Колдуны северных народов, известные как шаманы, обладают такой мощью, что их захоронения рассматриваются как источники беспрецедентной силы, подчиняющей как людей, так и стихии. Любому, кто осмелится погрдить могилу шамана, будет уготована жестокая кара.
Арангасы шаманов
С давних времен якутские колдуны находили свой покой в арангасах — гробах, расположенных на деревьях. Множество исследователей связывают эту практику с неприветливым и малонаселенным пейзажем, а также с вечной мерзлотой, которая затрудняет выкапывание могил (особенно зимой). Однако стоит отметить, что арангасы были предназначены исключительно для шаманов, в то время как для обычных людей земли было предостаточно для захоронения.
Тем не менее, останки шамана, после трехкратного перезахоронения в воздухе (каждые сто лет), в конце концов, возвращались в землю. Как же следили за этим местные жители? Оказалось, даты перезахоронения шаманов передавались их потомками из поколения в поколение и строго соблюдались. Если родственники забывали о своих обязанностях, шаман приходил к ним во сне с напоминанием. Те из родных, кто сопротивлялся выполнению обряда, начинали испытывать недуги или сталкивались с различными бедствиями.
Даже православие, которое пришло в эти края, с почтением относилось к традициям местного населения и позволяло захоронение шаманов в арангасах. Эти уникальные структуры можно встретить и сегодня на бескрайних диких просторах, так как, как уже упоминалось, предание северного колдуна земле происходит лишь спустя триста лет после его кончины.
Дух шамана против «всесильных» работников НКВД
С установлением советской власти в Якутии шаманизм, как и другие религии, стал подвергаться строгим преследованиям, а традиции местного народа – угнетению. В тридцатые годы прошлого века в Горном районе произошел интересный инцидент, описанный профессором Владимиром Кондаковым, известным как белый шаман.
Когда-то здесь жил могущественный колдун по имени Ойуун Монньогон. В то время, о котором идет речь, пришло время провести его перезахоронение в новый арангас. Согласно обычаю, дух шамана начал являться своим потомкам в снах, требуя соблюдения ритуала. В одном из снов он сообщил, что на правой руке его тела отвалился палец и закатился за спину, его необходимо вернуть на место.
Родственники Монньогона оказались в сложном положении: с одной стороны, выполнение приказа великого шамана угрожало несчастьями, а с другой – подобные действия могли привести к репрессиям со стороны советской власти. В итоге они выбрали страх перед силой шамана и пригласили шамана Омокуна для проведения обряда. Все действия проходили под контролем председателя местного колхоза и на средства кооператива. В перезахоронении Ойууна Монньогона участвовало около ста человек.
На самом деле палец мертвого шамана нашли под его спиной и прикрепили обратно с помощью сухожилия жеребца, который был выбран для жертвы. Останки колдуна перенесли в новый арангас, следуя древним обычаям, однако не нашлось мальчика-сопроводителя, который обычно уходит за шаманом в мир мертвых. Это не устроило Монньогона, и через Омокуна он настоятельно потребовал провожатого — в противном случае угрожал забрать самого Омокуна. Спасти шамана смог лишь семидесятилетний старик Григорий Федоров, который согласился сопровождать Монньогона. Шаман принял эту жертву и пообещал колхозникам защитить их от гнева сотрудников НКВД, которые вскоре должны были прийти с проверкой.
Григорий Федоров умер в тот же день, хотя выглядел здоровым. Вскоре в селе появился проверяющий, который обнаружил в документах колхоза «расходы на перезахоронение шамана». Это вызвало шок; председателю кооператива, бухгалтеру и другим работникам грозила судебная перспектива и долговременная каторга. Но вдруг из республиканской прокуратуры поступил приказ прекратить дело за отсутствием состава преступления. Местные энкавэдэшники размахивали руками в недоумении, а все причастные к делу якуты поняли: как и обещал, Монньогон помог.
Осквернение захоронений шаманов категорически запрещено!
В шестидесятых годах прошлого века в республике произошло резонирующее событие, относящееся к арангасу северного колдуна. Студенты Якутского университета отправились на раскопки древних могил. В один из выходных будущие археологи решили отдохнуть на ближайшем озере, где, по слухам, находился воздушный гроб шамана.
