Изображение

Действительно ли счастье за деньги не купишь? Исследователи Дэниел Канеман и Мэтью Киллингсворт из Принстонского университета и Университета Пенсильвании исследовательским путем постарались опровергнуть это общеизвестное утверждение и выяснить, какая сумма дохода способна осчастливить среднего американского обывателя.

Повышение ставок

В 2010 году лауреат Нобелевской премии экономист Ангус Дитон обнародовал данные своего исследования, согласно которому среднему американцу достаточно годового дохода в 75000 долларов, чтобы почувствовать себя более счастливым. При этом дальнейшее прибавление материального достатка уже не оказывало, по утверждению исследователя, существенного влияния на психологическое самочувствие людей. Популярность полученных данных вызвала различные спекуляции – например, в 2015 году, ссылаясь на исследование Ангуса Дитона, основатель американской компании по обработке кредитных карт Gravity Payments Дэн Прайс даже провел пиар-акцию с повышением минимальной зарплаты своим сотрудникам до 70 000 долларов при урезании собственного дохода от бизнеса.

Однако свежее исследование Дэниела Канемана и Мэтью Киллингсворта, результаты которого были опубликованы в 2023 году в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, опровергли «скромные аппетиты» американцев, показав, что для большинства людей уровень счастья повышается вместе с доходом до 500 000 долларов в год.

В исследовании приняли участие 33 000 респондентов, минимальная зарплата которых начиналась с 10 000 долларов в год. За участниками эксперимента следили с помощью специального мобильного приложения, которое в разные моменты дня спрашивало их о самочувствии, и полученные данные сопоставлялись с доходами опрашиваемого. В результате американцы с годовой зарплатой до 500 000 долларов в целом чувствовали себя более счастливыми, чем менее финансово удачливые респонденты.

Чтобы удостовериться в правильности полученных Дэниелом Канеманом и Мэтью Киллингсвортом выводов, Ангус Дитон присоединился к исследователям. Они повторили эксперимент с участием порядка 33 400 взрослых американцев со средним доходом домохозяйства в 85 000 долларов, и данные о том, что «новая планка» для счастья достигает на данный момент 500 000 долларов в год, подтвердилась. «Это говорит о том, что для большинства людей большие доходы ассоциируются с большим счастьем», – отметил в своем заявлении Мэтью Киллингсворт. Однако при этом исследователи признают, что респондентов с ежегодным доходом выше 500 000 долларов было не так много, что несколько нарушало чистоту эксперимента.

Богатые тоже плачут

Исследователи обнаружили, что большинство американцев попадают в одну из двух групп. Счастье большинства людей растет линейно с доходом, в то время как около 30% людей являются «самыми счастливыми», поскольку преодоление финансового порога в 100 000 долларов ежегодно резко повышает их ощущение благополучия.

В то же время, в ходе проведенного эксперимента все же подтвердилась прописная истина о том, что деньги решают далеко не все. Примерно 15% участников исследования не чувствовали себя счастливее из-за своего финансового роста в случае если их годовой доход уже достигал 100 000 долларов. Исследователи предположили, что в жизни этих людей присутствуют другие удручающие факторы, которые нельзя исправить деньгами. К таким факторам, по мнению ученых, могут относиться, например, несчастная любовь, тяжелая утрата и клиническая депрессия. «Если вы богаты и несчастны, большее количество денег вам не поможет», – заключил по этому поводу Мэтью Киллингсворт.

Практическая ценность

В конечном итоге исследователи пришли к выводу, что деньги, хотя и не решают всех проблем, все же действительно могут помочь улучшить психологическое самочувствие при условии, что в жизни человека присутствуют другие аспекты, необходимые для счастья. К последним может относиться множество факторов, начиная с круга общения и заканчивая любимым хобби. Таким образом, деньги являются не ключом к счастью, а лишь одной из его составляющих.

Как утверждает Мэтью Киллингсворт, результаты проведенного исследования могут оказать реальное влияние на налоговую политику или компенсационные стратегии. Нельзя не отметить также, что исследование Дэниела Канемана и Мэтью Киллингсворта подверглось определенной критике. Скептики отмечают, что эксперимент не учитывает иных обстоятельств жизни респондентов, помимо финансов, а потому нельзя доказать прямой причинно-следственной связи между уровнем дохода и настроением участников исследования в тот или иной момент времени.