От махорки до особых «брежневских», или Что курили в СССР
В послевоенном Советском Союзе потребителя не баловали количеством сортов колбасы или хлеба. Но зато гражданам предлагали достойный выбор табачной продукции. Любители подымить могли выбирать из десятков марок сигарет, папирос и трубочного табака, как отечественного, так и зарубежного производства. Но так было не всегда. Так что же курили в СССР в разные годы?
В дореволюционной России выбор табачной продукции был очень обширным. Жители городов могли покупать в табачных лавках и у лоточников не только отечественные, но и импортные папиросы, сигареты и табак. В деревнях предпочитали крепкий табак-самосад, его же высоко ценили в армии и на флоте. Правда курильщиков было тогда относительно мало, потому что церковь все-таки «дымление травой никоцианой» не одобряла.
Все изменилось в начале 20 века, когда грянула Первая мировая война. Миллионы людей оказались вдали от дома, в сырых, холодных окопах, под постоянной угрозой смерти. Курить начали даже те, кто раньше об этом даже не помышлял. Вернувшись домой с пагубной привычкой, курильщики способствовали ее распространению среди молодежи.
После Октябрьской революции папироска или самокрутка с махоркой стала непременным атрибутом гражданина молодой советской страны. Курили все, начиная от школьных учителей и заканчивая комиссарами. При этом табака катастрофически не хватало — табачная промышленность, лежавшая в руинах, не могла обеспечить продукцией всех желающих.
Очень скоро советская власть поняла стратегическое значение табака для народа. Ведь курящему человеку гораздо легче прожить день без еды, чем без курения. Поэтому вместе с металлургией, пищевой промышленностью и сельским хозяйством в 20-х годах начала «поднимать» и табачную индустрию.
Тогда выбор сигарет и папирос был невелик, а качество их оставляло желать лучшего. Большинство пролетариев и крестьян сохраняли верность махорке, а элиты предпочитали дорогие, мало кому доступные сорта. Сам товарищ Сталин выбрал для себя не какие-то удушливые папиросы «Спорт», а «Герцеговину Флор», выпускавшуюся на московской фабрике С. Габая (с 1918 года «Ява») еще до революции. Вождь не ленился и извлекал из папирос табак для своей знаменитой трубки.
Вторая мировая война снова нанесла серьезный удар по табачной промышленности — в СССР стало не до разнообразия. Все отрасли промышленности начали работать для фронта, не исключая и табачные фабрики. Для рядового состава поставлялась махорка для самокруток, а офицерский состав мог рассчитывать и на папиросы.
Во время войны состоялось знакомство жителей СССР с импортным куревом — сигаретами союзников и немецкими трофейными. Именно тогда и почувствовали советские граждане разницу между отечественной и зарубежной продукцией. После окончания войны многие уже знали толк в хорошем табаке и правительству пришлось принимать меры, чтобы советский продукт соответствовал.
Уже в середине 50-х в стране появилась табачная продукция множества наименований. «Каталог табачных изделий», выпущенный в 1957 году Министерством промышленности продовольственных товаров РСФСР наглядно демонстрирует разнообразие сигарет и папирос, которые выпускали в стране. Правда, простому народу большая часть этих изделий не была доступна и в сельской местности, а часто и в городах, оставались верны самокруткам.
В 1966 году произошло знаковое для советских курильщиков событие. На московской фабрике «Ява» начали выпуск сигарет с фильтром, соответствующих мировым стандартам. До этого никто особо не регламентировал производителей и каждый изготовлял сигареты на свой лад.
Уже через 10 лет, в середине 70-х, СССР вырвался в тройку лидеров мировой табачной индустрии, уступая лишь США и Китаю. Только одних сигарет выпускалось 365 млрд штук в год, а это десятая часть всего мирового производства. Были среди советских сигарет очень неплохие изделия, но основная их часть значительно уступала заграничным аналогам.