Несмотря на нарастающее беспокойство, атеистическое воспитание взяло верх, и большая часть группы все же направилась к озеру. Они искупались, поиграли в волейбол и, естественно, выпили водки, что разожгло в них желание исследовать загадочную могилу колдуна.
Арангас они нашли быстро, хотя никто не осмелился приблизиться и заглянуть внутрь, даже под воздействием алкоголя. Однако для криков, смеха и мусорных бросков храбрости хватило. Два молодых человека даже справили малую нужду рядом с захоронением.
К ночи, уставшие студенты залезли в палатку и заснули. Их разбудила ужасная буря, угрожающая сдуть их временное укрытие. Неожиданно молодежь услышала за стенами палатки тяжелые шаги. Удаленность от населенных пунктов не оставляла места для мысли о заблудившемся путнике…
Ребята попытались узнать, кто это, но никакого ответа на их крики не последовало. В страхе юноши и девушки прижались друг к другу. Ветер усиливался – и вдруг снаружи раздался голос, приказывающий выйти тем, кто осквернил могилу шамана. Напуганные студенты попытались сопротивляться, но их буквально вытолкнули наружу, понимая, что под угрозой находятся все, и разумнее пожертвовать малым.
Выйдя из палатки, юноши никого не увидели, лишь стали свидетелями того, как ветер вырывает с корнями траву, ломает деревья и срывает с них листву… Постояв некоторое время, не дождавшись расплаты «хозяина», парни решили вернуться к остальным. И тут их ждал настоящий кошмар: все студенты в палатке были мертвы, с ужасом на лицах.
В состоянии глубокого шока ребята выбрались в лагерь и рассказали о произошедшем. Началось расследование, и двое несчастных студентов едва успевали с одного допроса на другой. Следователи не верили им, так как никаких признаков бури в ту роковую ночь зафиксировано не было. Заступничество местных якутов, осознавших, что происходит, создавалось впечатление о мистике, с которой, как известно, не поспоришь. Спасло студентов от тюрьмы лишь то, что экспертиза показала: все их товарищи скончались от разрыва сердца, не выдержав страха. Однако расследование не смогло найти причины этого ужаса и объяснить её материалистически. Дело было закрыто…
Как авиаторы потревожили захоронение шамана
В двадцатом веке в одном из эвенкийских сел планировалось построить аэродром для самолетов Ан-2. Узнав об этом, местные пожилые люди начали выражать недовольство, утверждая, что место для взлетной полосы выбрано неудачно, ведь поблизости находится захоронение шамана. Тем не менее, советские атеисты — как руководители, так и рядовые строители — проигнорировали их обеспокоенность, считая, что закон следует выполнять.
Аэродром был возведен, в честь его открытия организовали торжественное мероприятие, на которое прибыли высокие гости, начальство из республиканского центра. В первый Ан-2 даже посадили детей. Однако самолет почему-то не смог взлететь: он остановился, и его мотор отключился. Все обрадовались, что это произошло на земле, а местные жители решили, что шаман просто пожалел маленьких. Но никто не верил им, несмотря на то что двигатель самолета вышел из строя одновременно с поломкой винта — такое сложно представить!
В тот же вечер в реке, где без страха плавали даже дети, утонул бригадир строителей. Через несколько дней от перитонита умер еще один рабочий, здоровый парень, который до этого не жаловался на здоровье. Но и это не встревожило атеистов, по-прежнему не веривших в силу шамана, могила которого была осквернена.
Спустя месяц снова состоялось торжественное открытие взлетной полосы. И вновь Ан-2 не смог подняться в воздух, несмотря на то что был исправен, а в кабине находились опытные пилоты. Ни одна попытка не увенчалась успехом. Лишь после этого руководство задумалось: действительно, что-то здесь не так, что-то мистическое…
После этого совместными усилиями колхозников и местных стариков провели древний ритуал, чтобы попросить прощения у духа шамана за осквернение его могилы. Кооператив даже выделил молодого бычка в качестве жертвы. И что же? Неприятности сразу прекратились.
Таким образом, тревожить захоронения шаманов не рекомендуется никому. Это слишком опасно, так как дух шамана Якутии остается могущественным даже спустя несколько столетий после кончины северного колдуна.