Наиболее опытные физики, психологи и ученые XIX века углублялись в тайны сверхъестественных явлений. Некоторые были настроены скептически, а другие были истинно верующими.
В XIX веке произошел взрыв интереса к призракам, а спиритические сеансы были в моде. Когда в 1848 году знаменитые сестры Фокс из Гайдсвилля, штат Нью-Йорк, заявили, что могут разговаривать с духами, эта мода просто взлетела. Появилось больше медиумов, чтобы выделить эктоплазму, передать послания умерших и заставлять предметы таинственным образом летать по воздуху.
Возможности, открываемые этой сферой, вдохновили рост спиритизма, который охватил Соединенные Штаты и Соединенное Королевство в середине-конце XIX века. Интеллектуалы того времени начали интересоваться паранормальными явлениями. Некоторые поддержали исследования паранормальных явлений, в то время как другие оставались скептически настроенными. Сегодня мы хотим рассказать вам о восьми учёных XIX века, исследовавших призраков.
Майкл Фарадей
В 1850-х годах вращение столов стало популярным занятием после того, как обычный стол стал предпочтительным каналом общения с духами. В 1853 году ученый Майкл Фарадей, наиболее известный открытиями в химии и электричестве, заинтересовался наукой, лежащей в основе движения стола. Фарадей хотел выяснить, может ли это явление иметь электрическую или магнитную причину.
Проведя эксперименты по вращению столов, тайно наблюдая за движениями мышц участников во время сеанса, 30 июня 1853 года Фарадей опубликовал свои выводы в газете Times. Он пришел к выводу, что вращение столов было не паранормальным явлением, а физическим. И что участники сами перемещали стол, но не осознавали, что делают это. Не до конца понимая механизм работы бессознательного, Фарадей наткнулся на идеомоторный акт.
Уильям Бенджамин Карпентер
Физиолог Уильям Карпентер предположил, что идеомоторная реакция может объяснить, как бессознательные телесные действия могут быть ответственны за ощущение движения спиритических инструментов, таких как лозоходные палочки, маятники и доски для спиритических сеансов. К слову, именно он придумал слово «идеомоторный» в статье 1852 года. Карпентер утверждал, что доски для спиритических сеансов не предоставляют духам метод общения с живыми. А любые «полученные» сообщения были вызваны подсознательными движениями участников. Теория Карпентера стала очень влиятельной в области исследования паранормальных явлений, поскольку она предлагала рациональное научное объяснение множеству сверхъестественных явлений.
Альфред Рассел Уоллес
Натуралист Альфред Рассел Уоллес разработал теорию эволюции путем естественного отбора независимо от Чарльза Дарвина. Эти двое переписывались на эту тему ещё до того, как Дарвин опубликовал «Происхождение видов» в 1859 году. Уоллес никогда не снискал тех аплодисментов, которыми получил Дарвин. Кроме того, его вклад в историю науки был омрачен тем, что многие современники считали опрометчивым его интерес в спиритизме.
Уоллес вывел теорию эволюции на новый уровень, предположив, что она указывает на существование сверхъестественного мира. Он считал, что, в отличие от животных, которые развились в результате естественного отбора, люди должны отличаться. Поскольку у них развилась способность говорить, сочинять музыку и решать сложные математические уравнения. Несмотря на насмешки, которые он пережил, Уоллес продолжал с энтузиазмом поддерживать исследования спиритизма. Он написал множество статей в защиту продолжения существования человеческого духа после смерти и выступал за подлинность фотографий духов.
Пьер и Мария Кюри
Лауреаты Нобелевской премии по физике Пьер и Мария Кюри получили признание за открытие радиоактивных элементов радия и полония. Именно исследования этих, казалось бы, невидимых физических сил пробудили у них интерес к другим необъяснимым явлениям. В 1905 году пара и несколько коллег-ученых приняли участие в ряде сеансов со знаменитым медиумом Эвсапией Палладино. Во время сеансов медиум произвела несколько сверхъестественных деяний, в том числе странные звуки, левитирующие столы и летающие объекты. Собравшиеся исследователи изо всех сил старались объяснить все происшедшее. А Пьер особенно был уверен, что «явления, которые мы видели, представлялись необъяснимыми, как обман».