Советские сигареты и папиросы отличались низким качеством табака, который был плохо подготовлен и даже иногда не до конца высушен. В сигаретах попадались щепки и разный мусор, они потрескивали, часто гасли и иногда удивляли курильщиков нетипичными запахами и вкусами дыма.
Зато в СССР тех лет не знали, что такое добавки, поддерживающие тление и усиливающие вкус, а это значит, что наши сигареты и папиросы можно было назвать «экологически чистыми», насколько это применимо к табаку. Кроме этого, наши производители не скупились и набивали изделия под завязку. Чтобы раскурить сигарету, курильщику приходилось перед этим разминать ее пальцами.
Начало 1970-х ознаменовалась и началом поставок на рынок СССР импортных сигарет и даже сигар. В основном это была продукция соцстран: Болгарии, Румынии, Кубы, ГДР. Крупнейшим экспортером сигарет стала Республика Болгария, отправлявшая в Союз сотнями вагонов свою «Стюардессу», «Ту-134», «Опал», «Родопи» и «БТ».
Качество «болгартабака» было на порядок выше отечественного и эти сигареты быстро стали бестселлерами. Спрос на болгарские сигареты сохранялся более 20 лет и они начали постепенно исчезать из продажи только в середине 90-х. Правда, продукция 90-х, по мнению курильщиков со стажем, отставала по вкусовым качествам от той, что была в 70-х и 80-х годах.
Гурманы высоко ценили сигареты и папиросы, которые производила социалистическая Куба. Они были очень крепкими и давали дым, похожий на сигарный. Это было связано с тем, что кубинцы делали сигареты из обрезков сигарного производства.
А вот то, что ввозилось в СССР из Вьетнама, спросом не пользовалось. Сигареты из Юго-Восточной Азии были, почему-то, невероятно вонючими и в народе их называли «портянками Хо Ши Мина», в честь первого генсека компартии Вьетнама.
Гораздо реже попадали к нам сигареты из капстран, которые привозили моряки и командировочные. Американские бренды Marlboro и Camel долгие годы были в СССР символами роскоши и успеха. Пачка элитного американского курева у спекулянтов стоила 10 рублей, то есть месячной зарплаты рядового советского инженера могло хватить только на 12 пачек.
Но наши табачные изделия всегда превосходили любые зарубежные продукты тем, что были частью истории страны. На любое важное событие табачные фабрики немедленно отзывались новой маркой сигарет. Так появились легендарные «Беломорканал», «Космос», «Лайка» и другие. Были и продукты, явно ориентированные на определенные категории потребителей, например, папиросы «Шахтерские», сигареты «Полет» и «Гвардейские».
Советский курильщик тонко разбирался в нюансах своей вредной привычки. Большинство предпочитало покупать изделия определенной марки и даже выпущенные конкретным предприятием. Это было актуально, ведь в стране было немало клонов. Например, «Приму» без фильтра выпускали только в Украине две фабрики — Черкасская и Каменец-Подольская. Черкасская «Прима», по мнению многих, была мягче и приятнее.
Производила табачная индустрия СССР и эксклюзив. Например, специально для заядлого курильщика Леонида Ильича Брежнева создали элитную марку сигарет «Новость». Они были доступны и жителям больших городов, но при достаточно высокой цене значительно уступали тем, что делали для генсека и его приближенных.
Однажды для Брежнева даже выпустили специальную серию сигарет с удлиненным фильтром, который должен был снизить негативное действие продуктов горения и никотина на организм немолодого Леонида Ильича. Но Брежнева такой сюрприз только рассердил — он наотрез отказался даже пробовать особые сигареты.
В начале 80-х в среде курильщиков произошел пересмотр ценностей. Сигареты без фильтра и папиросы, некогда обожаемые миллионами, попали в категорию непрестижной табачной продукции. Им остались верны люди старой закалки, а также не самые избалованные деньгами категории населения — пенсионеры, студенты и солдаты.
- Комментарии