климата и т. д. Я считаю, что, если оказаться над этим всем и немного отстраниться, это помогает лучше понять проблему».
Белтра говорит, что люди часто смотрят на его фотографии и не знают, что это. Но фотограф считает это преимуществом. «Снимки, которые создают такое напряжение, когда ты поначалу не знаешь даже, на что смотришь, но чувствуешь себя заинтригованным, приводят к возникновению немного более глубокого отношения к предмету».
Проекты Белтры требуют серьезного планирования и сильно зависят от погодных условий. Он работает на маленьком чартерном самолете, делая снимки через узкое окно за спиной у пилота. За время полета он делает фотографии почти беспрерывно, используя сразу три камеры.
Белтра потратил много времени на совершенствование своей техники и поиск необычных композиций, но все равно есть много факторов, например тряска в самолете, которые необходимо принимать во внимание.
«С самолетами сложно, потому что в формулу нужно добавлять скорость, ты не можешь притормозить, — говорит фотограф. — Композиция — это не так просто, все происходит очень быстро. Я всегда говорю людям, что это идет из моих глаз к пальцам и в мозг. Я даже толком не знаю, как это происходит».
Иногда, по словам Белтры, он даже не осознает в полной мере, что заснял, пока не пересмотрит фотографии какое-то время спустя. «Есть снимки, которые я открываю для себя позже, когда редактирую, и думаю: «Ух ты, это невероятно», — но я даже не помню, как снимал это».
Белтра рассматривает свои отношения с пилотами самолета как сотрудничество. «Я всегда говорю, что подпись должна быть общей, они определенно делают большую часть работы, — рассказывает фотограф. — Я стараюсь встретиться с ними до полета, чтобы они могли понять, чего я пытаюсь добиться». Если, например, Белтра видит восхитительный пейзаж во время полета, пилот сделает петлю, чтобы помочь снять кадр.
К счастью, фанатичная преданность Белтры своему делу была не единожды вознаграждена: он завоевывал титул лучшего фотографа природы года и даже вручал один из своих альбомов принцу Чарльзу.
Но его основная цель — рассказать людям об опасностях изменений климата.
«Самое важное — дать людям понять, что мы все в одной лодке, — говорит Белтра. — В конечном итоге, мы все еще живем на одной и той же планете, пьем ту же самую воду, дышим одним воздухом. Я не думаю, что найдется кто-то, кто не хочет сохранить все это в чистоте».