Мари публично не поддерживала концепцию спиритизма. Но после внезапной смерти Пьера в несчастном случае с участием конного экипажа она начала писать ему в своем дневнике. Ее неотправленные письма позволяют предположить, что на каком-то уровне она верила в возможность общаться с близкими людьми в загробной жизни.
Уильям Джеймс
Уильям Джеймс (старший брат писателя Генри Джеймса) заложил основы американской психологии и был одним из основателей Американского общества психических исследований (ASPR) в 1885 году. ASPR пыталось применить строгие научные стандарты к исследованию паранормального, включая телепатию, медиумизм и призраков. Джеймс взволнованно писал своей кузине Китти Принс, что «призраки, ясновидение, спиритизм и всевозможные хобгоблины будут „исследованы“ самыми высокообразованными и „культурными“ членами общества».
Джеймс признал, что многие медиумы были мошенниками, но отказывался верить, что это означает, что всех следует признать такими. В частности, он поверил одному экстрасенсу, Леоне Пайпер из Бостона, после того, как она принесла ему сообщение от его недавно умершего маленького сына.
Джон Ферриар
В начале XIX века врач и реформатор общественного здравоохранения Джон Ферриар предпринял попытку выяснить, действительно ли призраки являются сверхъестественными или у них есть более прозаическое объяснение. Он опубликовал свои открытия под названием «Очерк теории явлений» (An Essay Towards a Theory of Apparitions) в 1813 году.
«Формы умерших людей были замечены и их голоса услышаны свидетелями, показания которых заслуживают доверия», — писал он. Он размышлял, как здравомыслящие люди могли поверить, что видели или слышали призрак, и пришел к выводу, что призраки на самом деле являются результатом «снов наяву, состоящих из клочков и пятен прошлых ощущений». Ферриар утверждал, что призраки могут быть созданы перевозбужденным разумом посредством мысленной проекции, что делает призраков психологическим явлением, а не сверхъестественным.
Элеонора Сиджвик
Элеонора «Нора» Сиджвик была математиком, суфражисткой и директором Ньюнхэм-колледжа Кембриджского университета. Она стала ключевым членом Общества психических исследований в Британии (SPR), а затем была его президентом. Как и подобное Общество в Америке (ASPR), соучредителем которого был Уильям Джеймс, SPR было одной из наиболее уважаемых организаций, исследующих сверхъестественные явления. В ее состав входили учёные, академики и известные люди, такие как Артур Конан Дойл, химик Уильям Крукс и физик Оливер Лодж.
Сиджвик провела для SPR большое количество исследований, изучая телепатию, медиумов и левитацию. Ее выводы были в основном скептическими, хотя она считала, что телепатия — настоящее, но редкое природное явление. В 1891 году член SPR Альфред Рассел Уоллес попросил общество изучить фотографии духов, поскольку он считал, что многие существующие портреты, якобы показывающие необъяснимое появление призраков, были подлинными. Сиджвик взялась за эту задачу и опубликовала статью «О фотографиях духов», которая, по сути, развенчала ее и раскрыла многие приемы, используемые для создания эффектов, похожих на призраков.
Уильям Флетчер Барретт
Уильям Ф. Барретт был известным физиком и членом Королевского общества. Но сегодня его больше всего помнят за его исследования паранормальных явлений. Барретт был в авангарде растущей области исследований паранормальных явлений, являясь соучредителем Общества психических исследований в Британии (SPR) и Американского общества психических исследований (ASPR), уговорив Уильяма Джеймса.
Барретт особенно интересовался спиритизмом, полтергейстами и видениями умерших людей, полагая, что эти явления могут указывать на существование жизни после смерти. Он утверждал, что измеримые явления, такие как звуковые волны и радиация, потенциально могут дать ключ к разгадке существования духов. Однако доверчивая позиция Барретта поставила его в противоречие со многими коллегами-учеными и членами SPR, которые были гораздо более скептичны и озабочены сохранением научной строгости. После того, как его раскритиковали за то, что он не заметил простых фокусов, используемых некоторыми медиумами, Барретт отвлекся от призраков.